Закон о запрете пропаганды нетрадиционных отношений содержание

Запрет пропаганды гомосексуализма в свете судебной практики

Сергей Хаванский,
кандидат юридических наук,
руководитель Правовой редакции Компании
«ГАРАНТ»

Одно из самых громких законодательных событий последнего времени — рассмотрение Госдумой так называемого «закона о запрете пропаганды гомосексуализма», а точнее — законопроекта № 44554-6, согласно которому КоАП РФ дополняется статьей 6.21, в соответствии с которой запрещается «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».

Данный законопроект явился далеко не первым предложением внести законодательные ограничения относительно гомосексуализма и иных форм «нетрадиционных сексуальных отношений». Но если законодатель до поры до времени не регулировал данные вопросы, то в судебной практике они уже поднимались. Именно позиции российских и международных инстанций мы предлагаем рассмотреть ниже, абстрагируясь от тех или иных политических предпочтений.

Конституционный Суд РФ

Так, первым имеет смысл привести Определение Конституционного Суда РФ от 19 января 2010 г. № 151-О-О. В п. 3 данного решения указывается, что региональный законодатель «установил меры, направленные на обеспечение интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей, в том числе в виде запрета совершать публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма». По мнению Суда, «сам по себе запрет такой пропаганды – как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений, – среди лиц, лишенных в силу возраста возможности самостоятельно критически оценить такую информацию, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан».

В заключение Суд посчитал, что «подобные ограничения не закрепляют какие бы то ни было меры, направленные на запрет гомосексуализма или его официальное порицание, не содержат признаков дискриминации, по своему смыслу не допускают избыточные действия органов публичной власти. Соответственно, оспариваемые заявителями положения данных законов не могут рассматриваться как несоразмерно ограничивающие свободу слова».

Верховный Суд РФ

Спустя полтора года на данную тему высказался Верховный Суд РФ (Определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 15 августа 2012 г. № 1-АПГ12-11). Данный акт содержит определение пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, которая «предполагает активные публичные действия с указанными выше целями, связанные с формированием привлекательного образа нетрадиционной сексуальной ориентации, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений». Именно эти формулировки легли в основу ст. 6.21 КоАП РФ.

Из представленного понимания Суда следует, что не любые публичные действия могут быть признаны пропагандой, и, таким образом, ее запрет «не препятствует реализации права получать и распространять информацию общего, нейтрального содержания о гомосексуальности, проводить публичные мероприятия в предусмотренном законом порядке, в том числе открытые публичные дебаты о социальном статусе сексуальных меньшинств, не навязывая гомосексуальные жизненные установки несовершеннолетним как лицам, не способным в силу возраста самостоятельно критически оценить такую информацию».

Европейский Суд по правам человека

Указанное выше в позиции ВС РФ разделение между «пропагандой» гомосексуализма и его «обсуждением», «информированием» важно в контексте необходимости соответствия российской судебной практики практике Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). В частности, речь идет о Постановлении Европейского Суда по правам человека от 21 октября 2010 г. Согласно его п. 84, «не существует двусмысленности в отношении признания другими государствами-участниками права людей открыто называть себя геем, лесбиянкой или иным сексуальным меньшинством и пропагандировать свои права и свободы».

Как отметил Европейский Суд, в его распоряжении «отсутствуют научные доказательства и социологическая информация, подтверждающие, что обычное упоминание о гомосексуальности или открытая общественная дискуссия о социальном статусе сексуальных меньшинств окажет негативное воздействие на детей или «ранимых взрослых». Наоборот, только с помощью справедливой и общественной дискуссии общество может обратиться к таким сложным вопросам, которые были подняты в данном деле. Такая дискуссия, подкрепленная академическими исследованиями, прояснила бы несколько вопросов, вызывающих всеобщее непонимание, таких как, например, может ли человек быть воспитан как гомосексуалист, склонен к гомосексуальности или переманен из нее или может ли он добровольно выбрать ее или отказаться от нее. Именно подобную дискуссию пытался инициировать в настоящем деле заявитель, однако она не могла быть заменена спонтанными мнениями чиновников, которые последние считали популярными».

Законопроект в свете судебной практики

По итогам проведенного выше анализа можно констатировать наличие в судебной практике как минимум трех различных понятий:

  • пропаганда самих «нетрадиционных сексуальных отношений» (в т.ч. гомосексуализма);
  • пропаганда «прав и свобод сексуальных меньшинств»;
  • «информирование» о гомосексуальности и обсуждение всех связанных с этим вопросов.

Позиции судов по каждому из названных пунктов состоят в следующем:

  • запрет первой российскими судами признается правомерным, а ЕСПЧ на эту тему не высказался;
  • вторая защищается в Европе и не запрещена российскими судами;
  • третье признается и защищается как российским, так и международным судом.

Рассматриваемый законопроект, вроде, настаивает на запрете именно первого вида деятельности. Однако, как представляется, для более полного понимания позиции законодателя следует обратиться к ее пояснению, представленному, например, в пояснительной записке к законопроекту.

Основным постулатом последней выступает опасность пропаганды гомосексуализма «для детей и молодежи, еще не способных критически отнестись к той лавине информации, которая обрушивается на них каждый день», в связи с чем «необходимо оградить в первую очередь подрастающее поколение от воздействия гомосексуальной пропаганды». Для этого, по мнению авторов законопроекта, следует «установить меры, направленные на обеспечение интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей, в том числе в виде запрета совершать действия, направленные на популяризацию гомосексуализма», который при этом «не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан». Особо подчеркивается, что «административная ответственность предусматривается не за сам факт гомосексуальной ориентации человека, а только за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних».

Из сказанного очевидно, что, хотя законопроект формально и не противоречит позициям как российского, так и международного суда, основой его является тезис о связи между «популяризацией гомосексуализма» и «интеллектуальной, нравственной и психической безопасностью детей». Между тем, в решении ЕСПЧ говорилось о том, что в распоряжении даже такого авторитетного органа нет научного обоснования негативного воздействия «обычного упоминания о гомосексуальности или открытой общественной дискуссии о социальном статусе сексуальных меньшинств» на детей. Именно по причине отсутствия достоверной информации такого рода (по всей видимости, нет ее и в распоряжении российских судов) запрет выделенного нами ранее «информирования» («обсуждения») о вопросах гомосексуальности недопустим.

Следовательно, весь вопрос в том, допускает ли вводимое законопроектом понятие «пропаганды гомосексуализма» такое его толкование, что речь будет идти не о навязывании «нетрадиционного» взгляда на сексуальные отношения, а будет преследоваться даже «информирование» и «обсуждение».

Подводные камни

К сожалению, предпосылки такого рода имеются, и вытекают они из самого текста проекта. Согласно ему, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних выражается в «распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям».

Фактически, по закону должно будет преследоваться «распространение информации». Да, оно должно иметь определенные цели — такие, как «формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок». Но российское законодательство не содержит такого понятия как «нетрадиционная сексуальная установка», а само понимание термина «установка», заимствованного из психологии, весьма неоднозначно и в самой психологии. Получается, что речь идет о неопределенном понятии, которое каждый раз будет толковаться судами произвольно (замена нормальной дискуссии «спонтанными мнениями чиновников, которые последние считали популярными» также критиковалась ЕСПЧ). При этом условии любая общественная дискуссия может попасть под действие санкций ст. 6.21, что должно быть исключено в силу процитированных выше позиций КС РФ, ВС РФ и ЕСПЧ.

Читать еще:  Понятие мать одиночка в трудовом кодексе

Кроме того, закон фактически объявляет недопустимым возникновение интереса среди несовершеннолетних к «нетрадиционным сексуальным отношениям». Но разве такой интерес с необходимостью предполагает изменение сексуальной ориентации ребенка? Не может ли быть такой интерес связан с желанием последнего познакомиться с социальным разнообразием, с потребностью ориентироваться в жизни современного общества, частью которого (вне зависимости от чьего-либо отношения к этому факту) давно стало ЛГБТ-сообщество?

Наконец, в проекте косвенно утверждается опасность и недопустимость мнения о «социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений», что, на наш взгляд, может и вовсе рассматриваться как прямой призыв к дискриминации «прав и свобод сексуальных меньшинств», что, как отмечалось выше, совершенно недопустимо с точки зрения ЕСПЧ и никак не поддерживалось ранее судами в России (а по идее, и не может в силу прямого противоречия Конституции РФ).

Таким образом, рассмотренный законопроект, хотя и является, безусловно, отражающим точку зрения большинства граждан нашей страны, тем не менее является спорным с юридической точки зрения, а его правоприменение может вступить в противоречие не только с нормами международного права, но и со сложившейся прежде практикой российских судов.

Остается надеяться, что его принятие даже в существующей редакции не приведет к отраженным в статье негативным последствиям.

Документы по теме:

  • Законопроект № 44554-6 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей»;
  • Определение Конституционного Суда РФ от 19 января 2010 г. № 151-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Алексеева Николая Александровича, Баева Николая Викторовича и Федотовой Ирины Борисовны на нарушение их конституционных прав статьей 4 Закона Рязанской области «О защите нравственности детей в Рязанской области» и статьей 3.10 Закона Рязанской области «Об административных правонарушениях»;
  • Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2012 г. № 1-АПГ12-11;
  • Постановление Европейского Суда по правам человека от 21 октября 2010 г. Дело «Алексеев против России» [Alekseyev v. Russia] (жалобы № 4916/07, 25924/08 и 14599/09);
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)

Как в России работает запрет пропаганды гомосексуализма

Представление ЛГБТ в привлекательном свете в РФ запрещено законом. Но его применение пока выборочно и ограничивается штрафом. Теперь МВД предложило ввести уголовную ответственность за гей-пропаганду.

В МВД России предложили ввести уголовную ответственность за «пропаганду педофилии и гомосексуализма» среди несовершеннолетних. Как пишет информационное агентство ТАСС, 19 октября на заседании Госдумы Сергей Алабин, начальник отдела по борьбе с педофилией управления организации борьбы с преступлениями против личности ГУУР, заявил: «Был озвучен вопрос по поводу пропаганды педофилии, гомосексуализма, нетрадиционных отношений и так далее. Лично я считаю, что административная ответственность малоэффективна. Если это возвести в ранг уголовной ответственности, то мы сохраним наше поколение, которое не должно вырасти ориентированным на педофилию и нетрадиционные отношения».

И хотя российская медицина официально принимает международный классификатор болезней (МКБ-10), в котором гомосексуальность не является заболеванием, это не мешает представителям МВД считать гомосексуальность отклонением — наравне с педофилией.

Закон против гей-пропаганды

Уголовная статья за «мужеложство» была отменена в России в 1993 году. А в 2013 году Госдума приняла закон, устанавливающий административную ответственность за гей-пропаганду среди детей в виде штрафа. Он может составить от 50 тысяч до 1 миллиона рублей.

Митинг против закона о «гей-пропаганде» в России, январь 2013 год

Среди недавних случаев — дело Евдокии Романовой, самарской активистки. Два года назад девушка перепостила ссылки из изданий The Guardian и BuzzFeed на ЛГБТ-тематику в соцсетях Facebook и “Вконтакте”. 26 июля 2017 года ей позвонила участковый местного отделения и вызвала в отдел полиции для дачи показании по делу человека, о котором девушка ни разу в жизни не слышала. Несмотря на подозрительный повод для вызова, девушка пришла в отделение, где ей были предъявлены обвинения в «гей-пропаганде». Девушка призналась DW, что сотрудники правоохранительных органов даже угрожали ее мужу, гражданину Австрии, депортацией из России. Романова подключила к делу СМИ и правозащитную организацию Amnesty International, однако штрафа за «гей-пропаганду» избежать не удалось. 19 октября самарский суд выписал Романовой штраф в 50 тысяч рублей за репост статей.

Что такое «пропаганда гомосексуализма»

Юрист правозащитной организации «Агора» Дамир Гайнутдинов считает, что критериев оценки пропаганды в российском законе нет, поэтому госорганам приходится «выкручиваться». Из формулировки Конституционного суда РФ следует, что «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений»- это распространение информации, которая может нанести вред здоровью, нравственному развитию и сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных брачных отношений среди несовершеннолетних.

Юрист правозащитной группы «Агора» Дамир Гайнутдинов

«Грубо говоря, нельзя говорить о нормальности ЛГБТ. Во всяком случае в присутствии несовершеннолетних», — трактует закон Гайнутдинов.

В поддержку этого законопроекта Роскомнадзор проводил собственные исследования, которые опубликовал под названием «Концепция информационной безопасности детей». В ней приводится пример того, что опубликованная статистика усыновления гомосексуальными и гетеросексуальными парами «формирует у детей и подростков представления о том, что гомосексуальная пара не хуже гетеросексуальной может справиться с родительскими обязанностями». По мнению Роскомнадзора, подобная информация может повлиять на самоидентичность подростка и приравнивается к пропаганде.

Таня Локшина, программный директор Московского бюро Human Rights Watch, считает, что в России много законодательных актов с «расплывчатыми» формулировками. Но в законе «о гей-пропаганде» расплывчатости нет. «Практически любое публичное позитивное освещение ЛГБТ-людей, отношений может расцениваться как пропаганда. Теоретически этот закон можно применить ко многим людям. Но его применяют выборочно», — рассказала DW Локшина.

Нарушение прав граждан РФ

В июне 2017 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал российский закон 2013 года дискриминационным, а также указал на то, что он нарушает статьи европейской Конвенции по защите прав человека, а именно статью 10 («Свобода слова») и статью 4 («Запрещение дискриминации»).

Правозащитница Human Rights Watch Таня Локшина

Предпосылкой подобному решению стало обращение в ЕСПЧ трех россиян — активистов движения ЛГБТ: Николая Баева, Алексея Киселева и Николая Алексеева. Все трое привлекались к ответственности за пропаганду «нетрадиционных» отношений в России. ЕСПЧ постановил выплатить им компенсацию в размере 50 тысяч евро. Минюст России выразил свое несогласие с решением ЕСПЧ и обещал его обжаловать. В случае неисполнения решения ЕСПЧ России грозят штрафы и испорченная репутация.

Локшина считает, что в данном случае у РФ есть только один выход — отказаться от закона о «пропаганде нетрадиционных отношений». Впрочем, активистка не исключает, что Россия лишь выплатит компенсацию пострадавшим, а закон оставит.

Цель — самоцензура

Прецедентов применения закона не так уж много. Дамир Гайнутдинов рассказал DW, что за все время существования статьи к ответственности в РФ привлекли 14 человек. Юрист пояснил, что дискриминация ЛГБТ в России есть, но власти пока не готовы брать на себя за это ответственность.

Федеральный закон от 29 июня 2013 г. N 135-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 11 июня 2013 года

Читать еще:  С какого возраста возникает правоспособность гражданина

Одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 года

Пункт 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 48; 2013, N 14, ст. 1658) после слова «ценности» дополнить словами «, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения».

Пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N2 31, ст. 3802; 2008, N2 30, сто 3616; 2009, N2 23, ст. 2773; 2011, N2 30, сто 4600) после слов «порнографического характера,» дополнить словами «от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения,»

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9, 13,40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4, 1 о; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21,29; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008; N 41, ст. 4845; N43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251,2259; N29, ст. 3418; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10,23,29, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2714, 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4290, 4298; N 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598,4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 47, ст. 6602; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 19, ст. 2278, 2281; N 24, ст. 3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4330; N 41, ст. 5523; N 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, N 8, ст. 720; N 14, ст. 1651, 1658, 1666; N 19, ст. 2323, 2325) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «статьями 5.38, 20.2» заменить словами «статьей 5.38, частями 2 и 4 статьи 6.21, статьями 20.2», слова «предусмотренных частью 2 1 статьи 14.16» заменить словами «предусмотренных частью 2 статьи 6.21, частью 2 1 статьи 14.16»;

а) в части 1 статьи 6.17:

в абзаце первом слова «статьей 6.20» заменить словами «статьями 6.20,6.21»;

в абзаце втором слова «и (или) административное» заменить словами
«или административное»;

б) дополнить статьей 6.21 следующего содержания:

«Статья 6.21. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних

1. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование унесовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

4. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства с применением средств массовой информации и (или) информационнотелекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.»;

3) в части 1 статьи 23.1 цифры «6.18 — 6.20» заменить цифрами «6.18 — 6.21»;

4) в части 2 статьи 28.3:

а) пункт 1 после цифр «6.20,» дополнить цифрами «6.21,»;

б) пункт 58 после цифр «6.13,» дополнить цифрами «6.21,».

В абзаце втором пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2323) слова «статьями 5.38, 7.13, 7.14, 7.14 2 , частью 2 статьи 7.15» заменить словами «статьей 5.38, частями 2 и 4 статьи 6.21, статьями 7.13, 7.14, 7.14 2 , частью 2 статьи 7.15», слова «предусмотренных частью 2 1 статьи 14.16» заменить словами «предусмотренных частью 2 статьи 6.21, частью 2 1 статьи 14.16».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.Путин

Закон о запрете пропаганды нетрадиционных отношений

Несмотря на то, что официально лица нетрадиционной сексуальной ориентации никак не преследуются законом, общее отношение как государства, так и гетеросексуального населения-большинства к ним негативное. Закон о запрете пропаганды меньшинств напрямую представителям ЛГБТ-сообщества не вредит, но создаёт неблагоприятную для их жизни среду в стране.

Закон о запрете гей-пропаганды в РФ — что это и как он действует?

Закон принят в 2013 году в виде правки к ФЗ №135 «О защите детей от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию». То есть, формально он направлен не на ущемление прав меньшинств, а на защиту детского развития. К сожалению, работает он исключительно против гомосексуальных граждан России, отбирая у них право на выражение мнения от социальной группы (путём митингов, сборов и т.д.). Очевидно, напрямую запретить любые упоминания гомосексуальности государству мешает Европейский суд по правам человека, который уже не раз предъявлял претензии по поводу нарушения в России этих самых прав.

По факту закон запрещает любые публичные массовые проявления гомосексуальности, которые в теории могут влиять на мнение несовершеннолетних, оказывать воздействие на их психику.

Как трактовать ФЗ о запрете пропаганды гомосексуализма?

Закон представляется достаточно туманным как для самих меньшинств, так и для правоохранительных органов. Следуя ему, запрещается:

  • публично совершать непристойные действия, связанные с гомосексуальностью;
  • вести прямую и скрытую пропаганду гомосексуализма в общественных местах, СМИ, интернете;
  • заниматься непосредственной агитацией гомосексуальности в среде несовершеннолетних.

Также согласно запрету цензурируются все медиапродукты, так или иначе находящиеся на российском массовом рынке — кинофильмы, мультфильмы, печатная продукция, всё, что доступно для свободного пользования детям (всем гражданам до 18 лет). Материал, связанный с гомосексуализмом, допускается при наличии на продукте отметки о возрастном рейтинге.

Читать еще:  Виды ТМЦ подлежащие инвентаризации

ВАЖНО! Закон о запрете пропаганды гомосексуализма никак не связан с законопроектами, направленными на выявление педофилии и борьбы с ней.

К сожалению, из-за сложной области действия закона точно трактовать его очень сложно, но обвиняются по нему преимущественно ЛГБТ-активисты и лица, чьи публичные проявления гомосексуальности заметны и очевидны несовершеннолетним.

Судебная практика по статье 6.21 КоАП РФ

Называется статья «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» и подразумевает под собой в основном распространение информации, способной повлиять на сексуальное и психосексуального развитие несовершеннолетнего. Подобные действия по отношению к совершеннолетним гражданам не преследуются.

ВАЖНО! Уголовной ответственности по статье так и не одобрили, оставив наказание за распространение или навязывание подобной информации на административном уровне.

Человек, не исполняющий должностных обязанностей за такую деятельность будет оштрафован на сумму от 4000 до 5000 рублей. Должностное лицо получает штраф в десятикратном размере — от 40 000 до 50 000. Самое суровое наказание понесёт юридическое лицо, заплатив за нарушение от 800 000 до миллиона рублей, или же получив запрет на профессиональную деятельность на срок до трёх месяцев. Лицо без гражданства будет обложено минимальным штрафом и депортировано за пределы территории РФ.

Общественная позиция

Россия признана одной из самых неблагоприятных стран для проживания людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Европейское и почти всё прочее мировое сообщество признали гомосексуальность вариантом ориентационной нормы и предоставили ЛГБТ-сообществу все необходимые им права (на условиях соблюдения прав других социальных групп).

В России же люди с гомосексуальностью формально не преследуются, но так как их права не защищены государством, могут быть фактические гонения от консервативно настроенного населения. В общем мнение относительно гомосексуальности по стране варьируется от нейтрального к отрицательному в зависимости от благополучности региона, пола, возраста и образованности граждан.

Сами представители ЛГБТ-сообщества предпочитают не заниматься активизмом где-либо за пределами интернета, чтобы не выплачивать штрафы и оставаться в безопасности.

Гей-пропаганда запрещена

Законопроект о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних принят в окончательном чтении. Штраф за нарушение закона составит 4-5 тыс. рублей для частного лица и до 1 млн для юридического

Москва. 11 июня. INTERFAX.RU — Госдума приняла во втором и сразу в третьем, окончательном чтениях закон о штрафах за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

За принятие закона проголосовали 436 депутатов, один воздержался.

Закон вносит изменения в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и отдельные законодательные акты РФ, в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей.

Закон предусматривает административные штрафы за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, «выразившуюся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям».

В случае, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, закон устанавливает наказания за них в виде административного штрафа для граждан в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц от 800 тыс. до 1 млн рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В случае, если эти действия совершены с применением СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, гражданам грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, должностным лицам от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, юридическим лицам в виде 1 млн рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В случае, если те же действия совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, закон устанавливает наказание в виде штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей с административным выдворением за пределы РФ, либо административный арест на срок до 15 суток, также с административным выдворением за пределы России.

Если иностранный гражданин совершил эти действия с применением СМИ или Интернета, ему грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей с административным выдворением за пределы России, либо административный арест на срок до 15 суток с административным выдворением за пределы РФ.

Предполагается, что данный закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

Ранее во вторник уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин отметил, что законопроект претерпел некоторые положительные изменения, но претензии к нему остаются. «Люди, которые готовят и пытаются проталкивать такие законы, может быть, догадываются, а может, игнорируют тот факт, что создание ореола жертвенности является одной из самых эффективных форм рекламы», — сказал омбудсмен. «Что и когда можно, что нельзя доносить до детей в сексуальном плане — сложная и важная проблема. Скажу честно, мне здесь не все ясно до сих пор. Эту проблему следует решать вне прямой связи с конкретными типами сексуальных предпочтений. Ее следует решать в общем контексте вхождения ребенка в эту деликатную и интимную проблематику. Я не одобряю отдельные законы по лицам, которые входят в аббревиатуру ЛГБТ», — сообщил Лукин.

Он добавил, что опасается «неумного» применения закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. «Главная проблема будет в правоприменении. Жесткое и неумное правоприменение может привести к человеческим жертвам и человеческим трагедиям», — заявил Лукин «Интерфаксу» во вторник.

Накануне принятия законопроекта правозащитники из международной организации Human Rights Watch обратились к российским властям с призывом отказаться от него. «Россия усердно пытается придать дискриминации достойный вид, прикрывая ее словом «традиция». Однако вне зависимости от того, какая бы терминология ни была применена в данном документе, он имеет дискриминационный характер и нарушает основные права представителей ЛГБТ-движения», — говорится в распространенном организацией заявлении Грэма Рида, курирующего программу Human Rights Watch по защите прав представителей ЛГБТ-движения. «Пытаться выделить представителей ЛГБТ-движения в качестве «нетрадиционных людей» — это попытка принизить их человеческое достоинство. Это цинично и опасно», — заявил Рид.

Сами россияне, напротив, в большинстве своем, запрет на пропаганду гомосексуализма поддерживают. Как показал опрос социологов ВЦИОМ, за последние годы отношение к гомосексуализму в российском обществе стало более нетерпимым, а доля противников однополых браков существенно выросла. Согласно их данным, в настоящее время подавляющее большинство россиян поддерживает введение запрета на пропаганду гомосексуализма в стране (88%, в 2012 году — 86%). Противников данной инициативы — 7%.

Относительное большинство россиян сегодня полагают, что нетрадиционная сексуальная ориентация должна быть уголовно наказуема (42%), еще в 2007 г. таких было только 19%. Четверть опрошенных (25%) уверены, что гомосексуализм должно быть предметом общественного порицания (в 2007 г. — 18%). Несколько больше стало и тех, кто предлагает наказание в виде штрафа (с 12% до 15%), и, напротив, меньше тех, кто считает, что государство и общество не должны вмешиваться, т.к. это частное дело каждого человека (с 34% в 2007 г. до 15% в текущем году).

Опрос проводился 8-9 июня в 134 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России с участием 1600 человек.

Между тем к стенам Думы, где в настоящее время проходит голосование за закон о запрете гей-пропаганды среди детей, а также против закона о защите религиозных чувств верующих, во вторник стягиваются пикетчики. Кроме того, по данным радиостанции «Эхо Москвы», к Думе пришли и ЛГБТ-активисты, которые попытались провести свою акцию «День поцелуев», направленную против гомофобии.

На настоящий момент попытку проведения несанкционированной акции уже задержаны около 20 человек.

Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе ГУ МВД России по Москве, задержанные доставляются в отдел полиции для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector