Закон о землепользовании РФ

Закон о земле в Российской Федерации

Правила использования земельных участков для определённых целей физическими и юридическими лицами, а также для реализации государственных программ о развитии территорий устанавливаются Земельным кодексом, принятым под номером 136-ФЗ.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 136-ФЗ “Земельный Кодекс Российской Федерации” был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года и одобрен Советом Федерации 10 октября того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 25 октября 2001 года.

Настоящий закон регулирует отношения, связанные с использованием и защитой земель Российской Федерации как основы для жизни и деятельности различных народов, которые проживают на территории РФ. В сферу деятельности законодательства не попадают имущественные земельные отношения и экологические аспекты использования геологических ресурсов, так как данные сферы регламентируются соответствующими законами.

Последние изменения в ФЗ №101 об обороте земель сельскохозяйственного назначения читайте тут:

Земельный Кодекс Российской Федерации состоит из 103 статей и 18 глав, устанавливающих следующие положения:

  • Гл. 1 состоит из общих положений, описывающих основные принципы законодательства, сферу его действия, участников земельных отношений, также полномочия различных органов власти в установленной области;
  • Гл. 1.1 описывает порядок образования земельных участков, включая особенности возникновения прав на данные территории, а также их сохранение и передачу;
  • Гл. 2 устанавливает правила охраны земель;
  • Гл. 3 предусматривает различные виды собственности на землю;
  • Гл. 4 определяет основания для ограничения использования чужими земельными участками;
  • Гл. 5 описывает порядок возникновения прав на землю;
  • Гл. 5.1 устанавливает особенности предоставления земель, которые находятся в собственности государства;
  • Главы 5.2 — 5.6 предусматривают обмен, установление сервитута, перераспределение, безвозмездную передачу и особенности использования земельных участков, которые находятся в собственности государства;
  • Гл. 6 определяет права и обязанности собственников, а также арендаторов и пользователей;
  • Гл. 7 устанавливает порядок лишения прав собственности на земельные участки или их ограничения;
  • Гл. 7.1 предусматривает особенности изъятия земель для государственных нужд;
  • Гл. 8 описывает порядок компенсации убытков земельных собственников, арендаторов и пользователей при определённых обстоятельствах;
  • Гл. 9 определяет правила защиты прав на землю и рассмотрения споров;
  • Гл. 10 устанавливает земельные налоги;
  • Гл. 11 описывает правила государственного мониторинга за территориями, и ведения кадастрового учёта;
  • Гл. 12 предусматривает порядок осуществления государственного надзора в установленной области;
  • Гл. 13 определяет административную, уголовную и дисциплинарную ответственность за нарушение земельного кодекса, а также особенности компенсации вреда;
  • Гл. 14 устанавливает правила назначения и использования земель для сельскохозяйственных нужд;
  • Гл. 15 предусматривает порядок назначения и эксплуатации земельных участков для населённых пунктов;
  • Гл. 16 описывает особенности территорий для особого пользования, включая промышленные, энергетические, транспортные, оборонные и другие нужды;
  • Гл. 17 устанавливает правила определения особо охраняемых земель, заповедников и рекреационных зон;
  • Гл. 18 описывает земли лесного и водного фондов, а также особые территории запаса, которые находятся в государственной собственности и не подлежат использованию без наличия особых причин.

Земельные территории охраняются с целью предотвращения и ликвидации последствий загрязнения почвы, её истощения, деградации и другого негативного воздействия, которое может привести земли к негодности для использования. Также предпринимаются охранные меры для рационального использования земельных ресурсов и улучшения их плодородия.

Для реализации целей по охране земли, собственники, а также лица, арендующие и использующие земельные участки, должны проводить следующие мероприятия:

  • воспроизводство плодородных свойств земель, предназначенных для сельского хозяйства;
  • защита от эрозии, заболачивания, иссушения, загрязнения вредными веществами и промышленными отходами;
  • защита от зарастания сорняками, кустарниками и деревьями сельскохозяйственных угодий и поддержание уровня мелиорации.

Лица, которые повинны в ухудшении качественных свойств земли обязаны рекультивировать её, ликвидировав все негативные последствия и восстановив её первоначальное состояние.

Основные положения ЗК РФ

Закон о земле основывается на следующих принципах:

  • охрана земли и её ресурсов как основы для жизнедеятельности человека;
  • защита земель как самого важного компонента окружающей среды, а также основы для развития сельского и лесного хозяйства;
  • приоритетная защита почв как основного элемента, влияющего на здоровье человека;
  • участие граждан, общественных объединений, а также религиозных организаций при принятии решений об обретении прав на землю в допустимых законодательством рамках;
  • приоритетная охрана земель целевого назначения;
  • платное использование земельных участков;
  • разделение земельных территорий на категории по целевому назначению;
  • соблюдение гражданских и общественных интересов;
  • разделение государственной собственности, муниципальной, и субъектов Российской Федерации.

Регулирование земельных отношений разделяется на узконаправленные законодательства.

Последние изменения, внесенные в закон о земле

В ходе последней редакции закона о землепользовании, состоявшейся 31 декабря 2017 года, были внесены поправки в пункт 6 статьи 56.3, регулирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд.

В результате редакции положение, предусматривающее изъятие земли для осуществления федеральных проектов, было расширено условием, устанавливающим обязательный критерий об обозначении планируемого строительства в территориальных документах двух и более федеральных субъектов.

Статья 56.3 определяет следующие условия, при которых государство может изымать земельные участки для своих нужд:

  • Земли могут быть реквизированы для федеральных нужд только при необходимости осуществления государственной программы территориального развития, объекты которой определены в документации о развитии определённых территорий муниципиев и регионов;
  • Также изъятие территорий для государственных и муниципальных нужд может обуславливаться следующими потребностями:
    • создание заповедников и других природных охраняемых зон;
    • для выполнения условий международного договора;
    • для осуществления работ, связанных с использованием недр, при наличии соответствующей лицензии о недропользовании;
    • для сноса и реконструкции аварийного дома;
  • Земли изымаются независимо от права собственности и условий их использования;
  • При реквизировании земли для строительства объектов федерального или муниципального значения, планируемый проект должен быть отражен в документах о территориальном развитии двух и более субъектов Российской Федерации.

Решение об изъятии принимается в течение 3 лет с момента утверждения проекта о строительстве объектов федерального или муниципального значения в соответствии с государственной политикой развития территорий.

Скачать действующую редакцию Земельного кодекса РФ

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 136-ФЗ от 25.10.2001 “Земельный кодекс Российской Федерации” рекомендуется скачать текст законодательства с актуальными изменениями по ссылке.

Земельный Кодекс РФ 2019

Земельный кодекс посвящён регулированию взаимоотношений, связанных с землёй, являющейся территорией страны. Земля всегда сочетала в себе одновременно признаки товара, средства производства, ресурса и среды обитания. Это единство множества признаков предъявляет особые требования к механизмам и принципам регулирования земельных отношений. Не удивительно, что земельные реформы всегда способствовали радикальному изменению состояния общества и экономики.

История появления ФЗ №136

Современный Земельный кодекс явился следствием появления в Конституции РФ статьи 36, декларирующей право физических и юридических лиц на владение землёй. Право собственности предполагает возникновение и прав на пользование и распоряжение. Эта статья Конституции положила конец монополии государства на землю, что потребовало радикального изменения всего земельного права страны.

Однако Конституция лишь закрепила то, что уже существовало в России. Курс на возникновение частной собственности на землю начался с того, что собственниками земли сначала стали союзные республики, а не государство СССР. Так была создана основа для раздела Советского Союза.

В конце восьмидесятых и в начале девяностых годов были приняты законы, которые вводили и развивали институт частной собственности на землю. Окончательно закрепил это право кодекс 1991 года.

Этот юридический документ выполнил функцию обеспечения переходного периода в условиях земельной реформы и был заменён на ЗК РФ 2001 года. ФЗ №136 является главным современным документом земельного права. Его дополняет ФЗ №101, призванный регулировать оборот сельскохозяйственных земель.

В настоящее время земельная реформа, начавшаяся в девяностых годах XX века, считается завершённой. Однако это не означает, что Земельный кодекс 2001 года не будет развиваться.

Читать еще:  Как продать машину без посредников пошаговая инструкция

Объект земельного права

Земля – понятие многоликое и неопределённое. Однако в юриспруденции оно толкуется только как участок поверхности суши, имеющий свои границы, которые обозначены в натуре и в официальных документах Росреестра.

Это идеальные признаки земельного участка как юридической единицы. Однако для того, чтобы распоряжаться участками, достаточно, чтобы они имели:

  • кадастровый номер;
  • границы;
  • адрес;
  • владельца;
  • категорию;
  • разрешённое использование.

Причём, границы могут быть обозначены только на плане. А собственник у каждого участка существует по определению. Если нет конкретного лица, то владельцем недвижимости автоматически становится государство.

Функции и применение ЗК РФ

В ЗК РФ сконцентрировано сразу несколько функций. Это обеспечение:

  • прав владения недвижимостью;
  • сохранности территориальных и биологических ресурсов;
  • юридической и ресурсной базы сельского хозяйства.

Статья 7 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий земель. Это означает, что все участки в пределах Российской федерации должны относиться к одной из этих категорий. Такая норма обеспечивает рациональность использования ресурсов, сконцентрированных на конкретной территории или в масштабах страны.

Человеку, далёкому от юриспруденции, Земельный кодекс может понадобиться для того, чтобы:

  • построить собственный дом;
  • заняться сельскохозяйственным производством;
  • легализовать участок, находящийся в пользовании;
  • продать, подарить или завещать дачу, дом и землю;
  • оформить право публичного сервитута;
  • арендовать участок;
  • отстаивать свои права на землю в спорных ситуациях.

Это всего лишь самые распространённые случаи, когда людям приходится обращаться к статьям Земельного кодекса России. Однако введение частной собственности на землю породило разнообразие ситуаций, которые требуют знаний норм земельного права.

Земельный кодекс относится к очень динамичным документам, поскольку он является нормативной базой ещё не до конца завершённой земельной реформы. Это предъявляет особые требования к тем, кто по роду деятельности постоянно сталкивается с земельными проблемами юридического характера. Пользуясь этим документом, следует обращать внимание на то, в какой редакции представлена данная версия. Это позволит избежать ошибок и проблем, связанных с использованием устаревших нормативов.

Федеральный закон о земле

Основным правовым актом, регулирующим использование земельного фонда Российской Федерации, является Федеральный закон 136 ФЗ. Земельный кодекс РФ регламентирует все общие вопросы, связанные с эксплуатацией земель и их охраной. Регулируется право собственности на участок, порядок его возникновения и передачи иным лицам. Предписываются требования по использованию в соответствии с видом и классификацией земли.

Земельный кодекс РФ – описание

Земельный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года. С момента утверждения закона в него вносились многочисленные изменения, направленные на приведение закона в актуальное состояние в связи с нововведениями и реформами. Последние поправки были внесены в июле 2017. (Изучите в дополнение 137 ФЗ о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации).

Актуальная редакция Закона 136 ФЗ состоит из ряда глав, регламентирующих правовые аспекты землепользования. Основные положения определяют принципы законодательства в сфере землепользования, а также применение международных договоров. Регулируются участники и объекты земельных отношений, состав и категоризация земель. Предписываются полномочия федеральных, региональных и местных органов власти.

Закон о земле определяет процедуру образования участков, учитывается их выделение, разделение, перераспределение и объединение. Предписываются требования к образуемым наделам, указание схемы расположения, возникновение прав и обременения на земельный участок.

В охране земель закон определяет цели и содержание обеспечиваемой защиты. Предписывается порядок использования территорий, загрязненной химическими или радиоактивными веществами, а также микроорганизмами.

Закон о земле предусматривает порядок формирования права на собственность и владение участком. Учитывается принадлежность территорий государству, субъектам РФ, муниципальным образованиям, физическим или юридическим лицам. В отдельном порядке предписывается ограниченное использование чужих участков – право сервитута.

Земельный кодекс РФ особое внимание уделяет возникновению права собственности на выделенный участок. Предписываются основания для владения, а также документы, которые подтверждают имущественную принадлежность территории. Учитывается и порядок перехода права собственности.

Законом о земле регламентируется процедура предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, во владение физическим и юридическим лицам. Регулируются основания для таких действий, а также особенности оформления временного использования участков. Учитывается порядок проведения аукциона, выявление победителя и заключение соглашения об аренде или продаже.

В отдельном порядке Законом о землепользовании предусматривается обмен участков, а также перераспределение территорий, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Предусматривается возможность безвозмездной передачи земель в собственность регионам или муниципиям, в некоторых ситуациях — и гражданам РФ.

Законом регулируются случаи использования государственных земель без установления сервитута или выделения участка. Определяются права и обязанности собственников и арендующих, а также порядок прекращения и ограничения владения. Законом предписывается и процедура изъятия земли для государственных или муниципальных нужд.

Главы Земельного кодекса РФ, касающиеся охраны земель, можно выделить в следующем порядке:

  • проведение оценки и экспертизы территорий;
  • возмещение убытков, связанных с ухудшением качества используемой земли;
  • земельный надзор на государственном, муниципальном и общественном уровне;
  • определение ответственности за нарушения предписаний.

В отношении использования земель закон определяет следующие виды:

  • территории сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • участки под промышленность, транспорт, энергетику, иные коммуникационные и производственные объекты;
  • особо охраняемые территории и объекты;
  • земли лесного и водного фонда, а также фонда запаса.

В отношении данных территорий закон дает определения, а также устанавливает ограничения и условия в использовании и эксплуатации.

Есть и другой закон, посвященный освоению земель Дальнего Востока. Читайте ФЗ 119 в последней редакции по ссылке:

Общие положения

Общие положения Закона о земле регламентируют правовую базу для данной сферы законодательства. Документ предписывает основные принципы, на которых базируется землепользование:

  • понимание земли как основы жизнедеятельности человека;
  • приоритет на охране земельных территорий, как важнейшей составляющей окружающей среды;
  • акцент на охране жизни и здоровья граждан;
  • участие граждан и иных собственников в решении вопросов, возникающих в связи с их правами на землю;
  • единство земельных участков и расположенных на них объектов;
  • сохранение особо ценных территорий;
  • платность использования участков кроме определенных законом случаев;
  • категоризация территорий по назначению;
  • разграничение государственной, региональной и муниципальной собственности;
  • дифференцированный подход к определению правового статуса территорий;
  • баланс между интересами общества и граждан;
  • разграничение норм гражданского и земельного законодательства.

Участниками земельных отношений по закону могут быть физические и юридически лица, государство, субъекты РФ, а также муниципальные образования. В качестве объектов землепользования рассматривают землю как природного объекта в целом, а также земельные участки и их части.

А вы знаете какие территории относятся к особо охраняемым? Подробности в ФЗ 33.

Последние изменения

Последние изменения в Закон о землепользовании были внесены 29 июля 2017 двумя документами. Поправки коснулись следующих положений:

  • в пункт 4 статьи 11.2 добавлен подпункт 4 об образовании участков в связи с возникновением временных поселений;
  • в статью 39.5 введен подпункт 11 об участке, включенном в состав научно-технического центра;
  • п 2 ст 39.6 дополнился подпунктом 37 аналогичного содержания;
  • статья 39.15 Закона о землепользовании была дополнена пунктом 7.1 об особенностях согласования схемы расположения надела, в эту же статью в п 9 введен подпункт 11.1 о сведениях особо охраняемой территории;
  • полностью изменена редакция подпункта 2 пункта 5 статьи 39.18 о принятии решения о предварительном согласовании выделения земельного участка;
  • статья 39.29 дополнена пунктом 8.1 о согласовании схемы выделяемого участка с иными законодательными актами.

Скачать Земельный кодекс РФ

Скачать Земельный кодекс Российской Федерации можно здесь. Документ представлен в редакции, актуальной на август 2017. Закон будет востребован гражданами и юридическими лицами, юристами и сотрудниками соответствующих учреждений, занимающихся вопросами землепользования.

Порядок оформления самовольно занятых земель — с 16 сентября 2019 года

Содержание

Признаки самовольного использования земли

Самовольное занятие земельного участка — одно из распространённых земельных правонарушений. В юридическом понимании самозахват — нелегальное владение «не своим участком» без разрешений и документов, доказывающих полномочия владельца надела по его распоряжению.

  • договора купли-продажи или аренды
  • свидетельства о наследовании
  • постановления суда
  • решения органа власти о предоставлении земли
  • иных правоподтверждающих документов

становится фактом самовольного владения земельным участком (ЗУ).

Правонарушения с признаками самовольного пользования землёй:

  • эксплуатация по истечении срока действия документов:
      • например, договора аренды
  • оборот по нецелевому назначению:
    • на участке ведётся иная деятельность, чем та, что установлена при его регистрации
  • произвольное изменение границ ЗУ для увеличения его площади:
    • самозахват
  • ведение на участке неузаконенного предпринимательства
Читать еще:  Длительность испытательного срока по трудовому кодексу

За самовольное занятие земли законодательством предусмотрены меры наказания владельцев. Их суть изложена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Некоторые правонарушения могут повлечь изъятие участков и даже уголовную ответственность.

Законодательные изменения — 2019

16 сентября 2019 года вступили в силу изменения в Федеральных законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», выполненных на основании закона № 150-ФЗ от 17.06.2019.

Они упростили проблемы:

  1. с самовольным захватом земель и их оформлением
  2. согласованием границ ЗУ
  3. выявлением и исправлением допущенных кадастровых ошибок при регистрации объектов недвижимости в ЕГРН

Законодательно отлажено решение следующих вопросов:

  • регулирование процесса согласования общих границ земельных участков
  • оформление незаконных излишков земли с корректировкой границ существующих наделов при установленных законом условиях и порядку
  • исправление реестровых ошибок в описании границ земельного участка

Возможные конфликтные моменты, возникающие в перечисленных ситуациях, с удобными способами их разрешения устраняются по итогам комплексных кадастровых работ (ККР). Они проводятся на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов и охватывают все земельные участки в их границах.

Комплексные кадастровые работы (ККР)

Исполнители комплексных кадастровых работ — кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:

  • органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
  • органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)

В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.

В извещение включаются следующие сведения:

  • номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
  • данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
  • данные заказчика ККР
  • данные исполнителя ККР
  • права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР

ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ. Это исключает лишние бюджетные траты.

Обязательность ПМТ установлена для следующих земель:

  • ЗУ, занятых территориями и объектами общего пользования в границах садоводческих, огороднических товариществ
  • ЗУ под объектами (территориями) общего пользования:
    • площадями
    • улицами
    • проездами
    • набережными
    • скверами
    • бульварами
    • водными объектами общего пользования
    • т.д.
  • ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома
  • ЗУ, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения
  • ЗУ, занятых:
    • зданиями
    • сооружениями (за исключением линейных объектов)

ККР для лесных участков выполняются при наличии проектной документации, подготовленной в соответствии с лесным законодательством.

Цели комплексных кадастровых работ:

  • уточнение границ земельных участков, зданий, сооружений, незавершённого строительства
  • обеспечение справедливого налогообложения
  • выявление и устранение случаев:
    • пересечения границ
    • ошибок в реестре

К задачам ККР относится и выявление незаконной недвижимости:

  • земельные участки:
    • при отсутствием сведений о них в ЕГРН
    • при владении их лицами, не имеющими на то правоподтверждающих документов
  • здания, сооружения, незавершённое строительство:
    • при отсутствии сведений о них в ЕГРН
    • при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов у лиц, эксплуатирующих строения или занимающихся их строительством

Отчёты по ККР в виде карты-плана территории со сведениями о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, необходимые для внесения в ЕРГН, направляются:

  1. заказчику комплексных кадастровых работ
  2. в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, занимающийся государственным земельным надзором

Порядок оформления самовольных «прирезок» земли

Не стоит надеяться на увеличение площади имеющегося в собственности земельного надела «до бесконечности» за счёт самовольно занятых соток и оформление их в собственность.

Узаконить захваченные участки можно при одновременном выполнении следующих условий:

  1. излишком земли «захватчик» пользуется не менее 15 лет
  2. органы власти не предъявляют претензии к «захватчику» и с владельцами смежных участков у него нет споров по границам участков
  3. площадь «прирезаемой» территории не должна превышать предельную минимальную площадь земельного участка, установленную в муниципалитете:
    • если минимальный норматив площади ЗУ не установлен, то оформить право собственности можно только на часть земельного излишка, составляющую не более 10% площади основного участка, находящегося в законной собственности
  4. площадь основного участка не должна быть меньше той его площади, что зарегистрирована в сведениях ЕГРН, более чем на 10%

Владелец участка вправе оформить в собственность излишек земли в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для государственной регистрации новых границ участка.

Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли — ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР.

Установление границ земельных участков

При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.

В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:

  1. на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
  2. более чем на 10% (для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)

Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:

  1. установить расположение границ земельного участка и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
  2. подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР

Информация об образуемых земельных участков содержит:

  • кадастровые номера исходных участков
  • сведения о способе образования
  • данные:
    • о расположение границ
    • о площади
    • о ВРИ участков

Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10 %, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:

  1. внести сведения об участке в карту-план территории
  2. получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории

Новый порядок согласования общих границ ЗУ

Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.

Порядок согласования границ стал удобным:

  • для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
  • кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
    • с каждым владельцем смежного участка
    • на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания

Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание — это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.

В случае несогласия с границами ЗУ смежники в течение 15 дней после получения извещения направляют свои возражения кадастровому инженеру. Он фиксирует их в акте согласования и включает акт в материалы межевого плана. Если возражения обоснованные, то орган регистрации прав приостановит оформление границ. Разрешение споров далее будет вестись в суде, а кадастровый инженер, проводивший межевание, может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Владельцам участков нужно внести в государственный реестр недвижимости достоверные контактные сведения (почтовый или электронный адрес), отправив заявление через любой офис МФЦ. Эта несложная предострожность — залог получения вовремя уведомления об общем собрании, личного присутствия при замерах спорных границ, чем можно предотвратить ошибки при их установлении и сложные судебные разбирательства.

Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР

Правообладатели недвижимости, находящейся на территории комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить в установленное графиком время доступ к объектам исполнителю комплексных кадастровых работ.

Читать еще:  Рабочий день водителя по трудовому кодексу

Они могут предоставить кадастровому инженеру, непосредственно выполняющего кадастровые работы, имеющиеся по объектам документы и потребовать документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ:

  • заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
  • справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
  • документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
  • документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера

Исправление реестровой ошибки

Реестровая ошибка — искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в ЕГРН. Она может быть в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории, акте обследования.

Причины реестровых ошибок

1. Ошибки кадастрового инженера:

  • при межевании земельного участка
  • при определении площади здания
  • границы земельного участка могут пересекать границы другого
  • площадь здания не соответствует фактической площади
  • т.д.

2. Неточности и искажения в документах и уведомлениях, направленных в орган кадастрового учёта в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Ранее исправление реестровых ошибок было проблематичным и длительным. Новый закон упростил эту процедуру и в 2 раза уменьшил время, отведённое на исправление недочётов.

Для исправления реестровой ошибки орган регистрации прав наделён новыми полномочиями по выезду на местность для определения:

  1. фактических координат земельных участков
  2. контуров зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства

Полученные данные вносятся в ЕГРН без согласия правообладателя:

  • исправление проводится в случае, когда оно не вызовет прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости
  • срок исправления ошибки составляет 3 месяца
  • собственник недвижимости вправе продлить срок исправления на 3 месяца:
    • по заявлению
  • после исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан сообщить правообладателю о выполненных изменениях по его объекту
  • правообладатель вправе оспорить в суде решение по исправлению ошибки, если он не согласен с тем, как она была исправлена

К законодательным нововведениям нельзя относиться как к простому способу быстрого увеличения площади земельных участов. Они коснутся только части из них. Заслуга федерального закона № 150-ФЗ в том, что установленный им упрощённый порядок выполнения комплексных кадастровых работ благотворно скажется на положении собственников земельных участков.

Земельный кодекс РФ: какие нормы законодательного акта действуют в 2019 году в земельных отношениях

С 1.01.19 вступили в силу поправки, внесённые Правительством ещё в 2017 году в Федеральный закон №136-ФЗ или Земельный кодекс.

Раздел земельного участка

Поправки дополнили существовавшие нормы статьи 11.4 ЗК РФ – раздел земельного участка. Внесённые изменения коснулись дачных участков, которые теперь будут дифференцированы на садовые и огороднические товарищества. Данная дифференциация позволит более гибко регулировать нормы использования земель, что в последующем позволит государству и муниципалитетам:

  • внедрять новую систему налогообложения на доходы с земельных участков;
  • устанавливать регламент строений, возводимых на этих участках;
  • контролировать использование земель по целевому назначению.

За товариществами сохранится статус юридического лица с уполномоченным органом управления. Но теперь его обяжут к проведению межевания и создания межевого проекта. На основании межевого проекта будут официально выделены:

  • участки для индивидуального пользования;
  • места совместного пользования.

На каждый надел должен быть составлен план с выделением границ в натуре с указанием координат поворотных точек и обведения контура межевых линий в документе. Это позволит безболезненно и эффективно решать все вопросы, связанные с земельными спорами и нарушением межевых границ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Выдел площадей совместного пользования и закрепления их за юридическим лицом окажется выгоден муниципалитету по следующим основаниям:

  • Товарищество будет пользоваться только теми землями, которые законно оформлены в пользование юридического лица, не нарушая границ своего земельного массива с муниципальными землями.
  • Муниципалитет будет получать земельный налог от землепользователей в полном объёме: со всего используемого садоводами и огородниками массива.
  • Местным властям станет легче контролировать все действия юридического лица и отдельных его членов, связанные с целевым использованием земель.

К местам совместного пользования относятся места, предназначенные для дачной инфраструктуры:

  • места подъезда или прохода к участкам;
  • остановочные пункты;
  • места, предназначенные для размещения инженерных коммуникаций;
  • ларьки, магазины для дачников;
  • иные объекты инфраструктуры или линейные объекты, использующиеся товариществом.

Юридическое лицо будет уплачивать в муниципалитет земельный налог со всей принадлежащей ему территории. Членам товарищества придётся компенсировать этот налог из расчёта:

  • размера выделенного им персонального земельного участка;
  • соразмерной доли за земли общего пользования.

По регламенту за эту часть территории налог будет разделяться между всеми членами товарищества соразмерно доле владения индивидуальным наделом. Например, если у одного из владельцев сдвоенный участок, ему будет назначаться двойной налог за использование совместной территории.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Оспорить это решение правления товарищества можно только в суде, доказав, что собственник имеет автономный проход, подъезд и место установления инженерных коммуникаций. Во многих дачных хозяйствах такой регламент начисления налогов действует уже давно. Но с начала 2019 года он стал законом, который будет соблюдаться всеми юридическими лицами и выделившимися из их числа собственниками.

В остальном разделение участков в обозначенный период будет проводиться по уже имеющемуся регламенту, где существенную роль играют:

  • Проведение межевания с постановкой на кадастровый учёт вновь выделенных земельных участков и снятия с кадастрового учёта ранее существовавших участков.
  • Соблюдения минимальных размеров при разделе. Эти нормы устанавливаются местной администрацией и различны в разных регионах.
  • Соблюдение норм межевания: недопущение наложения границ, вклинивания границ участков друг в друга. Обязательно предусматривать наличие прохода и проезда к каждому участку.

Организация соблюдения указанных норм при разделе возложена на собственника и обязательно регулируется земельным отделом местной администрации.

Предоставление муниципального земельного участка в аренду

В государственной собственности находятся массивы, принадлежащие федеральным или муниципальным органам, управляющим земельной собственностью. Это наделы, которые не оформлялись в собственность физических или юридических лиц. Земельная государственная собственность может передаваться в аренду физическим и юридическим лицам, в том числе, если они являются представителями иностранных государств. Случаи передачи земель в аренду установлены в статье 39.6 ЗК РФ. Процедура передачи арендных прав может происходить:

  • при участии в торгах;
  • без участия в торгах.

Обозначенная статья Настоящего кодекса не претерпела изменений. Зато изменения были внесены в статью 39.7 ЗК РФ, указывающую на назначение суммы арендной платы. Он оглашает в п. 5 указанной статьи, что в определённых случаях арендная плата не должна превышать размер земельного налога. К таким случаям относится передача земельного участка:

  • Если он передаётся для использования в государственных или муниципальных интересах. Или земли ограничены в обороте.
  • Когда территория застройки относится к территории развития населённого пункта.
  • Для некоммерческих организаций, социальных домов и учреждений.
  • Если граждане имеют право на получение участка вне очереди на иных льготных основаниях.
  • Если с застройщиком заключён договор об освоении территории.

В перечисленных случаях земли передаются без организации торгов. В статье 38.9 ЗК РФ, устанавливающей сроки аренды участков, появились небольшие изменения. В силу изменения земельного законодательства был упразднён п. 5 настоящей статьи, а также изменились некоторые сроки аренды для разных категорий арендаторов.

Как правило, речь здесь идёт о самовольных постройках. Срок на их демонтаж составляет один год.

Другие изменения, актуальные на 2019 год

Законодательство также внесло коррективы, которые в текущем году вступят в силу, относительно нижеследующих факторов:

  • допустили образование временных населённых пунктов;
  • предусмотрели выдел земельных участков для расположения на них научно-технических центров;
  • внесли дополнения для особо охраняемых территорий;
  • ужесточили нормы несанкционированного использования земельных участков;
  • внесли новые положения о дачных домиках.

Теперь домики на фундаменте можно возводить только в пределах садовых товариществ. Если дачный посёлок относится к овощеводческому хозяйству, здесь можно возвести только некапитальное строение без фундамента, предназначенное для хознужд и временного пребывания. Нарушение этого регламента считается несанкционированным использованием участка и допускает применение норм статьи 7.1 КоАП РФ. В остальном остаются актуальными нормы предшествующих лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector