Закон о коррупции краткое содержание

Федеральный закон 273 о противодействии коррупции

Коррупция в России является значительной системной проблемой. Ей может противодействовать только эффективное законодательство, роль которого пытается играть антикоррупционный 273 Федеральный закон о противодействии коррупции (а с целью защиты прав трудящихся был разработан другой ФЗ под номером 426 — «О специальной оценке условий труда«).

ФЗ 273 о противодействии коррупции с последними изменениями

Дума длительный период работала над основой противокоррупционного законодательства (в частности, для руководства таких острых вопросов, как рассмотренный в 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности», в последней редакции) и, наконец, в средине декабря 2008 г. был принят данный российский документ, дата вступления в силу — тот же декабрь. Впоследствии он активно дорабатывался, то есть было не одно дополнение, изменение, на сегодня действующая редакция от 2018 г.

Краткое содержание

Положения, текст 273 ФЗ о противодействии коррупции закрепляют все основные принципы, которые по мнению Думы должна содержать антикоррупция (по аналогии с ФЗ 294, полностью контролирующим вопросы защиты прав и интересов юридических лиц и частных предпринимателей). Также заложены правовые, организационные основы борьбы с коррупцией, важно и то, что закон уделяет внимание и ее предупреждению, то есть российский Федеральный Закон №273 о противодействии коррупции говорит, что коррупционные факторы легче предотвращать, чем бороться с ними.

Определение коррупции дается перечислением противоправных действий, они разные, единственное, что их объединяет, это характеристика, указывающая на использование каким-либо должностным лицом своего положения для личного незаконного обогащения.

Краткое содержание не позволит указать все методы борьбы с таким явлением, но интересно, что пункт первый среди них указывает на необходимость формирования нетерпимости к любой форме коррупционного поведения у россиян.

Также важными мерами являются:

  1. Выполнение антикоррупционной экспертизы для любых нормативно-правовых актов;
  2. Каждый государственный, муниципальный орган власти обязан периодически рассматривать судебную правоприменительную практику о признании прошедших утверждение в их органе любых правовых актов незаконными, неправильными. Чтобы принимать меры по предупреждению причин для незаконного документооборота. Например, это будет эффективная профилактика в таможенных органах, так как позволяет выполнять анализ, который помогает разбираться в серых схемах недобросовестных сотрудников, это приведет к тому, что они понесут наказание;
  3. Любое должностное лицо, которое не подало сведений об доходах, подало, но не правдивые должно быть уволено. Например, на основе этого создан отдельный новый документ, который требует выполнения таких норм от депутатов Думы, прочих.

Также указано, что необходимо снимать необоснованные запреты в экономике, повышать оплату труда и тд.

Понятие коррупции

Данный российский правовой акт в новой редакции указывает, что коррупция — это получение любой взятки, дача взятки (обратите внимание), злоупотребление положением, коммерческий подкуп, получение какой-либо выгоды деньгами, ценностями, прочее. Настоящий федеральный закон о противодействии коррупции приводит еще существенный перечень правонарушений, которые считаются, как коррупционные.

Федеральный закон 273 ФЗ о противодействии коррупции — перечень должностей

Положение данного документа указывает ряд должностей, для занятия которых морально-деловые качества желающих людей должны быть в соответствии с требованиями. Противодействие коррупции подразумевает и проверку сведений, предоставленных людьми, только после чего их кандидатуры можно одобрять. Если выявится, что информация о своих доходах неправильная, то недобросовестный чиновник должен быть смещен. Также сегодня есть попытки предотвращать конфликт интересов ответственных лиц.

Коррупционные факторы согласно ФЗ о противодействии коррупции

Постановление Минюста РФ еще в 2009 году перечислило коррупционные факторы, все они относятся к различной нормативной, правовой документации, актам, прочему. Изучение, тестирование различных документов выявило два основных типа таких факторов, содержащихся в любых актах, это:

1. Необоснованно широкие пределы правоприменения;

2. Трудновыполнимые нормы, часто они могут быть неопределенными, обременительными.

То есть вопрос, как выявить незаконные правовые акты, несложный, если тексты содержат такие моменты, тогда это коррупция. План методических мероприятий здесь несложный, нужно обращаться к правоохранителям или в суд для проведения экспертизы, так, как только она может вынести официальный вердикт, назвав все своими именами. Но в большинстве случаев сила данного ФЗ не может помочь, потому что есть методики, как выполнять контроль уже действующих документов, но нет законных процедур, как предотвращать издание незаконных документов.

То есть не хватает подзаконных актов в разных сферах, например, какой-либо указ, приказ, внесение отраслевых норм могут предотвращать коррупционные практики, но необходимые акты вносят чаще всего после шума вокруг какого-то вопроса, поэтому та или иная служба может годами использовать неправильную документацию.

Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие данной проблеме Российская Федерация проводит на основе таких принципов:

  1. Основные права, свободы человека должны быть защищены, признаны, обеспечены;
  2. Законность должна быть обеспечена;
  3. Правонарушители должны понимать неотвратимость наказания;
  4. Предупреждение таких деяний является приоритетом.

Есть еще несколько пунктов, также нужно знать, что основные направления борьбы определяет Президент РФ. Большой плюс будет, если значительная часть граждан хотя бы кратко, тезисно, но изучит требования данного ФЗ. Это сделает закон более эффективным без наполнения его дополнениями, прочим, то есть, чтобы документ был действительно гарантом защиты от подобных деяний, то надо, чтобы борьба проводилась значительной частью сознательных граждан. Поэтому все чаще звучат призывы, сдавать зачеты на его знание в школе и тд.

Данный российский федеральный закон о противодействии коррупции с последними изменениями и даже с комментариями скачать бесплатно можно быстро, но, чтобы разобраться в его требованиях лучше задать вопросы онлайн-консультанту, он знает все текущие изменения, новшества, поэтому с ответами не заставит долго ждать.

О том, что этот российский документ не хуже аналогичных иностранных, для этого можно сделать сравнение, скачав какой-либо из них на русском языке, например, закон Украины.

Закон о коррупции: краткое содержание и последние изменения

Эпизод, когда Петр I жестоко бьет Меньшикова за некачественное сукно, запоминается силой и экспрессивностью. Да, и в России прежних лет государственные служащие не всегда честно исполняли свои обязанности, а проще говоря, запускали руки в государственную казну ради собственной выгоды. Ну а уж если совсем просто – воровали.

Для тех, кто еще не понял, о чем мы будем говорить в сегодняшней статье, поясняем: дорогие друзья, речь в ней пойдет о коррупции, существовавшей, как мы видим, задолго до современной Руси, однако не искорененной до сих пор.

Между тем в 2008 году в Российской Федерации был принят федеральный закон о коррупции под номером 273. В чем его смысл, насколько он эффективен, какова ситуация сегодня? Попробуем ответить на эти вопросы.

Как все начиналось

В начале 21-го века серьезное внимание на проблему коррупции обратили в мировом сообществе. Настолько серьезное, что Организация Объединенных наций выработала Конвенцию, направленную на борьбу с этим явлением, охватившим, по мнению создателей документа, все страны мира.

Члены ООН заявили в Конвенции о том, что каждая страна в мире бороться с коррупцией не просто может, а обязана. Российская Федерация документ подписала (в декабре 2003 года), после чего – в марте 2006 года – ратифицировала.

В 2008 году по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева Государственная Дума и Совет Федерации одобрили новый закон. Начиная с 2011 года, в него вносили изменения и дополнения. Последняя редакция закона датирована 28 июня 2017 года, в нее вошли изменения, принятые в апреле того же года.

Порча, подкуп, а иначе – коррупция

Закон о коррупции играет важную роль в жизни общества. Поэтому хотя бы кратко, но необходимо остановиться на его содержании. Итак.

  • Во-первых, в законе дается определение такого понятия, как коррупция. По существу, это все те же мздоимство и лихоимство, существовавшие на Руси, но в современном изложении. Взятка, использование служебного положения во зло, извлечение из него всяческих выгод в виде денег, имущества и других ценностей – все это коррупция.
  • Во-вторых, документ включает в себя 14 статей. В их числе раздел по противодействию и профилактике явления. Отдельная статья посвящена международному сотрудничеству нашей страны по борьбе со злом в виде коррупции; в законе отражается, какую роль в борьбе играют Президент РФ, Федеральное Собрание, Генеральный прокурор, Счетная палата, правительство, органы федеральной, региональной и муниципальной власти.
  • В-третьих, большое внимание в документе уделяется государственной службе, а конкретно госслужащим и муниципальным служащим. Именно этот документ вменил в обязанность лицам, замещающим эти должности, предоставлять сведения о доходах и имуществе, причем не только своих, но и супруги (или супруга), а также несовершеннолетних детей. Говоря об обязанности предоставлять так называемую декларацию, нельзя не упомянуть: отказ от ее предоставления служит основанием отказать соискателю в приеме на работу, то есть на службу.

Один из интересных моментов закона – необходимость сообщать в соответствующие органы (в прокуратуру, работодателю и др.), если, к примеру, кто-то предлагает госслужащему взятку. В документе это называется «склонение к совершению коррупционных правонарушений». В случае неисполнения этого пункта, человека могут уволить, в случае исполнения – закон обещает защиту.

Есть профилактика – нет проблемы

По существу, профилактика – это ряд мер, которые необходимо проводить, чтобы проблема не возникала. В вопросах борьбы с коррупцией профилактика особенно важна. В законе четко говорится, что нужно делать, чтобы преодолеть это явление.

Читать еще:  Как заверить трудовую книжку декретнице

Всего выделено 6 пунктов. В их числе формирование в обществе непримиримого отношения к коррупции, обязательная экспертиза всех актом органа власти – будь то федеральный или муниципальный.

На практике приходилось встречать много документов муниципального уровня, например постановлений главы города – о выделении земли, о проведении благоустройства и т. д. Эти документы обязательно включают в состав экспертизу на предмет коррупционной составляющей. Такая же процедура с принятием документов городским Советом депутатов – вариант без экспертизы не допускается.

К профилактическим мерам относят предоставление сведений о доходах государственными и муниципальными служащими, о чем мы уже говорили, и контроль, который осуществляется с привлечением общественности и парламента.

Еще более подробно в законе расписано, что должны делать государственные органы, чтобы эффективно противодействовать данному явлению.

2017 год: что нового?

Последние изменения в закон о коррупции были внесены в апреле 2017 года. Согласно им, государственным и муниципальным служащим теперь можно быть членами различных организаций, например, садоводческих, гаражных и др. кооперативов, а также товариществ собственности недвижимости.

Глава региона теперь обязан проверять сведения, которые предоставляют муниципальные служащие, на предмет полноты информации и ее достоверности. Содержится и еще ряд изменений, касающихся сотрудников органов внутренних дел, и тех, кто поступает в некоторые высшие учебные заведения.

Точка не поставлена

Точка в деле борьбы с коррупцией, конечно же, не поставлена – ни в мировом сообществе, ни в России. Сегодня это одна из самых актуальных проблем современности. Не случайно в нашем государстве помимо упомянутого закона выходят Указы Президента на антикоррупционную тему; о необходимости противодействия коррупции В. В. Путин не раз говорил в обращении к Федеральному собранию и т. д. Тем не менее ситуация остается острой.

В поиске эффективных мер неплохо было бы обратиться к опыту Советского Союза, в котором несмотря на отдельные эпизоды говорить о засилье коррупции не приходилось. На заре советской власти борьба с коррупцией была очень жесткой – причастных к ней лиц расстреливали. Многие историки считают, что в эпоху Сталина данное явление вообще сошло на нет.

В более поздние времена – Хрущева и Брежнева – почва для таких преступлений существовала, но борьба с коррупционерами велась активно. Можно вспомнить «рыбное дело», когда к ответственности было привлечено более 5 тысяч человек, многие сняты с должности, многие получили реальный срок за преступления.

Сегодня коррупционные скандалы не редкость. Ряд чиновников в последние годы лишился своих должностей. Однако в целом говорить о коренном переломе в борьбе пока рано. И если содержание закона о коррупции вопросов не вызывает, строгое его соблюдение обеспечивается не всеми и не всегда. Так что борьба продолжается.

Краткий анализ Федерального закона РФ «О противодействии коррупции»

Условиями, порождающими коррупционную практику, являются отсутствие независимого от верхушечной власти антикоррупционного органа; отсутствие реального финансового стимулирования большого количества государственных и муниципальных служащих и представителей власти низового и среднего звена; отсутствие принципа неотвратимости ответственности для всех категорий лиц независимо от статуса и положения; отсутствие механизма поощрения законопослушного поведения; отсутствие объективного независимого отбора на различные должности и т.д. В свете противодействия коррупции можно сформулировать вопросы без ответов: А может ли сегодня данный Закон в условиях массовой выгодности коррупционного поведения обеспечить более выгодное законопослушное поведение без механизмов реального материального стимулирования, поощрений, защиты законопослушного населения? И если может, то, для какой категории лиц, с каким материальным положением и социальным статусом?

Проблема противодействия коррупции сегодня стала одной из актуальных и широко освещаемых как в средствах массовой информации, так и в научном мире. Никем не отрицается необходимость комплексного воздействия на данное сложное явление, но, как правило, коррупция понимается только через систему коррупционных правонарушений, что, безусловно, влияет на неверные подходы в противостоянии данному явлению. «Сегодня очевидна бесперспективность использования правовых запретов в качестве главного метода борьбы с коррупцией»[1]. Коррупция должна рассматриваться не просто как извлечение выгоды должностными лицами из своего служебного положения, но и как своеобразный тип социально-политических отношений внутри государственного аппарата, а также в области взаимодействия его с населением. «Понимание коррупции как явления социальной жизни представляется нам гораздо шире и характеризуется восприятием данного феномена в качестве устойчивой модели социальных отношений и не сводится только к взяточничеству и преступлению»[2].

Принятый Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 года (с изм. от 03.12.2012 г.) № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон) ориентирован на использование разных мер, как карательных, так и профилактических. Тем не менее, реального профилактического механизма противодействия коррупции закон не содержит, так как статьи лишь декларируют принципы и меры противодействия коррупции, не закрепляя конкретные меры по защите лиц, осуществляющих реальную борьбу с коррупцией. «Закон содержит ряд противоречивых положений, которые вызовут трудности в его реализации. Кроме того, ожидалось, что нормативный акт высшего уровня будет содержать более действенные механизмы и иметь большую регулирующую силу»[3].

Что стоит одна лишь ст. 9 названного закона, устанавливающая под угрозой ответственности обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять обо всех ставших известными случаях коррупционного поведения. Безусловно, первоначально видится позитивная цель данной нормы: активизировать общество в законопослушном направлении. Но отражена ли в норме социальная реальность?

Например, действительно в Японии гражданин, который активно сотрудничает с представителями власти, сообщает о противоправном образе жизни своих соседей, коллег и даже друзей, считается почтенным и законопослушным, всеми уважаемым и заслуживающим поощрения[4]. Следует при этом отметить, что такая практика устанавливалась в Японии на протяжении десятилетий, начиная с внедрения системы профилактики, с установления доверия к системе власти, с необходимым качественным отбором в полицейской системе и в системе лиц, представляющих власть.

В нашем государстве установление такой практики не только не отвечает сложившейся психологии общества в силу исторического страха перед системой внесудебных органов и высокого уровня недоверия правоохранительной и государственной системам, но и не основана на традициях и психологии общества, не ориентирована на становление активного гражданского общества. А в условиях настоящей действительности даже социально опасна, так как правомерные уведомления о коррупции в системе власти в большинстве случаев расцениваются как карьеризм, желание скрыть свою некомпетентность, подсиживание и т.д., либо как средство обеспечения показателей коррупции.

Изначально закон о противодействии коррупции принимался на основе принципа: руководящие и кадровые службы властной структуры некоррупционны и честны по определению, и должны искоренить коррупцию в своей структуре на низовом и среднем уровнях. Закон, соответственно, наделил руководящих лиц большими полномочиями, связанными с созданием из собственных подотчетных и зависимых лиц служб по урегулированию конфликтов и проверке доходов и расходов.

Таким образом, можно утверждать, что закон принимался без уяснения причин и условий коррупционной действительности, что доказано за последние пять лет действия данного закона.

Например, обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений свелась к созданию журнала об уведомлениях, ни одна страница которого ни в одной из государственных служб не заполнена. И это закономерно, так как если устанавливать необходимость уведомления о коррупционном поведения, то не под угрозой ответственности, а, во-первых, с применением мер поощрения за правопослушное поведение на службе; во-вторых, с созданием соответствующей независимой от представителя нанимателя службы расследования коррупционных правонарушений; в-третьих, с принятием мер по защите лица, осуществившего добросовестное уведомление.

Также и иные осуществляемые сегодня законодательные мероприятия доказали на практике свою неэффективность и направленность на репрессии против низового и среднего звена власти. Федеральный закон, провозгласив декларативные профилактические нормы, обеспечил их реализацию под угрозой ответственности чиновников. Последующие изменения закона не только не направлены на защиту низового и среднего звена власти от контроля со стороны властных структур, но продолжили усиление властного руководящего потенциала.

Почти во всех статьях закона профилактического характера установлена обязанность государственных и муниципальных служащих а) представлять, б) уведомлять, в) информировать; г) принимать меры; д) передавать и т.д., итого около 40 обязанностей. А главным контролирующим органом был и остается представитель нанимателя, а не общественные и иные организации.

Например, в комиссию по урегулированию конфликтов входят представитель нанимателя и подотчетные ему лица (представитель из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, представитель юридического подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы).

Число же независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Как будет урегулирован такой конфликт фактически зависит от представителя нанимателя. Антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов проводят лица, сами принявшие данный закон. Отбор во многие сферы власти осуществляется не по принципу профессионализма, уровня образованности и этического поведения, а по принципам связей и кадровых назначений «нужных» людей.

В настоящее время, видя недостаточный потенциал профилактического закона, законодатель увеличивает репрессивные полномочия представителя нанимателя: появляется обязанность декларировать расходы, ответственность за утрату доверия и т.д. При этом процедура декларирования доходов и расходов, порядок создания комиссий по урегулированию конфликтов для тех же самых кадровых служб остается неясной, нечеткой и самое главное неоплачиваемой.

Также обстоят дела и с борьбой с коррупцией в отношении населения: «Примерно в половине случаев размер взяток составлял от 1000 до 10000 рублей. Вообще, по статистике «главными коррупционерами» в нашей стране являются врачи, преподаватели и рядовые сотрудники милиции. Эта тенденция сохраняется и сейчас, но в последнее время среди обвиняемых все больше должностных лиц из структур, распределяющих финансирование, выдающих лицензии»[5].

Читать еще:  Закон о банкротстве ИП

В свете такого противодействия коррупции можно сформулировать вопросы без ответов: А может ли сегодня данный Закон в условиях массовой выгодности коррупционного поведения обеспечить более выгодное законопослушное поведение без механизмов реального материального стимулирования, поощрений, защиты законопослушного населения? И если может, то, для какой категории лиц, с каким материальным положением и социальным статусом?

Условиями, порождающими коррупционную практику, являются отсутствие независимого от верхушечной власти антикоррупционного органа; отсутствие реального финансового стимулирования большого количества государственных и муниципальных служащих и представителей власти низового и среднего звена; отсутствие принципа неотвратимости ответственности для всех категорий лиц независимо от статуса и положения; отсутствие механизма поощрения законопослушного поведения; отсутствие объективного независимого отбора на различные должности и т.д.

Исходя из изложенной позиции, следует отметить, что только действия, реально направленные на устранение условий, порождающих коррупционную практику, помогут в начатой борьбе с коррупцией и изменят ее направление с репрессивного на профилактическое.

Литература

  1. Абызов Р.М. Об оценке коррупциогенности российского законодательства // Меры противодействия коррупции: проблемы разработки и реализации. Материалы научно-практического семинара с приложением международных правовых актов и проектов федеральных законов. Под ред. С.В. Землюкова. — Барнаул: ООО «Издательский дом Барнаул», 2009. С. 640.
  2. Нагайцев В.В. Оценка населением Алтайского края коррупции и антикоррупционных мер: результаты социологических исследований // Меры противодействия коррупции: проблемы разработки и реализации. Материалы научно-практического семинара с приложением международных правовых актов и проектов федеральных законов. Под ред. С.В. Землюкова. — Барнаул: ООО «Издательский дом Барнаул», 2009. С. 640.
  3. Стрельников К.А. Вопросы реализации Федерального закона «О противодействии коррупции» // Юридический мир. № 3. 2009.
  4. Морозов Н.А. Преступность и борьба с ней в Японии. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С.
  5. Феданяк В. О защите судей и скрытой коррупции // Тюменские известия № 41 (5483) от 15.03.2012.

Опубликовано: Преступность в Западной Сибири: актуальные проблемы профилактики и расследования преступлений. Сборник статей по итогам всероссийской научно-практической конференции (28 февраля-1 марта 2013 года). Тюмень: ТюмГУ, 2013.

Коррупция (понятие, ответственность, противодействие коррупции)

Лекционный материал на тему:

«Коррупция (понятие, ответственность,

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: -злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации [1] ),

-превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

-получение взятки (статья 290 УК РФ)

-дача взятки (статья 291 УК РФ);

-злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);

-коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды — так называемый «блат», — полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Ответственность за коррупцию.

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки. То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем. Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;

в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:

получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

Читать еще:  Закон о защите личных данных физических лиц

— получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

— получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).

— получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:

-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

-совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

-введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

-обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

-обеспечение независимости средств массовой информации;

-неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

-совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

-устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

-повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

-укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

-усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

-передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

-сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Противодействие коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ

Коррупция существует в любом государстве. Это по-настоящему губительный для общества элемент, который тем не менее практически нельзя искоренить. Представляется возможной лишь попытка минимизации коррупционных проявлений. В России для этого был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». Содержание данного нормативного акта будет кратко рассмотрено в нашей статье.

Цели Закона «О противодействии коррупции»

Что такое коррупция? В статье 1 говорится о даче или получении взятки, коммерческом подкупе, злоупотреблении служебными полномочиями и прочих явлениях, связанных с незаконной выгодой.

Работа по противодействию коррупции должна базироваться на ряде важных принципов. Первой идеей является законность. Деятельность российских правоохранителей не должна выходить за рамки правовых норм. Второй принцип — направленность на защиту прав и свобод людей. Следует помнить, что основной целью борьбы с коррупцией является забота о гражданах. Последние принципы — это публичность, неотвратимость наказания и комплексность применяемых мер.

Международное сотрудничество занимает особое место в области борьбы с коррупцией. Отечественные правоохранители должны обмениваться информацией и опытом с иностранными государственными инстанциями.

Организация антикоррупционной деятельности

В законе представлен развернутый план противодействия коррупции. Распределяются обязанности и полномочия государственных органов и должностных лиц. Например, задачей российского Президента является определение основных векторов политического развития в области борьбы со взяточничеством. Федеральное собрание, законодательный орган, должно разрабатывать законы по вопросам антикоррупционной деятельности. Правительство же обязано распределять соответствующие функции между исполнительными министерствами и комитетами.

У каждого государственного органа есть свой набор функций и полномочий. Однако цель у всех одна: сведение коррупционных проявлений к минимуму.

Основные задачи антикоррупционной деятельности

В России не существует отдельного органа противодействия коррупции. Борьбу со взяточничеством ведут сразу все государственные инстанции. Каждый орган наделен особенными полномочиями, однако задачи у всей политической машины примерно одинаковые. Определяются они в статье 7 рассматриваемого закона.

Первой и основной задачей является введение антикоррупционных стандартов. Должна быть создана четкая система запретов, ограничений и дозволений, которая могла бы обеспечивать предупреждение коррупционных проявлений в той или иной области. Вторая задача связана с процессами информатизации. Государство обязано создать атмосферу всеобщего порицания коррупции. Для этого необходима максимальная огласка всех крупных нарушений закона, связанных с коррупцией. СМИ должны быть независимыми.

Последней задачей является оптимизация работы правоохранительной системы. Органы, противодействующие коррупции, должны находиться в состоянии постоянного развития. Только в этом случае борьба со взяточничеством будет по-настоящему эффективной.

Доходы и расходы

В целях противодействия коррупции закон запрещает ряду должностных лиц хранить финансы в иностранных банках. Более того, депутаты, сенаторы, а также некоторые работники судебной системы должны своевременно представлять сведения о своих доходах и тратах. Учитывается заработная плата, а также суммы, потраченные на то или иное имущество. В случае обнаружения явного несоответствия между доходами и расходами поднимется вопрос о незаконном обогащении.

Нередко государственные и муниципальные служащие «перекладывают» имущество на своих родственников. Таким образом они надеются легализовать свои расходы. Однако последние изменения, внесенные в закон, предусматривают и этот момент. Отныне контроль ведется не только за государственными служащими, но и за их семьями.

Закон уделяет внимание и негосударственным компаниям. За ними ведут наблюдение налоговые органы либо специальные комиссии по противодействию коррупции.

Конфликт интересов

Нередко государственный или муниципальный служащий ставит собственные интересы выше должностных обязанностей. Возникает противоречие — конфликт интересов. Чиновник, желая обогатиться или получить какие-то выгоды, приходит к прямому нарушению закона. Акт о противодействии коррупции предусматривает такую ситуацию, а потому закрепляет основные способы борьбы с конфликтом интересов.

Первый и самый распространенный метод касается раскрытия информации. Он уже был описан выше: чиновники публикуют информацию о своих доходах и расходах. Второй способ представляет собой мониторинг со стороны антикоррупционных инстанций. Такими инстанциями являются налоговые органы или специальные комиссии. Например, в Государственной Думе существует комиссия по контролю за декларациями, которые подают депутаты. Возглавляет ее небезызвестная Наталья Поклонская.

Последний способ борьбы с конфликтом интересов называется превентивным. Государственный служащий обязуется отказаться от доли в капитале частной компании. Известно, что закон запрещает депутатам и сенаторам заниматься предпринимательством.

Система ограничений и запретов

В Законе закрепляется ряд обязанностей для крупных государственных служащих. Согласно статье 13.3, организации должны принимать меры по недопущению коррупции. Все способы борьбы можно поделить на профилактические и ликвидационные.

В ряд профилактических мер входит принятие кодексов профессиональной этики, определение антикоррупционных подразделений, сотрудничество с правоохранительными органами, недопущение конфликта интересов и многое другое. В область ликвидационных мер входят конкретные действия, представляющие собой борьбу с коррупционными проявлениями. Это регулирование возникшего конфликта интересов, увольнение лиц, нарушивших закон, а также борьба с последствиями взяточничества и превышения полномочий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector