Содержание

Закон о технической инвентаризации объектов недвижимого имущества

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921
«О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства»

С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2004 г., 19 марта 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 апреля 2009 г., 21 августа 2010 г.

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 546 настоящее постановление признано утратившим силу

Во исполнение настоящего Постановления изданы приказы Госстроя РФ от 8 декабря 2000 г. N 279, N 278

О Нормах времени на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности см. приказ Госстроя РФ от 15 мая 2002 г. N 79

В целях осуществления государственного контроля за градостроительной деятельностью, совершенствования планирования развития территорий и поселений, обеспечения органов государственной власти достоверной информацией о среде жизнедеятельности Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения

2. Установить, что:

Министерство экономического развития Российской Федерации на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет разработку основ федеральной политики и правовое регулирование государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства;

государственный учет объектов капитального строительства независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета.

См. Положение об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 5 апреля 2005 г. N 70

Правила проведения государственного технического учета и технической инвентаризации комплекса сооружений городской сети кабельного телевидения утверждены приказом Госстроя РФ от 26 августа 2003 г. N 322

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 3 настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству

3. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерству Российской Федерации по налогам и сборам утвердить в 3-месячный срок порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах капитального строительства.

4. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение до 2003 года технической инвентаризации не завершенных строительством объектов капитального строительства.

Об исполнении пункта 4 настоящего постановления в части организации проведения до 2003 года технической инвентаризации не завершенных строительством объектов см. письмо Госстроя РФ от 2 июля 2001 г. N НМ-3581/19

Решением Верховного Суда РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 июля 2001 г. N КАС01-237, пункт 5 настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству

5. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 3-месячный срок:

утвердить правила ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности;

представить в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

О проведении эксперимента по ведению Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности см. приказ Госстроя РФ от 12 сентября 2002 г. N 204

6. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Утверждается Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, основными задачами которых являются формирование обобщенной информационной базы об объектах градостроительной деятельности и их территориальном распределении; информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сбор и предоставление сведений об объектах градостроительной деятельности для проведения государственного статистического учета и др. Государственный учет объектов градостроительной деятельности независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета.

Уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, полномочия которого перечисляются в Положении, является Госстрой РФ.

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 декабря 2000 г., N 50, ст.4901

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 546 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. N 644

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 388

Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. N 818

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2005 г. N 141

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2004 г. N 477

Техническая инвентаризация объектов недвижимости

В процессе эксплуатации все типов зданий и сооружений возникает естественный износ капитальных конструктивных элементов, в том числе и элементов их отделки. Он также присущ и земле, так как наряду с объектами строительства, к недвижимому имуществу принято относить и земельные участки, статус и состав которых постоянно может меняться.

В то же время, на любом из перечисленных объектах недвижимости по решению собственников и нанимателей осуществляется улучшение либо ухудшение их прежнего состояния. Необходимость контроля в этой сфере всегда было естественной обязанностью государства. Регулярная инвентаризацияобъектов позволяет выявитьимущественное ухудшение либо улучшение для последующего учета степени их износа.

Технический учет

Инвентаризация, иначе говоря, детализация имущественного ресурса, охватывает практически все формы собственности: государственных, частных и муниципальных объектов.

Технический учет является частью глобального учета активов государства, а его основой является деятельность специализированных организаций по персональной инвентаризации объектов недвижимости. В результате чего изучаемыйобъект приобретает исключительно индивидуальные характеристики, позволяющие идентифицировать его в общей массе имущества в стране.

Цели технического учета

Главной целью технического учета в России, по-прежнему, остается сбор и переработка информации об объектах недвижимости. Однако, существует несколько видов целевых направлений, под которые одновременно вырабатываются стратегические задачи государства.

Таким образом, система технического учета, преследует несколько важных целей:

    1. Снабжение органов власти информацией о состоянии объектов недвижимости для осуществления эффективного контроля градостроительной деятельности.
    2. Формирование баз данных об объектах капитального строительства для планирования развития территориальных образований государства.
    3. Получение новых сведений об объектах для сверки и пополнения налоговой базы.
Читать еще:  Закон о совращении малолетних

Читайте здесь, как пользоваться публичной кадастровой картой Росреестра.

Возможно, вам будет интересно узнать о функциях и задачах Росреестра.

  1. Сбор сведений о совершаемых имущественных следках и регистрации прав на объекты недвижимости для обеспечения функционирования электронной системы данных.
  2. Сбор текущей информации об объектах для целей статистического учета.

Становление института технической инвентаризации

История развития технической инвентаризации насчитывает несколько этапов реорганизации органов учета. В мае текущего года (2016) системе органов технического учета исполнилось 99 лет. Этот, почти столетний, юбилей говорит о важности и актуальности технического учета объектов недвижимости, несмотря на все политические события, происходившие на территории нашего отечества.

Начало учета было возложено на новоиспеченный Комиссариат местного самоуправления, сразу после октябрьской революции в декабре 1917 года. С тех пор это направление находилось в ведении различных органов и учреждений, начиная от НКВД и заканчивая сегодняшней разветвленной системой БТИ (Бюро технической инвентаризации). Однако, целями предыдущих управленцев являлись исключительно оценка стоимости материалов в объекте и перевод жилья в различные фонды содержания имущества.

Поскольку в системе государственного управления СССР отсутствовал оценочный механизм купли-продажи недвижимости, находящийся в частной собственности, фактически рынка недвижимости (оборота) не существовало.

В наши дни БТИ играет важную роль в экономике страны, регулярно информирует органы всех уровней и частных лиц о рыночной стоимости объектов недвижимости.

Объекты технической инвентаризации

Независимо от юридического статуса объекта он исследуется, как независимая единица учета. Очень часто такой единицей может являться целый комплекс зданий или сооружений.

В общем случае инвентаризации подлежат:

  • жилые дома и комплексы;
  • производственные сооружения, здания и их отдельные помещения;
  • участки внешнего благоустройства прилегающих территорий;
  • объекты незавершённого строительства.

Органы технической инвентаризации

Инвентаризацию объектов недвижимого имущества, в том числе и земель разного назначения, проводят территориальные БТИ совместно с правоустанавливающими органами власти:

  • юстиции;
  • администраций органов местного самоуправления.

Виды технической инвентаризации

Фактически и при необходимости органы БТИ имеют право проводить три вида проверок:

Обычно только новые объекты исследуются в ходе первичной проверки, где им присваивают уникальный кадастровый номер, а также выдают технический паспорт.

Эксперты давно пришли к выводу на основе статистики, что изменения в конструктиве зданий происходят в среднем раз в 5 лет. Исходя из этого, органы БТИ обязаны каждую пятилетку проводить дополнительно еще и плановую проверку. В ходе ее фиксируются все изменения в учетной документации на объект с обязательным обновлением базы Единого государственного реестра объектов недвижимого имущества в зависимости от его юридического статуса.

Возможно, вам будет интересно узнать, для чего нужна кадастровая съемка.

Проведение инвентаризации

Согласно упомянутому выше закону о порядке проведения технической инвентаризации, ее заказчиком могут выступать как физические лица, так и органы власти. Инициировать процесс инвентаризации принято согласно поданного заявления.

На его основе создается комиссия, которая исследует объект инвентаризации, и фиксирует изменения в специальной описи (перечне). После этого составляется акт, дается заключение.

Следующим этапом завершается инвентаризационный процесс:

  • перенос данных в электронный вид
  • включение данных о проверенном объекте в информационные базы министерств и ведомств(Госкомстат, Госстрой и Минземстрой).

Собственнику объекта недвижимости по результатам проверки объектов выдаются технический и кадастровый паспорт, а также соответствующие справки (по запросу). Обычно они являются подтверждением, что проверенный объект действительно находится в государственных реестрах, на нем нет посторонних строений, является конкретным видом недвижимости (строение или земля) и т.д.

Физические лица, осуществляющие сделки купли-продажи жилья или получившие жилье в результате приватизации, часто путают назначение правоустанавливающих документов.

Технический паспорт выдается на возмездных условиях и содержит сведения обо всех ключевых коммуникациях и помещениях строений.
Кадастровый паспорт указывает на оценку рыночной стоимости инвентаризационной единицы (объекта недвижимости) в зависимости от стоимости и принадлежности земли в месте нахождения строений.

Из этого видео вы узнаете об инвентаризации имущества:

Техническая инвентаризация

Техническая инвентаризация – это подробная опись имущества, в том числе объектов недвижимости, которая проводится периодически и заключается в сверке полученных данных, с целью учёта изменений, произошедших за указанный в учётной документации, период.

Позволяет выявить и детализировать ресурс земельных массивов или площадей жилищного фонда, учесть имущественное положение организаций и предприятий, владеющих производственными площадями.

На основании проведения устанавливается степень износа здания или напротив – появление характеристик, допускающих повышение кадастровой стоимости квартиры или дома. Например, проведение инженерных коммуникаций на земельных участках (ЗУ) или в домах, которые ранее не обеспечивались газоснабжением или водопроводом.

Проводится относительно недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

Техническая инвентаризация и технический учёт

Процесс инвентаризации определяется как вид учётной деятельности. Он характеризуется совокупностью учётных работ, с внесением в техническую документацию изменений, производимых с недвижимостью.

Последующая опись и внесение строений или наделов в перечень предусматривают сравнительный анализ состояний, в натуре и в документации, составленной при проведении технического учёта предшествующей инвентаризации.

Цели инвентаризации иные, они укладываются в рамки получения информации о ресурсе Жилищного фонда и имущественной структуры нежилых помещений, предназначенных под производство или коммерческую деятельность.

Итогом процесса является оценка итоговой стоимости недвижимости, с учётом износа, допускающего снижение стоимости или с учётом реконструкции и улучшения, что допускает улучшение характеристик и повышение ценности.

Функции ТИ заключаются в следующем:

  • сбор и обработка информации;
  • присвоение инвентарного и кадастрового номера;
  • формирование и выдача документации;
  • её хранение и подготовка к плановым работам;
  • определение стоимости недвижимости.

Объекты технической инвентаризации недвижимости

Объектами, подлежащими сверке, являются единицы учёта, имеющие автономные характеристики и самостоятельный юридический статус в виде наименования, что определяет допустимость их внесения в опись.

Главным критерием, определяющим юридический статус объекта недвижимости, допускающегося к обозначенной процедуре, рассматриваются:

Иные ситуации предусматривают определением учётной единицы или объекта несколько зданий, составляющих единый комплекс.

Если комплексное сооружение потребуется разбить на две или три единицы, составляется сопроводительная документация, а между зданиями проводится разграничительная линия в виде забора или глухой стены, не допускающей непосредственного сообщения. Условные разделения недопустимы.

То же касается домовладений и иных капитальных строений, расположенных на участке земли. Они определяются учётной единицей совокупно, без разделения имущественной ценности земли и сооружения, возведённого на ней. Строение вносится в перечень объектов, а участок обозначается как его характеристика.

Элементы здания или расположенные в них помещения не образуют инвентарных объектов. То же относится к строениям, не подходящим по критериям к числу капитальных сооружений. По преимуществу, они рассматриваются как характеристики главного сооружения, присовокупляясь к нему комплексно и составляя учётную единицу вместе с ним.

Вновь возведённые строения подлежат описи после введения в эксплуатацию и сдачу актом обследования. Кроме этого, они обеспечиваются технической документацией.

Кроме обозначенных, специфическими объектами принято считать:

  • незавершённое строительство;
  • самострой, не узаконенные постройки (см. Признание права собственности на самовольную постройку);
  • бесхозные здания и сооружения.

Так же выделяют линейные и линейно-кабельные сооружения, в учёте которых требуется соблюдать нюансы определения единиц и правил внесения таковых в опись.

Виды технической инвентаризации

Процедура сверки производится при проведении ТИ, с опорой на вид деятельности, который выступает в роли:

Первичная инвентаризация обусловлена постановкой недвижимости на учёт, составлением технического плана и паспорта. Кроме этого, устанавливается место нахождения строения и определяется его принадлежность физическому или юридическому лицу и вид правообладания.

Читать еще:  Заявление об истребовании доказательств в гражданском процессе

Внеплановые работы допускают нерегламентированного проведения. Оно инициируется владельцем недвижимости на возмездной основе, путём подачи заявления в орган БТИ. Такие случаи предусматривают проведение заявленных работ по требованию, в срочном порядке, невзирая на вид собственности.

По преимуществу проводятся при имущественных сделках или при реконструкции домов. При санкционированном переоборудовании помещения или оформлении самостроя, к заявлению прилагается разрешение, выданное административной комиссией.

Уполномоченные субъекты

Сверка данных проводится юридическим лицом, уполномоченным на проведение инвентаризации. Главное учреждение – БТИ, отделения которого расположены в регионах и курируются федеральным Бюро.

Здесь хранится информация, отражающая технические сведения о помещениях жилищного фонда.

В её ведение входит взаимодействие:

  • с Росреестром;
  • ЖКХ, ЖЭУ и т.п.;
  • комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;
  • отделами архитектуры и градостроительства;
  • структурными подразделениями администрации.

Плановую государственную инвентаризацию проводят специализированные госучреждения и унитарные предприятия, входящие в перечень уполномоченных Федеральным агентством субъектов. Перечень предваряет начало работ и удостоверяется на правительственном уровне.

Их создание проводится совместно с учреждением Государственного кадастра недвижимости, а так же, в соответствии с Приказами федеральных и региональных органов власти.

Проведение технической инвентаризации

Обозначенные виды работ носят резолютивный характер. После планирования на федеральном и муниципальном уровне, формируется уполномоченная комиссия, с привлечением ответственных исполнителей.

Заказчиком государственной инвентаризации являются органы власти. Сверка данных по имеющейся в федеральной и муниципальной собственности недвижимости, проводится под надзором муниципалитетов, на территории которых расположены строения.

При первичной постановке на учёт возведённого строения, заказчиками являются граждане – владельцы недвижимости или организации (предприятия), в ведении которых находятся здания. Этот процесс определяется как паспортизация.

Впоследствии эта категория лиц инициирует сверку при имущественных сделках, обращением в БТИ. По заявлению проводится обследование объекта, выступающего в качестве инвентарной единицы.

Информация, внесённая в акты, составленные при предшествовавшей инвентаризации, должна соответствовать вновь сформированным сведениям. При наличии расхождений в результате сверки, таковые выписываются для освидетельствования экспертной комиссией и внесения в информационный банк данных.

Основанные на полученных сведениях изменения, допускают снижения или повышения инвентарной и кадастровой стоимости сооружений или земель, что регламентирует передачу таких сведений в УФНС, для изменения налогообложения граждан (см. Оспаривание кадастровой стоимости).

Каждая проверка проводится в два этапа:

  1. Работа на местности, включающая обход территории, обследование здания и топографическую съёмку.
  2. Камеральные работы, заключающиеся в переносе полученных сведений на бумажные и электронные носители.

Полученные сведения передаются:

  • в Госкомстат РФ;
  • Госстрой и Минземстрой РФ.

Паспорт и иная техническая документация

Паспортизация объекта – законное требование, предъявляемое к строениям и сооружениям. Его получение требуется в момент ввода в эксплуатацию, при первичном осмотре и регистрации.

Для этого владелец обращается в БТИ по месту расположения недвижимости и подаёт запрос на приглашение техника. Проведя осмотр и замеры в так называемых полевых условиях, техник проводит камеральные работы, внося технические характеристики в информационный банк БТИ.

На их основании выписывается паспорт, отражающий технические характеристики.
Наличие паспорта означает регистрацию строения, его допустимость к участию в имущественных сделках.
Посредством передачи кадастрового паспорта, строение вправе выступать в роли предмета залоговой стоимости, а так же – использоваться по назначению.

Кроме паспорта, здание требуется обеспечить строение нижеследующим:

  • исполнительной документацией;
  • актами предшествующих ТИ;
  • сведениями о составных элементах и характеристиках объекта;
  • справками о местоположении и границах учётной единицы;
  • разрешением на проведение реконструкции (при её наличии);
  • сведения об изменениях.

Документацию требуется составить как на возведённое строение, так и земельный участок, на котором оно расположено.

Законы о технической инвентаризации

Регламент проведения технических работ с недвижимостью опирается на законодательные положения:

  • Указ Президента РФ от 9.03.2004 г., под № 314 о функциях инвентаризации градостроительных объектов.
  • ПП РФ от 4.12.2000 г., под № 921 (п.12) – Положения об организации государственной технической инвентаризации и учёта объектов градостроительства.
  • ПП РФ от 13.10.97 г., под № 1301 – Положение об учёте жилищного фонда РФ.
  • ФЗ от 21.07.97 г., под № 122-ФЗ – о регистрации недвижимости и проводимых имущественных сделок.
  • Приказ Министерства по земельной политике РФ от 04.08.98 г, под № 37 – инструкции о проведении учёта жилищного фонда РФ.
  • Ст.130 ГК РФ – характеристики строения.
  • Ст. 1 (п.10) ГрК РФ – характеристики капитального строения.

Технические характеристики ориентируются на установленные законодательством ГОСТ и СНиП, в числе которых:

  • СНиП 2.08.01-89 – жилые здания;
  • СНиП 2.08.02-89 – общественные здания и сооружения.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 30.12.99 N 93 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕТА И ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

2. Порядок проведения государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости

2.1. Государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимости осуществляется по единой для Российской Федерации системе и представляет собой неразрывно связанную последовательность действий по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений об объектах недвижимости.

Порядок проведения государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости устанавливается Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно — коммунальному комплексу.

2.2. Государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимости на территории Российской Федерации осуществляется только уполномоченными Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно — коммунальному комплексу организациями технической инвентаризации (БТИ), а также БТИ, которым уполномоченными органами делегированы права по осуществлению государственного технического учета и технической инвентаризации.

2.3. Технический учет осуществляется путем проведения технической инвентаризации объектов недвижимости, присвоения инвентарного, реестрового, кадастрового номеров и внесения сведений об объекте на определенную дату в Реестр объектов недвижимости.

2.4. Результатом технической инвентаризации является составленный на каждый объект недвижимости технический паспорт, в котором фиксируется наличие объекта в натуре, фактическое его местоположение (адрес), собственник (владелец), границы, состав, назначение, использование, технические характеристики, стоимость, состояние, инвентарный, реестровый, кадастровый номера, а также отметка о внесении сведений о данном объекте в Реестр объектов недвижимости.

2.5. Порядок проведения технической инвентаризации, форма технического паспорта, а также порядок ведения реестра объектов недвижимости устанавливается Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно — коммунальному комплексу.

2.6. Техническая инвентаризация объектов недвижимости подразделяется на первичную и текущую (плановую).

При первичной технической инвентаризации на объект недвижимости составляется технический паспорт унифицированной формы, графическая и другая стандартизированная учетно — техническая документация в установленном порядке, присваиваются инвентарный, реестровый, кадастровый номера и вносится информация об объекте в Реестр недвижимости на конкретную дату.

Текущая (плановая) техническая инвентаризация объектов недвижимости ведется в целях выявления происшедших изменений и отражения их в технических паспортах и Реестре объектов недвижимости.

Собственник (владелец) объекта недвижимости обязан обеспечить доступ к объекту для проведения плановой технической инвентаризации в согласованные сроки.

Периодичность текущей (плановой) технической инвентаризации объектов недвижимости должна быть не реже одного раза в пять лет.

2.7. Первичная и текущая (плановая) техническая инвентаризация и учет объектов недвижимости производятся организациями технической инвентаризации за счет средств собственников и владельцев объектов недвижимости по утвержденным ставкам.

Предельные ставки для проведения паспортизации и технической инвентаризации объектов недвижимости утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Главы муниципальных образований могут утверждать понижающие коэффициенты к предельным ставкам.

Читать еще:  Ученический отпуск по трудовому кодексу статья 173

Внеплановые обследования производятся по заявкам собственников (владельцев) объектов недвижимости при смене правообладателей объектов недвижимости по договорным ценам.

2.8. На каждый объект учета открывается инвентарное дело с соответствующим номером, под которым объект недвижимости заносится в Реестр объектов недвижимости.

Инвентарное дело представляет собой технический паспорт с приложениями к нему, составленными на основании обследования, и пополняется инвентаризационно — технической документацией по мере проведения новых обследований в порядке регистрации текущих изменений.

Инвентарное дело хранится в архиве организации технической инвентаризации. Инвентарное дело подлежит передаче из архива БТИ на государственное хранение только по истечении 5 лет с момента прекращения существования объекта.

Инвентарный номер объекта недвижимости является частью кадастрового номера объекта недвижимости, который используется при ведении Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Порядок присвоения кадастрового номера установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 N 475 «Об утверждении Положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов недвижимости и Порядка заполнения форм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

2.9. Сведения об объекте недвижимости, внесенные в Реестр объектов недвижимости, являются единственным доказательством существования учетного объекта недвижимости в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и прочих характеристиках на определенную дату.

Реестр объектов недвижимости ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения между сведениями, записанными на бумажных и магнитных носителях, приоритет имеют записи на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством.

2.10. Удостоверение о постановке объектов недвижимости на государственный технический учет осуществляется путем выдачи копии технического паспорта на объект или выписки из Реестра объектов недвижимости установленной формы с присвоенным инвентарным, реестровым, кадастровым номерами, заверенной печатью организации технической инвентаризации и подписью уполномоченного должностного лица, или путем выдачи выписки из технического паспорта, содержащей сведения об объекте недвижимости. При отсутствии изменений в объекте по результатам обследования выдается справка о подтверждении характеристик объекта недвижимости и инвентарного, реестрового, кадастрового номеров.

2.11. Сведения государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости, предоставляемые уполномоченными организациями технической инвентаризации в установленном порядке, обязательны для применения в следующих случаях:

— государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— составления государственной статистической и бухгалтерской отчетности по объектам недвижимости;

— исчисления и контроля базы налогообложения недвижимости;

— ввода в эксплуатацию объектов жилищного фонда, социального, культурно — бытового и производственного назначения;

— ведения земельного, градостроительного кадастра;

— ведения реестра федерального имущества.

2.12. При совершении сделок с объектом недвижимости и выдаче сведений БТИ обязательно предшествует обследование объекта в натуре (срок действия выписки из технического паспорта и справок для представления в различные структуры — три месяца).

Инвентаризация недвижимости

Инвентаризация имущества представляет собой один из самых важнейших механизмов учета недвижимости на территории РФ, который позволяет оценить истинное состояние жилого и нежилого фонда государства, его конкретную стоимость и фактические изменения и трансформации, воплощенные в процессе пользования объектами.

Инвентаризация объектов недвижимости – один из ключевых механизмов технического учета и описи имущества в России. На сегодняшний день существует несколько основных нормативно-правовых актов, которые регламентируют эту сферу деятельности государственных органов:

  • 1) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
  • 2) Постановление Госстроя РФ от 30.12.99 № 93 «Об утверждении положения об организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов недвижимости в Российской Федерации»;
  • 3) Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 «О государственном учёте жилищного фонда в РФ»;
  • 4) Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. «О государственном техническом учёте и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства»
  • 5) Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

Понятие инвентаризации

Согласно финансовому словарю, инвентаризация имущественных объектов представляет собой подробную опись всей недвижимости — как жилой, так и нежилой. Опись имущества распространяется как на государственную и муниципальную, так и частную собственность. Все полученные данные в результате инвентаризации вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в том числе рыночная стоимость объекта недвижимости, точный адрес месторасположения, техническое состояние и пр.

Инвентаризация недвижимости проводится по правилам, установленным нормативно-правовыми актами (полный перечень см. в начале статьи). Совсем недавно в данной сфере деятельности существовали значительные правовые пробелы и коллизии. Например, до 2004 года инвентаризация и государственный учет осуществлялись органами муниципальной власти, что создавало предпосылки для совершения многочисленных незаконных сделок с недвижимостью. Однако, принятые дополнения и поправки к нормативно-правовыми актам позволили устранить все эти юридические недочеты. Так, поправки, внесенные в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вновь вернули компетенцию проведения инвентаризации федеральным органам власти.

Кроме того, благодаря внесенным поправкам, получили легальное определения термины, связанные с инвентаризацией имущества. Благодаря разработке специальных дефиниций удается упорядочить сам процесс описи имущества, которая проводится Городским управлением инвентаризации и оценки недвижимости. Данная структура создается при исполнительных органах власти каждого конкретного субъекта РФ.

Виды инвентаризации

На сегодняшний день выделяют несколько видов инвентаризации имущества в России, а именно:

  • 1) Первичная инвентаризация. В данном случае осуществляется учет и опись всех объектов, которые ранее не подвергались инвентаризации. По результатам проведенных действий на недвижимое имущество оформляется технический паспорт, а также утверждается индивидуальный кадастровый и инвентарный номер. На основе этих сведений заполняются документы, из которых формируется ЕГРП.
  • 2) Плановая инвентаризация. В данном случае Бюро технической инвентаризации (БТИ) производит повторную опись ранее учтенных имущественных объектов. Этот вид инвентаризации позволяет выявить компетентным органам изменения, которые были осуществлены собственниками недвижимости, и факт их оформления в технической документации.
  • 3) Внеплановая инвентаризация. В данном случае работы инициируются самим собственником недвижимости. Для этого необходимо направить заявление в БТИ. Размер платы и сроки проведения государственного учета определяются российским законодательством, но отличаются в разных регионах. Посмотреть полный прайс-лист услуг можно на официальных сайтах БТИ, а также на портале Росреестра.

Вне зависимости от вида инвентаризации работа по учету и описи имущества осуществляется в два этапа:

  • 1) Уполномоченные лица проводят необходимые работы на местности. Сотрудники БТИ исследуют объект недвижимости и осуществляют топографическую съемку.
  • 2) Далее — камеральный этап. Информация фиксируется на бумажных и электронных носителях, после чего сведения адресуются в Госкомстат, Минземстрой и Госстрой РФ.

Внесение сведений в ЕГРП

На завершающем этапе технической инвентаризации недвижимого имущества все сведения вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данный реестр ведется в строгом соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 219 от 18 февраля 1998 г.

ЕГРП ведется как на бумажных, так и магнитных (электронных) носителях. Официальная документация заполняется на каждый объект недвижимости, после чего формируется инвентарное дело. Все подлинники учетно-технической документации хранятся в архивных фондах. При запросе собственников или иных лиц выдаются только официально заверенные копии. Иными словами, подлинники не подлежат изъятию из архива, если подобное требование не установлено законом.

В некоторых случаях отмечаются расхождения в сведениях, содержащихся на бумажных и магнитных носителях. В этих ситуациях приоритетной признается информация, зафиксированная на бумаге.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector