Содержание

Закон о повышающем коэффициенте за отсутствие счетчиков

Что такое повышающий коэффициент на коммунальные услуги?

Повышающий коэффициент при отсутствии прибора учёта стал причиной повышения итоговой суммы оплаты ресурсов в среднем на 50%.

Что такое повышающий коэффициент к тарифам на коммунальные услуги, в каких случаях он применяется, как отражается на оплате ЖКУ и существуют ли исключения, расскажем далее.

Что значит «повышающий коэффициент»?

Действующее правительство пытается заставить граждан установить в своих квартирах индивидуальные приборы учёта, которые позволяют подсчитать фактические затраты потребляемых жильцами ресурсов, без учёта существующих нормативов, определяемых на основе усреднённых показателей.

Собственники квартир в случае установки счётчиков будут платить лишь по приборам учёта, что позволит им избежать переплаты за ресурсы.

Но, к сожалению, не все граждане идут навстречу местным властям и устанавливают приборы учёта. В основном это связано с необходимостью затрат на приобретение и монтаж счётчиков.

Чтобы простимулировать их, правительство внедрило новую систему использования повышающих коэффициентов к тарифам на коммунальные услуги.

Повышающие коэффициенты применяются при расчётах оплаты таких услуг, как:

В ст. 157 ЖК РФ были внесены изменения, предусматривающие выплату повышающих коэффициентов, которые будут применяться при расчёте коммунальных услуг для потребителей, не установивших приборы учёта.

Многие собственники интересуются, как рассчитать повышающий коэффициент. Именно поэтому обращаем ваше внимание на то, что рассчитывать повышенный коэффициент самостоятельно не нужно.

Размер повышающих коэффициентов является фиксированным и утверждён Постановлением Правительства № 344 в 2013 году. В 2019 году этот коэффициент составляет 1,5. Его величина не может изменяться в субъектах РФ, так же, как не могут меняться нормы и тарифы. Исключение составляет лишь коэффициент на теплоснабжение, значение которого составляет 1,1.

В большинстве случаев повышающий коэффициент применяется при оплате воды, поскольку приборами учёта электроэнергии обеспечены почти все дома. Счётчики на отопление устанавливаются, как правило, на один дом или подъезд и также позволяют уменьшить итоговую сумму оплаты, обозначенную в квитанции.

Таким образом, повышающие коэффициенты на отопление и электроэнергию применяются только в редких случаях. Актуальны они в основном для оплаты воды. В соответствии с ПП № 603 в 2019 году на водоотведение не применяется повышенный коэффициент.

Условия и порядок применения повышающего коэффициента

Согласно жилищному законодательству, повышающий коэффициент применяется для расчёта платежей за коммунальные услуги для жильцов, не установивших счётчики. Коэффициент применяется и тогда, когда приборы учёта потребления ресурсов установлены, но находятся в неисправном состоянии.

Применять повышенные ставки придётся также тем собственникам, кто вовремя не поменял счётчик. По закону, через определённый период приборы учёта следует менять.

К примеру, счётчик холодной воды рекомендуется менять через каждые 6 лет, а счётчик для горячей воды – через 4 года. Приборы учёта могут прослужить и дольше, но не более 12 лет.

Итак, условия применения повышающего коэффициента следующие:

  1. В квартире/доме не установлен прибор учёта.
  2. Счётчик снят на проверку или ремонт и не установлен в течение 3 месяцев.
  3. Управляющая компания не может снять показания счётчика более 3 месяцев.

Нахождение счётчика на ремонте или проверке более 3 месяцев встречается редко.

Как правило, взятый на проверку или ремонт прибор устанавливают на место через 1-3 недели после демонтажа. При этом оплата ресурса рассчитывается исходя из среднего значения за предыдущие 6 месяцев.

Если в квартире не установлен счётчик, оплата ЖКУ происходит по нормативам. Итоговая сумма выплат повышается с учётом показателя повышающего коэффициента.

Когда повышающий коэффициент не применяется?

Повышающий коэффициент не может быть применён для ветхих, аварийных, подлежащих сносу домов. Не учитывают их также том случае, когда в квартире отсутствует техническая возможность установки приборов учёта, что должно быть подтверждено актом обследования.

Кроме того, освобождаются от повышенных тарифов потребители, если:

  • ими используется горячая вода, полученная при конвертировании в источник отопления;
  • они проживают в коммунальных квартирах;
  • отсутствует техническая возможность установки приборов учёта по причине особенностей конструкции дома.
  • Если оплата ЖКХ при указанных обстоятельствах всё же была повышена, обратитесь за разъяснениями в управляющую компанию или в организацию, поставляющую ресурс.

    Цель применения повышающего коэффициента

    Оплата гражданами коммунальных услуг по нормативам невыгодна для муниципалитета, поскольку рассчитывается она в этом случае, исходя из количества лиц, зарегистрированных в квартире. При этом реально в квартире или доме может проживать намного больше граждан, и в этом случае расход ресурсов превышает ожидаемое значение.

    Установка счётчика позволяет избежать неучтённого перерасхода. Жильцы будут платить за то количество потреблённого ресурсов, которое было фактически потрачено ими за расчётный период.

    Муниципалитет не в состоянии платить за перерасход ресурсов: большинство населённых пунктов не располагает свободными средствами, чтобы погасить задолженность перед поставщиком услуг.

    Внедрение повышающего коэффициента помогает муниципалитету хотя бы частично погасить перерасход. А вот для граждан это крайне невыгодно и вызывает массу недовольств. Устранить эту неприятность можно только с помощью установки счётчиков.

    К 2019 году процент граждан, установивших индивидуальные приборы учёта, повысился до 85%. Количество лиц, расплачивающихся за услуги ЖКХ по нормативу, постепенно будет сведено к минимуму.

    Лишь в редких случаях собственники квартир и домов, понимая выгоду установки счётчика, отказываются от его монтажа. Тем более что в некоторых регионах разработаны и внедрены программы по бесплатной установке индивидуальных приборов учёта.

    Владельцам необходимо всего лишь приобрести счётчик и подать заявку на его опломбирование. Частично покрывая расходы граждан, местные власти стараются свести к минимуму количество квартир и домов без приборов учёта и жильцов, оплачивающих коммунальные услуги по нормативам.

    Плата за коммунальные услуги без счётчика

    Для каждой из услуг ЖКХ устанавливаются свои тарифы. Нормативы для холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, отопления утверждаются региональными властями, согласно положениям Постановления Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г.

    Водоснабжение

    Для холодного водоснабжения средняя норма потребления в месяц составляет 6,935 м³ на человека; для горячего водоснабжения — 4,75 м³ на человека.

    Кроме указанных норм, для расчётов оплаты за воду нужно знать тариф. В каждом регионе РФ устанавливаются индивидуальные ставки. К примеру, в Москве, тариф за питьевую воду составляет 35,40 руб. за м³; за горячую воду — 180,55 руб. за м³. Помимо тарифа и норматива, при расчёте платежа за воду в квартирах без прибора учёта используется повышенный коэффициент.

    Таким образом, не использующим счётчики потребителям придётся вносить платежи по формуле: k (количество жильцов) * n (норматив) * 1,5 (повышающий коэффициент на воду без счётчика) * t (региональный тариф).

    Способ расчёта платежей на горячую воду зависит от того, какой вариант тарификации применяется Управляющей компанией. Тарифы могут рассчитываться в кубических метрах или двухкомпонентно.

    Первый способ предусматривает расчёт по формуле, приведённой чуть выше. Двухкомпонентный тариф включает в себя затраты на тепловую энергию и холодную воду.

    Для расчёта объём воды по нормам потребления умножается на компонент холодной воды. Полученное значение умножается на объём тепла, который был израсходован на подогрев воды. Затем этот результат умножают на коэффициент — 1,5.

    Электричество

    При расчётах за подачу электроэнергии ситуация та же, что и с водопотреблением. Если установлен счётчик, то повышающий коэффициент (1,5) не применяется. При отсутствии прибора учёта потребителями вносятся повышенные платежи.

    Использование повышающего коэффициента на электроэнергию – это попытка стимулирования собственников квартир и домов к установке приборов учёта, что объясняется финансовой невыгодностью оплаты по нормативу.

    Электросчётчик – собственность потребителя, поэтому он отвечает за его техническое состояние. По завершении периода эксплуатации прибора или в случае поломки, владелец помещения решает эту проблему самостоятельно. Ему отводится для этого 3 месяца, по истечении которых в расчётах появится повышающий коэффициент (если счётчик не будет установлен).

    У работников электросети не всегда имеется доступ к счётчику. В этом случае проверка счётчика осуществляется только с ведома жильца. Если специалист более 2 раз не допускается к прибору учёта, то в формуле расчёта тоже появится повышающий коэффициент. Эта мера предусмотрена ПП РФ № 354 от 06.05.11.

    Повышающий коэффициент при отсутствии электросчётчика не будет применяться, если установить его невозможно по техническим причинам. Но данное основание требует официального подтверждения через соответствующий акт.

    Каждый владелец помещения обязан установить счётчик электроснабжения с классом точности 2:0 и выше. Данная норма закреплена в федеральном законе «Об электросбережении». Счётчики устанавливаются специалистами поставляющей компании бесплатно.

    Читать еще:  Как открыть свою строительную фирму пошаговая инструкция

    Если жильцы не оборудуют свои дома и квартиры счётчиком, но при этом у них имеется такая техническая возможность, то при расчёте коммунальных платежей за электроэнергию будет применяться повышающий коэффициент.

    Управляющая компания обязана обеспечивать многоквартирные дома общими приборами учёта тепловой энергии. При наличии счётчика отопления жильцы будут оплачивать не по нормативам, а по фактическому использованию.

    В 2019 году повышающий коэффициент на теплоснабжение сохранился на уровне значения 1,1 и применяется только в отношении владельцев квартир и организаций, которые пользуются жилыми помещениями для социальных нужд.

    Ждать ли отмены повышающего коэффициента?

    Разумеется, потребителям не выгодно платить за воду и электричество с применением повышающего коэффициента, ведь это приводит к достаточно большой переплате за потреблённую услугу — примерно в полтора раза. Именно поэтому они постоянно выражают недовольство размером оплаты за ЖКУ и ждут их отмены или снижение коэффициента.

    Разговоры об отмене коэффициентов ведутся постоянно. Законодатели неоднократно выходили с инициативой по внесению изменений в нормативный акт, касающийся повышенных тарифов за коммунальные услуги без приборов учёта. Но Постановление Правительство № 344 остаётся в силе и по сей день.

    Так что рекомендация потребителям услуг ЖКХ только одна — установить счётчики и платить не по нормативам с повышающим коэффициентом, а за фактическое потребление ресурсов.

    РСО не вправе получать повышающий коэффициент с потребителей

    Согласно ч.2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении), расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

    На сегодняшний день в большинстве многоквартирных домов установлены общедомовые приборы учета, квартиры, в основном, также оприборены. При этом, часть собственников категорически не согласны устанавливать индивидуальные приборы учета, и ежемесячно оплачивают повышающий коэффициент.По общему правилу, исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, которая и выставляет собственникам платежные документы для оплаты коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента. Но, если собственники по ранее принятому решению общего собрания оплачивают коммуналку непосредственно ресурсоснабжающим организациям (далее — РСО), начисленные суммы повышающего коэффициента РСО присвоить не могут. В данной статье разберем такую ситуацию более подробно.

    Часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении обязывает собственников помещений многоквартирного дома ( далее- МКД), обеспечить установку индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов (далее- ИПУ) в своих помещениях.ИПУ должны быть установлены во всех жилых и нежилых помещениях МКД. Исключение составляют случаи отсутствия технической возможности установки ИПУ, которая подтверждается специальным актом, составленным по форме, утвержденной Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (далее — Приказ Минрегиона 627).

    Как указано в Законе об энергосбережении, при отсутствии приборов учета расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

    Согласно абз.3 п.42 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», п ри отсутствии индивидуального прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента.

    Расчеты между РСО и управляющей организацией производят по ОДПУ. А поскольку сумма превышения КР СОИ над нормативным (которую управляющая организация оплачивает из собственного кармана) может быть достаточно существенной, управляющая организация вполне обоснованно считает, что получателем начисленного собственникам повышающего коэффициента является именно она. При этом РСО не редко придерживается противоположной позиции.

    Так Управляющая организация из Республики Саха (Якутия) обратилась в арбитражный суд с иском к РСО о взыскании 150 469 руб. 09 коп., полученных от применения повышающего коэффициента к плате за коммунальные услуги, в том числе 115 469 руб. 78 коп.неосновательного обогащения и 34 999 руб. 31 коп. упущенной выгоды.

    В многоквартирных домах, находящихся в управлении компании, оснащенными общедомовыми приборами учета, собственники производили расчеты по оплате коммунальных услуг напрямую с РСО.

    Управляющая организация уведомила РСО о том, что будет самостоятельно начислять плату в размере повышающих коэффициентов к нормативу коммунальных услуг в отношении потребителей, в жилых

    помещениях которых не установлены индивидуальные приборы учета.

    В свою очередь РСО, начислила и взыскала с собственников плату за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» за февраль 2017 года с применением повышающего коэффициента 1.5 к нормативу потребления. Вернуть взысканную с собственников сумму повышающего коэффициента РСО отказалось, после чего управляющая организация обратилась в суд.

    Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30.01.2018,оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.09.2018,в удовлетворении иска отказано. При этом суды указали на то, что поскольку общество при заключении договора с компанией делегировало ей право на ведение начислений и ведение лицевых счетов собственников (нанимателей) жилых помещений, повышающий коэффициент подлежит оплате непосредственно ресурсоснабжающей организации

    Отстаивая свою позицию, управляющая организация дошла до Верховного суда РФ, который встал на ее сторону.

    Как указал ВС РФ в Определении от 13 сентября 2019 г № 302-ЭС18-21882 по делу №А58-2035/2017, порядок внесения платы за коммунальные услуги урегулирован статьей 155 ЖК РФ . В частности, в случае заключения собственниками договора управления многоквартирным домом, плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации, за исключением случая предусмотренного частью 7.1 статьи 155 этого Кодекса (часть 6.1 статьи 155 ЖК РФ,в редакции, действующей в спорный период).

    Таким образом, лицо, осуществляющее управление многоквартирным жилым домом, включая предоставление коммунальных услуг, вправе получать соответствующую плату от собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома.

    Договор теплоснабжения включает поставку ресурса не только на цели содержания общего имущества многоквартирных домов, но и на предоставление коммунальной услуги собственникам помещений.

    При этом, и в случае внесения потребителями платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается, что собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма исполняют свои обязательства по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации до признания ее утратившей силу).

    Указанный порядок расчетов не лишает управляющую организацию статуса исполнителя коммунальной услуги и не влечет возникновение этого статуса у ресурсоснабжающей организации. РСО, осуществляя непосредственные расчеты с собственниками и нанимателями помещений в

    многоквартирном доме за коммунальную услугу, не заменяет управляющую организацию в ее правоотношениях с потребителями. Следовательно, именно истец вправе получать с собственников и нанимателей помещений плату в размере, установленном Правилами № 354, в том числе увеличенную на соответствующий коэффициент.

    Выводы судов об обратном не основаны на приведенных положениях жилищного законодательства и материалах дела, как и доводы общества о том, что в связи с утратой силы подпунктом «у(1)» пункта 31 Правил № 354 оно вправе расходовать денежные средства, полученные от повышающих

    коэффициентов, по собственному усмотрению. Исходя из цели деятельности управляющей организации (эффективное управление многоквартирным домом), источника получения дохода (плата собственников определенного дома за коммунальную услугу в повышенном размере), расходование этих денежных средств должно осуществляться в интересах конкретного дома исходя из перечня работ (услуг) по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, в том числе обеспечивающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении.

    ВС РФ отправил дело на новое рассмотрение для проверки расчетов управляющей организации.

    Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе тут .

    Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

    Повышающие коэффициенты на коммунальные услуги в 2018 году

    В 2018 году используются следующие повышающие коэффициенты на коммунальные услуги:

    • отопление 1,1;
    • водоснабжение (горячее и холодное), электроэнергия 1,5.

    Продолжительная реформа жилищно-коммунального хозяйства проводится в 2018 году для внесение ясности в оплату услуг коммунальщиков, а также для повышения качества обслуживания населения. Однако, вводимые новшества принимаются населением неоднозначно. Последние пару лет в стране функционирует система повышающих коэффициентов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, направленная на стимулирование собственников установить индивидуальные приборы учета. Но далеко не все владельцы спешат это сделать. Одной из причин является несовершенство системы доведения информации до населения. Она не организованна и не дает внятного представления о проводимых реформах в области ЖКХ. Внести ясность в происходящее в области оплаты коммунального обслуживания поможет эта статья.

    Что такое повышающий коэффициент к коммунальным услугам?

    В 2018 году все больше граждан России устанавливают оборудование для учета потребляемых ресурсов в своих квартирах и домах, имеющих для этого техническую возможность. Такая тенденция связана с поправками в системе начисления коммунальных платежей и применением повышающих множителей на оплату ЖКХ для потребителей, не оборудовавших жилплощадь соответствующими приборами учета (счетчиками).

    Читать еще:  Трудовой кодекс статья 192 193 дисциплинарные взыскания

    Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

    Повышающий коэффициент на коммунальные услуги – это установленный правительством в 2018 году множитель, на который увеличивается тариф за предоставленную коммунальную услугу.

    До января 2015 года при отсутствии в жилом помещении приборов учета оплата за коммунальное обслуживание рассчитывалась на основе установленных государством нормативов и региональных тарифов. Далее применялась следующая последовательность повышающих коэффициентов на тарифы ЖКХ:

    Нормативная база

    Гражданский кодекс РФ в статье 544 предусматривает оплату услуг ЖКХ пропорционально потребленным объемам.

    Предоставлено коммунальное обслуживание должно быть в соответствии с положениями акта № 306 от 23.05.2006 года.

    Применение повышающих коэффициентов на коммунальные услуги в 2018 году введено федеральным законом №261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также некоторые поправки в законодательство были внесены актом № 232 от 27 февраля 2017 г. «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ».

    Согласно этим актам лица, владеющие жилыми объектами должны установить приборы учеты и оплачивать ресурсы пропорционально потреблению. При отсутствии приборов учета в 2018 году накладываются повышающие коэффициенты на коммунальные услуги. Порядок их применения изложен в Постановлении Правительства №354 от 06 мая 2011 года.

    Когда используется повышающий коэффициент?

    Наложение повышающего коэффициентов в 2018 году привело к удорожанию для потребителя услуг ЖКХ к примерно на 50-60% от общей суммы назначенного платежа. Применение такой величины производится в следующих случаях:

    • отсутствие приборов учета на воду и электричество;
    • окончание установленного изготовителем срока эксплуатации прибора (счетчика) или своевременной поверки оборудования;

    ВАЖНО

    После окончания срока использования замену счетчика следует произвести не позднее трех месяцев.

    • не предоставление сотрудникам управляющих компаний возможности проверить достоверность предоставляемых показаний счетчиков.

    В платежках за коммуналку плательщик найдет применяемый к нему повышающий коэффициент за коммунальные услуги в отдельной строке. Таким образом потребитель всегда может увидеть сумму переплаты при отсутствии учитывающего оборудования в жилом помещении.

    Монтаж и подключение приборов учета оплачивается из средств собственника жилого помещения.

    Наложение повышающих множителей при расчетах коммунальных платежей в 2018 году не используются в следующих случаях:

    1. Горячая вода подается исключительно в систему отопления.
    2. Повышающие коэффициенты не применяется для помещений, где нет технической возможности для установки приборов учета, а также для помещений, находящихся в аварийном состоянии и непригодных для проживания.
    3. Если водоотведение производится из дома или из квартиры, коэффициенты не предусматриваются.

    Применение повышающих коэффициентов на коммунальные услуги в 2018 году

    Владельцы и наниматели помещений обращают внимание на размер коммунальных взносов, когда сумма в платежке превышает ожидаемые цифры. Каков состав этих трат, за что рассчитываются жильцы? Обычно это:

      • уборка и вывоз бытовых отходов;
      • подача природного газа;
      • подача питьевой и горячей воды;
      • водоотведение (горячее, холодное);
      • отопление;
      • электроснабжение.

    Повышающий множитель на коммунальные услуги в 2018 году применяется на расчет суммы платежей на те виды поставляемых ресурсов, потребление которых можно учесть с помощью специальных приборов, а именно газ, вода, электрическая энергия.

    В 2018 году используются следующие повышающие множители:

    • отопление 1,1;
    • водоснабжение (горячее и холодное), электроэнергия 1,5.

    Когда выгодно оплачивать КУ с повышенным множителем?

    В некоторых случаях в 2018 году установка счетчиков невыгодна для собственника. Дело в том, что при отсутствии приборов учета оплата за коммунальное обслуживание рассчитывается исходя из количества прописанных в помещении человек. В ситуациях, когда число фактически проживающих людей превосходит количество зарегистрированных, установка счетчика экономически нецелесообразна для собственника.

    Особенно это актуально для ситуаций, когда в жилом помещении зарегистрирован один человек, имеющий льготы на оплату услуг ЖКХ, а фактически проживают несколько.

    Ниже в таблице систематизированы случаи целесообразности установки счетчиков в 2018 году.

    Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

    (даже с использованием повышающего коэффициента)

    Учет повышающих коэффициентов коммунальных услуг в 2018 году

    Внедрение повышающих коэффициентов коммунальных услуг в 2018 году направлено на предотвращение расхищения коммунальных активов. По расчетам государства такой метод оптимален для исключения случаев хищения ресурсов, когда владельцы оплачивают гораздо меньше реально использованного объема. И хотя законодательство требует устанавливать приборы учета, и для этого имеются абсолютно все возможности, множество граждан пренебрегают данной нормой.

    Расчет повышающего множителя

    Размер повышающего коэффициента на коммунальные услуги в 2018 году устанавливается законом.

    Для жилых помещений без счетчиков величина платежей рассчитывается исходя из нормативов потребления на одного проживающего. Услуги, к которым применим такой способ это: горячее и холодное водоснабжение; водоотведение; газоснабжение. Другими словами, итоговая сумма в квитанции будет определяться числом лиц, прописанных в доме или квартире.

    В некоторых случаях, к основным видам услуг могут быть добавлены дополнительные, например, уборка общедомовой территории, уборка подъезда и так далее.

    В коммуналках жильцы сами выбирают схему оплаты. Выбранный ими принцип расчетов требует документального отображения. На этом документе должны проставить подписи все жители помещения. Если жильцы не достигли соглашения по вопросу квартплаты, то в силу вступает законодательство, требующее в такой ситуации разделения лицевых счетов и установки индивидуальных приборов учета. Конфликты такого плана решаются исключительно через суд. Это применимо к случаю, если один образовал задолженность, а поставщики услуг принуждают оплачивать других.

    Для того, чтобы понять действие повышающих величин на практике, рассмотрим конкретные примеры расчетов платежей по коммунальному обслуживанию.

    Для вычисления суммы коммунальных платежей холодное и горячее водоснабжение, а также электроэнергию с применением повышающего коэффициента утверждена формула:

    Pi = ni × Nj × KПОВ × Tкр, где:

    ni – число лиц, зарегистрированных в i-м помещении;

    Nj – объем потребления j-ого ресурса по нормативу;

    KПОВ – повышающий коэффициент;

    Tкр – цена на коммунальную услугу, определенная в соответствии с законодательством РФ.

    Произведем расчеты платежей для семьи из трех человек, зарегистрированных в квартире стандартного девятиэтажного многоквартирного дома, не оборудованной приборами учета холодной и горячей воды.

    на 1 чел. за месяц

    (при наличии прибора учета и потреблении по нормативам)

    Закон о повышающем коэффициенте за отсутствие счетчиков

    МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 15 августа 2016 года N 26049-ОД/04

    [О повышающих коэффициентах к нормативам потребления коммунальных услуг]

    Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

    Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг были введены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в целях применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее — постановление N 603) уточнен порядок применения повышающих коэффициентов к плате за коммунальную услугу в случаях отсутствия индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии при наличии технической возможности установки таких приборов учета, согласно которому повышающий коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки соответствующих приборов учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

    В соответствии с последним абзацем пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее — Правил N 354), в редакции постановления N 603, в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, размер платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, энергоснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента в соответствии с формулой 4.1 приложения N 2 к Правилам N 354, а при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду — в соответствии с формулой 23.1 приложения N 2 к Правилам N 354.

    Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, предусмотрено также в пунктах 60 и 60.1 Правил N 354:

    — при выходе из строя индивидуального (квартирного или комнатного) прибора учета, его утраты, либо истечения срока его эксплуатации, — в расчетные периоды, превышающие 3 месяца невосстановления работоспособности прибора учета (п.60 Правил N 354);

    Читать еще:  Чем отличается договор ГПХ от трудового договора

    — при недопуске Исполнителя к прибору учета потребителя для целей проверки технического состояния прибора учета и (или) достоверности представленных сведений о показаниях приборов учета (п.61 Правил N 354).

    При применении повышающих коэффициентов для определения размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном в пунктах 42, 60 и 60.1 Правил N 354, исполнителю коммунальных услуг необходимо учитывать следующие особенности:

    — Правила N 354 не содержат случаев применения повышающих коэффициентов при определении в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размера платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета горячей воды, при нецентрализованной системе теплоснабжения, горячего водоснабжения в многоквартирном доме (с применением пункта 54 Правил N 354), а также размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения в коммунальных квартирах, а также жилых домах, не оборудованных квартирными приборами учета воды, электрической энергии (с применением пункта 50 Правил N 354);

    — повышающие коэффициенты не применяются при определении в соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размера платы за коммунальные услуги по водоотведению.

    При этом в пункте 60 Правил N 354 предусмотрено применение повышающих коэффициентов в порядке их включения в состав нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами N 306 в период до 1 июля 2016 года. Соответственно определение исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 60 Правил N 354 возможно в случаях сохранения действия в период после 1 июля 2016 года таких нормативов потребления коммунальных услуг.

    Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормативы потребления коммунальных услуг с повышающими коэффициентами, принятые в соответствии с Правилами N 306 в период до 1 июля 2016 года, в части установления таких нормативов для собственников жилых домов, были приняты в соответствии с действующим законодательством и применяются до истечения срока, на который установлены нормативы.

    Внесение изменений в данные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части установления нормативов потребления коммунальных услуг с повышающим коэффициентом для собственников помещений в многоквартирных домах, не требуется, так как применению подлежит размер повышающего коэффициента, прямо указанный в Правилах N 354. Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат применению в части, не противоречащей федеральному законодательству.

    Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1038 от 18 ноября 2013 года (далее — Положение), Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства.

    В соответствии с пунктом 6.2 Положения Минстрой России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства.

    Следует отметить, что письма Минстроя России с такими разъяснениями являются не нормативными правовыми актами, а изложением позиции Минстроя России по тому или иному вопросу, входящему в его компетенцию.

    Директор Департамента
    жилищно-коммунального хозяйства
    О.Н.Демченко

    Электронный текст документа
    подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
    рассылка

    Повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета на воду, электроэнергию и газ, а также расчет оплаты без счетчиков

    С января 2015 плата за водопотребление должна производится по показаниям специальных измерительных устройств. Несмотря на обязательность их установки, некоторые потребители до сих пор обходятся без таких приборов. Для всех лиц, не поставивших в своих квартирах счетчики, введен повышающий коэффициент. Что это такое и как он применяется при плате за жилищно-коммунальные услуги, расскажем далее.

    Что такое повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета

    В связи с последними изменениями статьей 157 ЖК РФ предусматривается уплата повышающих коэффициентов. Они обязательны к применению в расчетах платежей за коммуналку для тех потребителей, которые не поставили счетчики на воду и электрическую энергию.

    Размер этого коэффициента, как для отопления так и для простого потребления воды, утвержден Постановлением Правительства от 16.04.2013 за № 344. Согласно положениям указанного документа с июля 2016 он составил 1,5, а с 2017 году уже 1,6. Однако позднее этот показатель был оставлен в размере 1,5 (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года №603), и даже в 2019-м году он остается тем же самым.

    Для тех, кто не установил счетчики на воду и электроэнергию платежи рассчитываются с учетом данного коэффициента. При этом его величина в разных регионах не меняется, как нормы потребления или тарифы. Эта мера призвана подтолкнуть потребителей к установке в своих квартирах (частных домах) приборов учета.

    Порядок применения повышающего коэффициента

    По жилищному законодательству коэффициент применяется для исчисления платежей за воду и электроэнергию лицами, не установившими счетчики. Он используется и тогда, когда приборы для учета потребления ресурсов есть, но находятся в неисправном состоянии.

    Применять указанные повышенные ставки придется и тем, кто не поменял счетчик вовремя. По закону, к примеру, приборы учета холодной воды рекомендуется менять через 6 лет, а горячей – через 4 года. Устройство может прослужить и дольше (плюс/минус несколько лет), но максимальный срок службы не превышает 12 лет.

    Плата за воду без счетчика в 2019 году: постановление правительства

    Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ расчет оплаты за коммунальные услуги производится исходя из объема потребленных ресурсов. Этот объем определяется по показаниям счетчиков самим потребителем. При их отсутствии платежи рассчитываются исходя из установленных норм.

    Нормы утверждаются региональными властями в порядке, установленном Правительством РФ. Этот порядок устанавливается Постановлением Прав-ва РФ 23.05.2006 N 306. согласно его положениям власти субъектов устанавливают нормативы для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления.

    Для каждой из указанных услуг ЖКХ устанавливаются свои показатели. При их расчете учитываются технические характеристики жилых помещений.

    Для воды, к примеру, средняя норма потребления в месяц составляет:

    • для ХВС — 6,935 кубометров на человека;
    • для ГВС — 4,75 кубометров на человека.

    Помимо указанных норм для расчетов оплаты за ЖКУ нужно знать тариф. Ставки для внесения платежей в каждом регионе устанавливаются свои. К примеру, в столице нашей страны, Москве, действуют следующие цены:

    • за питьевую воду — 35,40 руб. за куб.;
    • за электричество — 5,38 руб./кВтч.;
    • за горячую воду — 180,55 руб. за куб.

    Помимо тарифа и норматива при исчислении платежа в квартирах без прибора учета используется повышенный коэффициент.

    Таким образом, потребителям, не использующим счетчики, придется вносить платежи по формуле:

    Сумма оплаты = кол-во жильцов * норматив * тариф * коэффициент.

    Как рассчитать повышающий коэффициент

    Рассчитывать повышенный коэффициент потребителям самостоятельно не нужно! Он является фиксированным и утверждается Правительством РФ. С 2017 года и по состоянию на 2019-й, начисление платежей осуществляется с превышением в полтора раза (1,5).

    Платить за потребленные ресурсы без учета коэффициента можно только в строго оговоренных законом случаях. Его размер указывается организацией ЖКХ в платежке. При этом он прописывается отдельно от нормативного объема потребленных услуг.

    На холодную и горячую воду

    Размер коэффициентов при расчете платежей на холодную, горячую воду составляет также 1.5. Данный показатель не меняется в зависимости от вида коммунальной услуги или региона ее предоставления. Это значит, что он единый по всей стране.

    На электроэнергию

    При расчетах за электроэнергию ситуация такая же, как и с водопотреблением. Если счетчики установлены, то коэффициент не применяется. А при отсутствии устройства для учета объема ЖКУ счета оплачиваются с его учетом.

    Как не платить повышающий коэффициент

    Обязанность начисления повышающих коэффициентов предусмотрена законодательно. Поэтому правомерно не использовать его в расчетах можно только в определенных случаях. Избежать применения коэффициента можно тогда, когда счетчик по техническим причинам установлен быть не может.

    Правда, основанием для его неприменения не могут служить просто слова потребителя. Для его отмены требуется проведение проверки и составление специального акта о невозможности установки приборов, производящих измерение учет потребленных ресурсов. ⇐

    Когда отсутствие счетчиков выгодно

    Многие потребители благодаря счетчикам снизили свои расходы на ЖКУ. Экономные семьи фактически используют воды или электричества меньше, чем положено по норме. Поэтому применение приборов учета дли них, действительно, выгодно.

    Но далеко не во всех случаях счетчики помогают экономить. Представим ситуацию, когда на жилплощади прописано два человека, а реально проживает пять. Тогда при наличии счетчиков объем потребленных ресурсов будет выше, чем предусмотрено нормативом. Вносить квартплату без показаний счетчика в такой ситуации выгоднее.

    Будет ли отменен повышающий коэффициент на воду

    Потребители постоянно выражают недовольство размером платы за жилищно-коммунальные услуги. Поэтому многие ждут, когда же понизят тарифы, отменят повышенные коэффициенты или введут понижающие.

    Следует отметить, что первоначально эти коэффициенты предусматривались не только для воды и электроэнергии, но и отопления. Позднее внесенными изменениями повышенные платежи за отопление были отменены.

    Что касается коэффициентов на воду и электричество, то разговоры об их отмене постоянно ведутся. Неоднократно возникали законодательные инициативы по внесению таких изменений. Но закон, отменяющий повышенные коэффициенты до настоящего времени не принят.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector