Закон о КФХ с изменениями

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

С изменениями и дополнениями от:

4 декабря 2006 г., 13 мая 2008 г., 30 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 28 июля, 25 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 23 июня 2014 г.

Принят Государственной Думой 23 мая 2003 года

Одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Президент Российской Федерации

Определяются правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Законом гарантируется право граждан на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

В Главе 1 «Общие положения» содержится определение крестьянского (фермерского) хозяйства, под которым понимается объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в качестве юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

В главе 2 «Создание фермерского хозяйства» сформулированы требования, предъявляемые при создании фермерского хозяйства. Глава 3 «Имущество фермерского хозяйства» определяет его состав и условия его владением, пользованием и распоряжением. Главой 4 определяется правовой статус земельных участков, предоставляемых и приобретаемых для создания фермерского хозяйства и порядок осуществления его деятельности. В главе 5 устанавливается порядок приема новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства, а также устанавливаются права, обязанности и полномочия главы хозяйства. Глава 6 посвящена определению видов деятельности фермерского хозяйства. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. Главой 7 устанавливается возможность объединения фермерских хозяйств. Глава 8 определяет порядок прекращения фермерского хозяйства.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 17 июня 2003 г. N 115, в «Парламентской газете» от 18 июня 2003 г. N 109, в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 24 ст. 2249

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2009 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

ФЗ о крестьянском (фермерском) хозяйстве с последними изменениями

Гражданам Российской Федерации, проживающим в загородных зонах и обладающих сельскохозяйственным имуществом, рекомендуется знать основные положения закона о крестьянском хозяйстве, который позволяет осуществлять фермерскую деятельность не только для удовлетворения собственных нужд, но и в более крупных масштабах с целью реализации продукции, что является немаловажным фактором развития экономики государства и сельскохозяйственной отрасли в целом.

Общие положения закона о крестьянском хозяйстве

Федеральный закон № 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” был принят Государственной думой в третьем чтении 23 мая 2003 года и одобрен Советом Федерации 28 мая того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 11 июня 2003 года.

ФЗ-74 устанавливает правовую, экономическую и социальную базу для формирования и функционирования крестьянских и фермерских хозяйств. Закон обеспечивает гражданам право на создание сельскохозяйственных угодий, их самостоятельную деятельность, а также защищает данные права.

Закон о фермерстве состоит из 23 статей и 9 глав следующего содержания:

  • Глава 1 устанавливает статус крестьянского (фермерского хозяйства);
  • Глава 2 определяет особенности создания крестьянской фермы;
  • Глава 3 предусматривает состав фермерского имущества и особенности владения и распоряжения им;
  • Глава 4 устанавливает порядок предоставления земельных участков под крестьянские хозяйства и особенности их приобретения гражданами;
  • Глава 5 определяет правовые аспекты управления фермерскими хозяйствами;
  • Глава 6 описывает перечень деятельности фермеров;
  • Глава 7 предусматривает особенности объединения крестьянских хозяйств;
  • Глава 8 устанавливает порядок прекращения деятельности фермерских хозяйств и основания для этого;
  • Глава 9 содержит заключительные и переходные положения законодательства.

В соответствии со статьёй 1 ФЗ-74, фермерское или крестьянское хозяйство определяется как объединение граждан, обладающих определённым имуществом и осуществляющее его обработку, переработку, хранение, транспортировку и реализацию соответствующей сельскохозяйственной продукции. Фермерская деятельность осуществляется только при личном участии владельцев. Работа фермеров считается предпринимательством без образования юридического лица. Также допускается образование фермерского хозяйства одним лицом.

Правом на формирование крестьянского хозяйства, согласно части 1 статьи 3 настоящего закона, обладают все дееспособные граждане Российской Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства.

Членами сельскохозяйственного фермерского образования могут быть следующие лица:

  • члены семьи и близкие родственники, но не больше трёх семей;
  • дети и внуки членов хозяйства принимаются по достижению возраста 16 лет;
  • лица, не являющиеся членами семьи. Число таких представителей не должно превышать пяти человек.

Фермерское хозяйство является образованным после прохождения процедуры государственной регистрации в предусмотренном законодательством порядке.

Читать еще:  Ст 19 1 КоАП РФ с комментариями

Перечень имущества определяется статьёй 6 Федерального закона № 74. В него входит:

  • земельный участок;
  • сельскохозяйственные и прочие постройки, располагающиеся на данной территории;
  • мелиоративные сооружения;
  • рабочий скот;
  • скот, птица и другая живность, предназначенная для разведения и сбора продукции;
  • сельскохозяйственная техника и оборудование;
  • транспорт;
  • инвентарь;
  • прочие инструменты, объекты и техника, которые требуются для осуществления фермерской деятельности, перечень которых утверждается всеми членами крестьянской общины по взаимному согласию.

Плоды, продукция и доходы, которые получают члены хозяйства в результате своей работы, считаются общим имуществом. Их распределение и реализация осуществляется главой фермы, им также устанавливается и долевая собственность имущества.

Деятельностью фермерских хозяйств является изготовление и обработка продуктов сельского хозяйства, а также их хранение, перевозка и продажа. Полный перечень деятельности определяется членами сельскохозяйственной ячейки. В соответствии с законодательством РФ государственные органы власти, а также представители местного самоуправления обязаны оказывать поддержку гражданам в развитии сельского хозяйства и фермерских объединений. Любые неправомерные препятствия могут быть оспорены в судебном порядке.

Последние поправки

В ходе последних изменений настоящего законодательства 23 июня 2014 года, были признаны утратившими силу части 2-5 и 8 статьи 12.

Статья 12 ФЗ-74 предусматривает порядок передачи земельных участков, которые находятся в собственности государства или муниципалитета, для реализации деятельности крестьянских хозяйств. Статья состоит из следующих положений:

  • Предоставление земель под фермерские угодья осуществляется согласно положениям земельного кодекса Российской Федерации;
  • Отказ управляющих органов о передаче земельных участков фермерам, может быть оспорен в судебном порядке;
  • Предоставляемые под сельскохозяйственные угодья земли ограничиваются минимальной и максимальной площадью;
  • Минимальные ограничения по площади не устанавливаются для участков, которые предназначаются для следующих видов деятельности:
    • садоводство;
    • виноградарство;
    • овощеводство;
    • цветоводство;
    • семеноводство;
    • птицеводство;
    • пчеловодство;
    • рыбоводство;

Другие виды деятельности, при которых допустима эксплуатация участков меньшей площади, установленной законодательствами субъектов Российской Федерации.

Скачать текст 74 ФЗ с изменениями

Изучение настоящего закона будет полезно всем гражданам, которые являются членами фермерских хозяйств или планируют основывать таковые. Знание положений законодательства позволит соблюсти правомерность сельскохозяйственной деятельности и обеспечить соблюдение собственных прав.

Для подробного изучения Федерального закона № 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” рекомендуется скачать документ, содержащий актуальные изменения по ссылке ниже.

Закон о фермерском хозяйстве

КФХ — крестьянское фермерское хозяйство является одним из видов предпринимательской деятельности, напрямую связанной с сельским хозяйством, где, как правило, объединение граждан совместно владеет имуществом, а также осуществляют производственную деятельность. В качестве основной деятельности таких объединений Федеральный закон о крестьянском фермерском хозяйстве устанавливает:

  • переработку и производство сельскохозяйственной продукции;
  • транспортировку этой продукции;
  • организацию хранения продукции сельскохозяйственного значения;
  • реализацию этой продукции.

Важно! Главой крестьянского фермерского хозяйства после его регистрации является ИП – фермер, а имущество хозяйства принадлежит всем его членам на праве совместной собственности.

Фермерское хозяйство, само по себе, признается унитарным предприятием, однако граждане, ведущие совместную деятельность, имеют право на создание юридического лица. В этом случае, согласно гражданскому законодательству, созданное юридическое лицо является добровольным объединением граждан на основе членства в целях ведения совместного производства и иной деятельности в сфере сельского хозяйства, основанного на личном участии и имущественных вкладах участников хозяйства.

Законодательная база КФХ

Деятельность в области сельского хозяйства регламентируется рядом российских и международных законодательных документов, основные из них это:

  1. Земельный кодекс РФ.
  2. Федеральный закон от 11.06.2003 г. №-74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» — остановимся на нем более подробно.

Закон о фермерском хозяйстве устанавливает основные определения в данной сфере, регулирует различные отношения, в том числе, в области создания КФХ, распределения имущества между членами хозяйства, а также определяет порядок прекращения фермерского хозяйства. Так, право на создание фермерского хозяйство установлено статьей 3 закона КФХ, его имеют:

  • дееспособные совершеннолетние граждане России;
  • граждане иностранных государств;
  • лица без гражданства.

При этом, членами хозяйства могут быть: супруги, их дети, сестры, братья, внуки, родители, а также бабушки и дедушки супругов, однако не более чем их 3-х семей. Стоит отметить, что сестры, братья, внуки и дети супругов могут быть приняты в члены фермерского хозяйства при достижении ими возраста 16-ти лет. Кроме того, в члены хозяйства могут быть приняты граждане, которые не являются родственниками главы КФХ, количество таких граждан не может быть выше 5-ти человек. Статьи закона устанавливают форму соглашения о создании хозяйств, а также определяют форму государственной регистрации таковой. Важным моментом является определение видов земельных участков, которые могут быть предоставлены или приобретены участниками хозяйств для его создания. В том числе статьи закона фиксируют порядок предоставления участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Как уже писалось выше, статья 16 ФЗ о КФХ регламентирует виды деятельности хозяйств, а также определяет, что перевозками, которые осуществляются транспортом хозяйств для собственных нужд, можно считать перевозки:

  • семян, сырья, кормов;
  • изготовленной продукции;
  • удобрений;
  • сельскохозяйственной техники и горюче-смазочных материалов;
  • других грузов, используемых для обеспечения нужд крестьянского фермерского хозяйства.

Создание и прекращение фермерского хозяйства

Крестьянское фермерское хозяйство на территории РФ может быть оформлено, как организация либо как физическое лицо (индивидуальный предприниматель). И в первом и во втором случае для оформления деятельности требуется регистрация в налоговых органах, а также сбор необходимой для работы разрешительной документации — санитарно-эпидемиологических, от ветеринарных, экологических служб. При регистрации КФХ заявитель вправе сразу выбрать режим налогообложения, в том числе специальный – налог для сельхозпроизводителей или упрощенную систему налогообложения, которые будут применяться с момента регистрации КФХ. В зависимости от выбранной системы налогообложения будет вестись бухгалтерский учет – УСН, ЕСХН (единый сельскохозяйственный) или НДФЛ (общий налог). Прекращение деятельности фермерского хозяйства в соответствии с нормами Федерального закона осуществляется:

  • если в течение года выделенный участок земли не использовался по назначению;
  • в связи с банкротством хозяйства;
  • если не осталось наследников, которые бы хотели продолжить бизнес;
  • если участники хозяйства выразили такое желание;
  • по другим причинам, предусмотренным законодательством.

Решение о прекращении деятельности фермерского хозяйства принимается органом, ранее его зарегистрировавшим. Все споры, возникающие в ходе ведения деятельности или ее прекращения, рассматриваются в Арбитражных судах. В случае ликвидации хозяйства, все имущество реализуется в целях выплаты заработной платы наемным работникам, оплаты платежей в государственный бюджет, для возврата кредитов, оставшиеся средства делятся между членами хозяйства.

Важно! Когда КФХ является организацией, его ликвидация осуществляется согласно нормам ст.ст. 61-64 ГК РФ, если ИП – по ст. 23 ГК РФ, при банкротстве юридического лица КФХ используют ст. 65 ГК РФ, физического лица – ст. 25 ГК РФ.

Отличие фермерского хозяйства от ЛПХ

Деятельность личного подсобного хозяйства (ЛПХ) непосредственно связана с производством и переработкой сельскохозяйственных продуктов, при этом в отличии от фермерского хозяйства, она не характеризуется российским законодательством, как предпринимательство. КФХ отличается целевыми установками, предполагающими извлечение прибыли из осуществляемой деятельности, тогда как ЛПХ лишь удовлетворяет личные потребности организатора и его семьи. Еще одним важным отличием можно отметить обязательную регистрацию деятельности для фермерского хозяйства, а также то, что продукция, произведенная в ЛПХ, является собственностью владельцев, продукция же КФХ представляет собой общее имущество хозяйства. Площади, которые выделяются этим двум видам хозяйства из собственности муниципальных и государственных земель, также имеют разное значение. Так личному хозяйству положено не более 1 га, а фермерскому – от 1 до 5 га.

Читать еще:  За что можно уволить сотрудника по закону

Важно! Личное подсобное хозяйство позволяет владельцам производить продукцию не только для собственного потребления, но и для реализации излишков, если такие есть, что осуществляется на специальных рынках. При этом, продукция, изготовленная в ЛПХ, результатом предпринимательской деятельности не является.

Российская федерация федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве

23 мая 2003 года

28 мая 2003 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание фермерского хозяйства

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (постатейный)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 2. СОЗДАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства
Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства
Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства
Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства
Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
Статья 12 Закона приводится в редакции ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (РГ. N 6414. 2014. 27 июня)
Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве
Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
Статья 16. Глава фермерского хозяйства
Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства
Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Статья 23. Заключительные и переходные положения

Предлагаемое вниманию читателя издание представляет собой профессиональный постатейный комментарий к Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон). Со дня вступления в силу Закона утратил силу Закон РСФСР от 22.11.1990 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Закон определяет основы правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства как весьма своеобразного субъекта предпринимательской деятельности, принципы его взаимоотношений с государственными и муниципальными органами, порядок создания и прекращения фермерского хозяйства, полномочия его главы, правила о членстве в хозяйстве. Регламентированы также некоторые земельные и имущественные отношения с участием фермерского хозяйства, основные виды его деятельности, полномочия главы хозяйства и др.

Закон установил много новых правил. Так, ограничена возможность членства в хозяйстве для лиц, не состоящих в родстве или свойстве с главой хозяйства. Право на создание фермерского хозяйства впервые предусмотрено не только для граждан России, но также для иностранцев и лиц без гражданства. Возможность реализации данного права более не связана с наличием у лица опыта сельскохозяйственной работы и соответствующей квалификации либо специальной подготовки. Правом на создание хозяйства теперь обладают не только лица, достигшие 18-летнего возраста, но также дееспособные несовершеннолетние.

Читать еще:  Альтернативная гражданская служба условия и требования

За годы, прошедшие после вступления Закона в силу, в него внесено немало изменений и дополнений. Автор обращает внимание читателя на эти новеллы, разъясняя их значение для практической деятельности фермерских хозяйств.

Комментируемый Закон содержит в основном нормы гражданского и земельного права. К сожалению, многие положения Закона не вполне соответствуют правилам, установленным в ГК РФ, в частности об участниках гражданско-правовых отношений, субъектах предпринимательской деятельности. Поэтому правовое регулирование создания, деятельности и прекращения фермерских хозяйств носит коллизионный характер.

В настоящее время фермерское хозяйство, действующее без образования юридического лица, вряд ли можно безоговорочно рассматривать в качестве самостоятельного участника гражданско-правовых и предпринимательских отношений, субъекта предпринимательской деятельности в традиционном понимании. Анализ норм Закона позволяет согласиться с теми юристами, которые полагают, что фермерское хозяйство — это самостоятельная, особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, отличающаяся как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеющая аналогов в действующем законодательстве .

См., например: Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве // Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2001. С. 170 — 175.

Учитывая существующее правовое регулирование, фермерское хозяйство, действующее без образования юридического лица, представляет собой единое коммерческое образование, в котором сосуществуют два предпринимателя, действующих без образования юридического лица, — фермерское хозяйство и глава хозяйства. Между ними устанавливается своеобразное разделение функций. Хозяйство как объединение граждан является своего рода номинальным предпринимателем: не участвуя непосредственно в предпринимательстве, оно осуществляет производственную и иную разрешенную ему хозяйственную деятельность. Глава же хозяйства, действующий от его имени, является реальным предпринимателем, единолично опосредующим коллективную деятельность фермерского хозяйства.

Двойственная юридическая природа крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, в настоящее время дает основания рассматривать это предпринимательское образование в качестве своеобразного комплексного предпринимателя. Такой предприниматель фактически участвует в гражданском обороте наряду с коллективными предпринимателями (юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами, действующими без образования юридического лица).

Помимо того обстоятельства, что многие комментируемые положения не корреспондируют с нормами ГК РФ, к недостаткам Закона следует отнести также невысокий уровень законодательной техники. Некоторые нормы имеют двусмысленный, противоречивый, а иногда — даже взаимоисключающий характер . Многие из отмеченных недостатков Закона весьма существенны и могут создать практические трудности при реализации его положений гражданами, государственными и муниципальными органами.

В частности, это касается правового регулирования предпринимательской правоспособности фермерского хозяйства.

Отмечая указанные недостатки, автор стремился дать рекомендации по их устранению и практические советы, касающиеся применения проблемных правовых норм. Однако не во всех случаях имеющиеся коллизии удалось разрешить путем толкования норм и применения правовых принципов. В наибольшей степени это касается вопроса об объеме правоспособности фермерского хозяйства как субъекта предпринимательского права. Данный вопрос по-разному решен в п. 1 ст. 1 и в п. 1 ст. 19 Закона. В таких случаях до возможного уточнения редакции норм Закона разъяснения следует искать в рекомендациях, выработанных судебной практикой.

В комментариях к статьям Закона разъясняются сущность установленных в них норм и возможности их практического применения. Автор стремился показать, в чем заключается новизна той или иной нормы по сравнению с прежним законодательством, как следует понимать значение используемых понятий, какие нормативные акты должны применяться при реализации положений Закона.

Знание Закона необходимо главам и другим членам крестьянских (фермерских) хозяйств, работникам органов, осуществляющих государственную регистрацию таких хозяйств, предоставление им земельных участков, юристам, а также предпринимателям, которые вступают в гражданско-правовые отношения с фермерскими хозяйствами.

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г.

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г., часть вторая от 26 января 1996 г., часть третья от 26 ноября 2001 г., часть четвертая от 18 декабря 2006 г.

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г.

Закон — Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Закон 1990 г. — Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Утратил силу

ЗК РФ — Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г.; часть вторая от 5 августа 2000 г.

СК РФ — Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г.

БНА (СССР, РСФСР, РФ) — Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

Бюллетень ВС (СССР, РСФСР, РФ) — Бюллетень Верховного Суда

Ведомости (СССР, РСФСР, РФ) — Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР); Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)

Вестник ВАС РФ — Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

РГ — «Российская газета»

СА РФ — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации

СП (СССР, РСФСР, РФ) — Собрание постановлений Совета Министров (Правительства)

гл. — глава, главы

др. — другие

п. — пункт, пункты

подп. — подпункт, подпункты

разд. — раздел, разделы

с. — страница, страницы

сл. — следующие

см. — смотри

ст. — статья, статьи

ФЗ — федеральный закон

ч. — часть, части

Тихомиров М.Ю., кандидат юридических наук, юрист с многолетним опытом практической и научной работы, автор более 600 книг, брошюр и статей по проблемам гражданского, предпринимательского, земельного, жилищного и трудового права, организации управления, обеспечения законности. При его непосредственном участии и под его редакцией изданы широко известные постатейные комментарии к Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Трудовому кодексу РФ, Жилищному кодексу РФ, Федеральным законам «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О некоммерческих организациях», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Об автономных учреждениях», «О бухгалтерском учете», а также Юридическая энциклопедия и другие актуальные книги.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector