Виды коллизий в Российском праве

Виды коллизий в Российском праве

Виды коллизий

коллизия юридический ответственность уголовный

В юридической литературе чаще всего встречаются исследования коллизий норм права, коллизий законов. В этой связи, попытку дать полную классификацию коллизий норм и нормативных правовых актов в российском праве предпринял А.Я. Курбатов. Им выделены следующие виды коллизий:

1. Между положениями вступившего в силу для Российской Федерации международного договора и нормами национального права. Например, между содержащимися в международных соглашениях по вопросам налогообложения и в российском налоговом праве.

2. Между нормами федеральных законов и актов субъектов Российской Федерации. Например, между нормами, содержащимися в федеральном законе и законе субъекта Российской Федерации.

3. Между нормами, содержащимися в актах различной юридической силы. Например, в федеральном законе и указе Президента Российской Федерации.

4. Между нормами кодифицированных актов, в отношении которых установлен приоритет их норм. Например, Гражданского кодекса Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации.

5. Между общими и специальными нормами. Например, между нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

6. Между ранее действующей нормой и нормой, принятой позднее, которые содержатся в актах одного уровня. Например, при вступлении в силу нового закона без отмены ранее действующего закона, регулирующего этот вопрос.

7. Между нормами частного и публичного права. Например, между нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

8. Между нормами различных отраслей права, например, гражданского и конституционного.

9. Между нормами подзаконных актов организаций, не находящихся в подчинении друг у друга. Например, Федеральной налоговой службы и Банка России.

10. Между общеправовыми принципами и нормами права, закрепляющими иные принципы права, либо представительно-обязывающими нормами, то есть нормами, закрепляющими права и обязанности.

11. Между положениями одного акта. Например, содержащимися в различных главах гражданского кодекса Российской Федерации.

Приведенные виды юридических коллизий, возникающих или могущих возникнуть в правовой системе России, безусловно, не являются исчерпывающими. Выделяются коллизии в публичном и частном праве, которые имеют свои особенности.

В публичном праве выделяются следующие виды коллизий форм права: коллизии нормативных правовых актов, коллизии муниципальных правовых актов, коллизии компетенции органов государственной власти (органов местного самоуправления), коллизии между федеральными законами и международными актами Российской Федерации.

В свою очередь, коллизии нормативных правовых актов делятся наследующие подвиды:

— между федеральными конституционными законами и федеральными законами;

— между федеральными законами и кодексами;

— между «старыми» и «новыми» законами;

— между общими и специальными законами;

— между федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

— между федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;

— между федеральными законами разных отраслей права.

Имеются и иные классификации правовых коллизий. Так, коллизии нормативных правовых актов отдельными авторами разделяются наследующие подвиды, в соответствии с федеративным устройством государства: Коллизии между федеральными нормативными правовыми актами. К ним относятся: противоречия (несоответствия) между нормами Конституции Российской Федерации и федеральными конституционными законами; противоречия (несоответствия) между нормами Конституции Российской Федерации и федеральными законами; противоречия (несоответствия) между нормами Конституции Российской Федерации, иных федеральных законов и нормами, содержащимися в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации и других подзаконных актах.

Коллизии между федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К ним относятся: противоречия (несоответствия) между нормами федеральной Конституции, федерального законодательства и нормами конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации; противоречия (несоответствия) между нормами Конституции Российской Федерации, федеральных законов и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Коллизии между нормативными актами субъектов Российской Федерации.

К ним относятся: противоречия (несоответствия) между конституциями (уставами) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации; противоречия (несоответствия) между законами субъекта Российской Федерации и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации; противоречия (несоответствия) между актами государственных органов субъекта Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, изданными вне пределов их ведения, а также между муниципальными правовыми актами.

Интерес представляют также коллизии в законодательстве субъектов Российской Федерации. В свою очередь, такие коллизии можно разделить на два подвида — внешние и внутренние. Внешние коллизии представляют собой противоречия (несоответствия) между нормами законодательства субъектов Федерации и Конституцией Российской Федерации 1993 года, федеральными законами, иными правовыми актами субъектов Федерации по предметам совместного ведения, исключительного ведения Российской Федерации и по предметам ведения субъектов Федерации. При внутренних коллизиях в противоречие вступают между собой нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации1.

Динамизм развития общественных отношений, большое число и разнообразие юридических коллизий предопределяет повышенный интерес юридической науки к способам их преодоления. Одним из эффективных способов разрешения юридических коллизий является разработка и применение коллизионных норм.

Относительно правовой природы коллизионных норм в юридической науке нет единства мнений. Одни авторы полагают, что коллизионные нормы действуют только в сочетании с материальными нормами (Л.А. Лунц, С.С. Алексеев). Другие ученые полагают, что коллизионные нормы выступают самостоятельным регулятором общественных отношений в целях разрешения правовых коллизий (Н.А. Власенко, Ю.А. Тихомиров). Вторая позиция представляется более обоснованной. Коллизионные нормы имеют особую правовую природу и выполняют важные специфические функции: функцию обслуживания права (разрешения коллизий, возникающих в правовой системе, противоречий между нормами национального и международного права) и функцию обеспечения законности (устранения столкновений норм).

Что следует понимать под коллизионной нормой? Коллизионной нормой является правовая норма, содержащая правило устранения противоречия норм и актов внутри правовой системы, норм национального и международного права, норм национального и иностранного законодательства, правило устранения в механизме публичной власти. Нормы коллизионного права, действующие в различных сферах весьма своеобразны по своему содержанию. Так, они могут выступать в виде: материальных и предметных норм, определяющих права, обязанность и ответственность граждан и юридических лиц; норм-принципов, дающих ориентацию для правотворчества; норм-приоритетов (п. 5 ст. 3 ГК РФ); норм-доминантов; норм-запретов; норм-предпочтений; норм-санкций и др. Коллизионные нормы, действующие в отдельных отраслях права, обладают присущей только им спецификой. Так, спецификой обладают такие нормы в конституционном праве. Она заключается в том, что часть этих норм содержится в акте высшей юридической Конституции Российской Федерации.

В зависимости от уровня правового регулирования выделяют конституционно-правовые нормы федерального уровня (содержащиеся в федеральных законах, подзаконных актах), уровня субъектов федерации (содержащиеся в конституциях, уставах субъектов РФ, законах и иных нормативных актов субъектов РФ) и муниципального уровня (коллизионные нормы в муниципально-правовых актах).

В зависимости от видов коллизий конституционно-правовые коллизионные нормы подразделяют на темпоральные, пространственные, иерархические и компетенционные. Примером темпоральной коллизионной нормы является часть вторая заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. К числу пространственных коллизионных норм относят ч. 2 ст. 4 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Среди иерархических коллизионных норм в конституционном праве выделяют следующие разновидности: нормы, разрешающие противоречия между Конституцией РФ и всеми иными нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ); нормы, разрешающие противоречия между законами, законами и подзаконными правовыми актами (ч. 3 ст. 76, ч. 3 ст. 90 Конституции РФ); нормы, разрешающие противоречия между федеральными актами и актами субъектов РФ (ч. 5 и ч. 6 ст. 76 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»); нормы, разрешающие противоречия между национальным и международным правом (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Компетенционными являются нормы, устанавливающие уполномоченный орган, который вправе осуществлять правовое регулирование конкретного вопроса на подзаконном уровне и в случае возникновения коллизии акту данного органа отдается приоритет.

В других отраслях права также существуют многочисленные классификации коллизионных норм: в гражданском, административном, трудовом и других.

Не трудно предположить, что в обозримом будущем объем юридических коллизий и необходимость разработки коллизионных норм будут только возрастать. Это связано не только с резким ростом объема законодательных и иных нормативно — правовых актов внутри национальной правовой системы, но и внешними факторами. Глобализация, все более активное включение России в мировые интеграционные процессы обусловливают необходимость гармонизации, а во многих случаях и унификации законодательства.

Высокие темпы развития межгосударственных отношений, национального законодательства неизбежно ставят на повестку дня проблему не только разработки способов преодоления юридических противоречий, но и отраслевой принадлежности норм коллизионного права.

Коллизионное право имеет свой предмет регулирования, обладающий очевидной спецификой. Эта особенность предмета регулирования состоит в том, что нормы коллизионного права регулируют сферы связанные, со спорными правоотношениями. Коллизионные правоотношения являются смежными, регулируемыми различными правовыми актами, принадлежащими к различным отраслям права. Как отмечает профессор Ю.А. Тихомиров, коллизионные нормы содержат в себе двоякого рода правовые регуляторы: позитивные (обеспечивающие приоритет актов, норм, которым отдается предпочтение) и негативные (содержащие вариант преодоления разногласий испоров).

Разрешение коллизий в российском праве: определение, функции, правила, способы и юридические примеры

Коллизии в праве, примеры которых будут приведены далее, представляют собой расхождения между отдельными нормативными актами, регламентирующими одинаковые или смежные правоотношения. Ими также называют противоречия, возникающие в ходе применения права и реализации полномочий компетентными структурами и должностными лицами. В статье рассмотрим подробнее особенности преодоления и устранения коллизий в российском праве.

Читать еще:  Возобновление производства по делу в гражданском процессе

Актуальность вопроса

Коллизии в международном и российском праве, безусловно, мешают слаженной работе юридических институтов, нередко приводят к ущемлению интересов участников правоотношений, снижают эффективность нормативного регулирования, негативно влияют на состояние правопорядка и законности, правовой культуры и правосознания общества. Противоречия создают неудобства в практике применения норм, существенно усложняют использование законов обычными гражданами, способствуют развитию правового нигилизма.

В этой связи преодолению коллизий в российском праве должно уделяться повышенное внимание. Законодательные органы должны постоянно вести работу по устранению противоречий и расхождений, приведению норм в соответствие друг с другом.

Причины возникновения

Коллизии в российском праве появляются под влиянием различных факторов. Среди основных причин их возникновения можно называть отставание отечественных институтов от динамично развивающихся правоотношений, низкое качество издаваемых законов, непоследовательность при систематизации юридических документов. Появляются новые нормы, а устаревшие акты не отменяются.

Причины появления коллизий в российском праве можно разделить на объективные и субъективные. К числу первых можно отнести противоречивость и изменчивость общественных отношений, регламентируемых нормами. Кроме этого коллизии возникают вследствие экономических и политических кризисов. Так, к примеру, после распада СССР единое правовое поле перестало существовать. Последствиями этого явления стали дезинтеграция страны, суверенизация сначала бывших республик, а затем некоторых регионов внутри РФ.

Некоторые виды коллизий в российском праве являются следствием реализации воли конкретных людей. В таких случаях говорят о субъективных причинах возникновения противоречий в нормах. Зачастую коллизии возникают в результате идеологической и политической конфронтации отдельных участников общественных отношений.

Виды коллизий в российском праве

В настоящее время существуют противоречия между:

  1. Положениями Конституции и иных нормативных документов.
  2. Законами и подзаконными актами.
  3. Общефедеральными и региональными нормами.
  4. Некоторыми государственными актами и международными положениями. В таких ситуациях Конституция провозглашает приоритет международных норм, ратифицированных Россией.

Кроме того, сохраняют силу правовые документы, принятые еще в советское время. Юридически они не отменены, однако фактически не соответствуют содержанию и уровню развития существующих отношений и интересам их участников.

Коллизии в конституционном праве Российской Федерации

Такие противоречия считаются самыми опасными. Дело в том, что в Конституции закреплены ключевые положения, на которых основывается все нормативное регулирование. Возникающие противоречия приводят к нарушению прав и свобод граждан, организаций, ущемлению интересов государства.

В качестве примера коллизии в российском праве можно назвать расхождения между положениями ФКЗ «О судебной системе РФ».

В 3-й части 5-й статьи этого закона говорится, что суд, выявив при разбирательстве дела несоответствие акта, изданного государственным или иным органом, равно как и должностным лицом, конституционным положениям, общепризнанным международным нормам, международному договору РФ, федеральному закону, уставу субъекта, выносит решение в соответствии с юридическими предписаниями, обладающими большей силой. В данном случае имеет место нарушение иерархии, установленной в части 4 ст. 15 Конституции.

Способы преодоления противоречий

Устранение коллизий в российском праве осуществляется с помощью специальных приемов, средств, процедур и механизмов. Выбор того или иного метода зависит от характера противоречия. К самым распространенным способам разрешения коллизий в российском праве относят следующие:

  1. Толкование.
  2. Утверждение нового правового акта.
  3. Отмена устаревших предписаний.
  4. Уточнение или изменение ранее принятого акта.
  5. Третейское, арбитражное, административное или иное разбирательство, предусмотренное законом.
  6. Систематизация и гармонизация норм.
  7. Переговоры, формирование согласительных комиссий.
  8. Оптимизация правопонимания, связи практики и теории.
  9. Конституционное правосудие.
  10. Международные процедуры.

Общий порядок действий при выявлении противоречий

Решение коллизий в российском праве осуществляется исключительно теми органами, которые обладают законодательной инициативой. При выявлении расхождений уполномоченные структуры должны руководствоваться определенными правилами.

Если выявлено противоречие актов, изданных одной и той же структурой в разное время, но касающихся одного и того же вопроса, применению подлежит последний утвержденный документ. В данном случае действует принцип, сформулированный еще римскими правоведами. В соответствии с ним вновь изданный акт отменяет все положения предыдущего, противоречащие ему.

Если нормы утверждены одновременно различными структурами, применению подлежат те, которые обладают более высокой силой. К примеру, закон и указ, правительственное постановление и акт отраслевого ведомства. Проще говоря, реализуется иерархический принцип применения норм российского права.

Разрешение коллизий в случае выявления противоречий между общими и специальными актами одного уровня осуществляется посредством применения специальных положений, если нормы разного уровня, используются общие акты. К примеру, в Конституции закреплен принцип несменяемости судей. При этом в ФКЗ «О Конституционном суде РФ» предусматривается конкретный срок полномочий судей КС. Соответственно, применению полежит ФКЗ.

В Конституции закреплено право президента приостанавливать действие постановлений исполнительных органов субъектов РФ при выявлении в них противоречий Основному закону, положениям международных договоров либо если они ущемляют свободы и права человека. Возобновление действия актов осуществляется на основании решения соответствующего суда. Это предписание содержится в части 2 статьи 85 Конституции.

В ч. 1 этой же нормы закреплено право президента применять согласительные процедуры для разрешения коллизий. В российском праве предусмотрена возможность главы государства передать вопрос об устранении противоречий соответствующему суду, если согласованное решение не будет достигнуто. Данный способ разрешения конфликтов считается наиболее надежным и достаточно давно используется в юридической практике.

Вместе с тем официально закреплена возможность снятия вето президента большинством голосов членов обеих палат Федерального собрания.

Функции Конституционного суда

Достаточно часто возникают коллизии при взаимодействии разных ветвей власти, реализации гражданских прав, осуществлении разными структурами и должностными лицами их полномочий, рассмотрении споров о компетенции, соответствии нормативных актов положениям Основного закона. В разрешении этих противоречий далеко не последнюю роль играет Конституционный суд.

Все постановления КС признаются источниками права. Они наделены материально-правовой силой закона. Прецеденты, которые создаются судом, акты толкования обладают нормативно-регулирующим значением. С этой точки зрения они также считаются высшими нормами, действующими в отношении неопределенного числа случаев и субъектов, участвующих в правоотношениях.

Коллизии, разрешаемые КС, обладают не только юридическим, но и зачастую политическим значением. Нередко решения суда вызывают широкий общественный резонанс. В качестве примеров можно привести постановления, запрещающие судебным инстанциям общей юрисдикции возвращать материалы дел на доследование по своей инициативе, а принуждающие делать это исключительно по ходатайству защиты и обвинения, ограничивающие суды в праве выносить смертные приговоры до повсеместного применения института присяжных, и пр.

Важный момент

Необходимо отметить, что необходимо использовать исключительно правовые, а не силовые пути разрешения коллизий. В российском праве предусмотрены цивилизованные методы преодоления противоречий. Однако это не означает, что принуждение всегда является злом. В некоторых случаях, оговоренных в законе, оно бывает не только обоснованным, но и неизбежным. В мировой практике нередко используется так называемая федеральная интервенция. Она представляет собой насильственное вмешательство в конфликт, когда другого метода его разрешения нет. Безусловно, оно должно быть строго легитимно. Вмешательство необходимо осуществлять при строгом соблюдении условий и порядка, установленных не только внутренним законодательством, но и международными нормами.

Коллизионные угрозы

В начале 2000-х около половины нормативных актов, изданных на региональном уровне, не соответствовало положениям общефедерального законодательства. В отечественной правоприменительной практике отмечались случаи неисполнения предписаний, поступавших от центральной власти, нарушения Конституции, проявления сепаратизма, игнорирования судебных постановлений.

В конце января 2000 г. на расширенном заседании Министерства юстиции специалисты отмечали, что огромный массив региональных актов не согласуется с федеральными законами и нарушает права человека. Последующее их накопление может привести к разрушению единого правового поля государства, исполнительной вертикали власти. Может сложиться ситуация полного неподчинения.

Для предупреждения таких угроз необходимо совершенствовать и законодательно закреплять систему инструментов контроля законности региональных актов. Речь, в частности, о введении общефедерального регистра правовых документов, установлении санкций за неисполнение предписаний, поступающих от федеральных структур власти.

В начале 2000-х в правоприменительную практику начал вводиться механизм реализации постановлений КС о признании региональных актов, не согласующихся с федеральным законодательством, неконституционными.

Роль региональной власти

Безусловно, корректировка законодательства может осуществляться не только сверху, но и снизу. Многие федеральные законы несовершенны, в них присутствуют пробелы и противоречия. Особенно это касается нормативных актов о приватизации, банкротстве, внешнеторговой деятельности и пр. Для предупреждения коллизий региональные руководители вынуждены издавать собственные акты.

Стоит сказать, что зачастую законы субъектов РФ опережают федеральные правовые акты и оказываются более прогрессивными. Учитывая это, многие руководители считают, что в каких-то вопросах следует уступать центральной власти, в каких-то – региональной. Для построения демократического государства необходимо поддерживать баланс интересов.

Этот способ разрешения противоречий имеет особое практическое значение. Если в каком-либо регионе предпринимаются шаги, направленные на разрушение государства, центральная власть должна располагать эффективными механизмами легального их пресечения. В экстренных случаях возможен роспуск региональных парламентов, отстранение губернаторов. Задача всех уровней власти состоит в достижении оптимального сочетания демократических принципов и авторитета центра.

Особенности толкования

Этот способ разрешения коллизий, безусловно, является необходимым, полезным и эффективным. Однако вместе с тем толкование может породить более серьезные противоречия. Это связано с тем, что часто одни и те же события, обстоятельства, факты интерпретируются разными структурами (как официальными, так и неофициальными), общественными объединениями, их лидерами и рядовыми гражданами по-разному. Это, в свою очередь, выражает противостояние этих субъектов и может привести к расколу в обществе.

Толкование зачастую бывает предвзятым. Оно может зависеть от социально-политических пристрастий толкующих субъектов, их культуры, уровня правосознания и прочих факторов. К примеру, существуют разные интерпретации норм о приватизации, налогах, выборах, предпринимательстве, собственности.

В Конституционном суде нет единого мнения по многим вопросам: судьи зачастую заявляют об особой своей позиции по каким-либо вопросам.

Заключение

Юридические коллизии изучаются в рамках обширной научной дисциплины – конфликтологии. Это достаточно новое направление в отечественном правоведении и политологии.

В дореволюционные годы проблема разрешения юридических коллизий российской наукой почти не изучалась. Только в советский период она стала предметом исследования ученых. В настоящее время, несомненно, можно говорить об определенных успехах в процессе разработки теоретической базы по устранению разного рода юридических противоречий. Однако работа над проблемой еще не окончена. Законодательным институтам, структурам, наделенным нормотворческой инициативой, предстоит еще немало сделать для приведения правовых актов в соответствие друг с другом.

Читать еще:  К видам дисциплинарных взысканий относится

Виды коллизий в Российском праве

Виды коллизий

коллизия юридический ответственность уголовный

В юридической литературе чаще всего встречаются исследования коллизий норм права, коллизий законов. В этой связи, попытку дать полную классификацию коллизий норм и нормативных правовых актов в российском праве предпринял А.Я. Курбатов. Им выделены следующие виды коллизий:

1. Между положениями вступившего в силу для Российской Федерации международного договора и нормами национального права. Например, между содержащимися в международных соглашениях по вопросам налогообложения и в российском налоговом праве.

2. Между нормами федеральных законов и актов субъектов Российской Федерации. Например, между нормами, содержащимися в федеральном законе и законе субъекта Российской Федерации.

3. Между нормами, содержащимися в актах различной юридической силы. Например, в федеральном законе и указе Президента Российской Федерации.

4. Между нормами кодифицированных актов, в отношении которых установлен приоритет их норм. Например, Гражданского кодекса Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации.

5. Между общими и специальными нормами. Например, между нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

6. Между ранее действующей нормой и нормой, принятой позднее, которые содержатся в актах одного уровня. Например, при вступлении в силу нового закона без отмены ранее действующего закона, регулирующего этот вопрос.

7. Между нормами частного и публичного права. Например, между нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

8. Между нормами различных отраслей права, например, гражданского и конституционного.

9. Между нормами подзаконных актов организаций, не находящихся в подчинении друг у друга. Например, Федеральной налоговой службы и Банка России.

10. Между общеправовыми принципами и нормами права, закрепляющими иные принципы права, либо представительно-обязывающими нормами, то есть нормами, закрепляющими права и обязанности.

11. Между положениями одного акта. Например, содержащимися в различных главах гражданского кодекса Российской Федерации.

Приведенные виды юридических коллизий, возникающих или могущих возникнуть в правовой системе России, безусловно, не являются исчерпывающими. Выделяются коллизии в публичном и частном праве, которые имеют свои особенности.

В публичном праве выделяются следующие виды коллизий форм права: коллизии нормативных правовых актов, коллизии муниципальных правовых актов, коллизии компетенции органов государственной власти (органов местного самоуправления), коллизии между федеральными законами и международными актами Российской Федерации.

В свою очередь, коллизии нормативных правовых актов делятся наследующие подвиды:

— между федеральными конституционными законами и федеральными законами;

— между федеральными законами и кодексами;

— между «старыми» и «новыми» законами;

— между общими и специальными законами;

— между федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

— между федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;

— между федеральными законами разных отраслей права.

Имеются и иные классификации правовых коллизий. Так, коллизии нормативных правовых актов отдельными авторами разделяются наследующие подвиды, в соответствии с федеративным устройством государства: Коллизии между федеральными нормативными правовыми актами. К ним относятся: противоречия (несоответствия) между нормами Конституции Российской Федерации и федеральными конституционными законами; противоречия (несоответствия) между нормами Конституции Российской Федерации и федеральными законами; противоречия (несоответствия) между нормами Конституции Российской Федерации, иных федеральных законов и нормами, содержащимися в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации и других подзаконных актах.

Коллизии между федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К ним относятся: противоречия (несоответствия) между нормами федеральной Конституции, федерального законодательства и нормами конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации; противоречия (несоответствия) между нормами Конституции Российской Федерации, федеральных законов и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Коллизии между нормативными актами субъектов Российской Федерации.

К ним относятся: противоречия (несоответствия) между конституциями (уставами) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации; противоречия (несоответствия) между законами субъекта Российской Федерации и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации; противоречия (несоответствия) между актами государственных органов субъекта Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, изданными вне пределов их ведения, а также между муниципальными правовыми актами.

Интерес представляют также коллизии в законодательстве субъектов Российской Федерации. В свою очередь, такие коллизии можно разделить на два подвида — внешние и внутренние. Внешние коллизии представляют собой противоречия (несоответствия) между нормами законодательства субъектов Федерации и Конституцией Российской Федерации 1993 года, федеральными законами, иными правовыми актами субъектов Федерации по предметам совместного ведения, исключительного ведения Российской Федерации и по предметам ведения субъектов Федерации. При внутренних коллизиях в противоречие вступают между собой нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации1.

Динамизм развития общественных отношений, большое число и разнообразие юридических коллизий предопределяет повышенный интерес юридической науки к способам их преодоления. Одним из эффективных способов разрешения юридических коллизий является разработка и применение коллизионных норм.

Относительно правовой природы коллизионных норм в юридической науке нет единства мнений. Одни авторы полагают, что коллизионные нормы действуют только в сочетании с материальными нормами (Л.А. Лунц, С.С. Алексеев). Другие ученые полагают, что коллизионные нормы выступают самостоятельным регулятором общественных отношений в целях разрешения правовых коллизий (Н.А. Власенко, Ю.А. Тихомиров). Вторая позиция представляется более обоснованной. Коллизионные нормы имеют особую правовую природу и выполняют важные специфические функции: функцию обслуживания права (разрешения коллизий, возникающих в правовой системе, противоречий между нормами национального и международного права) и функцию обеспечения законности (устранения столкновений норм).

Что следует понимать под коллизионной нормой? Коллизионной нормой является правовая норма, содержащая правило устранения противоречия норм и актов внутри правовой системы, норм национального и международного права, норм национального и иностранного законодательства, правило устранения в механизме публичной власти. Нормы коллизионного права, действующие в различных сферах весьма своеобразны по своему содержанию. Так, они могут выступать в виде: материальных и предметных норм, определяющих права, обязанность и ответственность граждан и юридических лиц; норм-принципов, дающих ориентацию для правотворчества; норм-приоритетов (п. 5 ст. 3 ГК РФ); норм-доминантов; норм-запретов; норм-предпочтений; норм-санкций и др. Коллизионные нормы, действующие в отдельных отраслях права, обладают присущей только им спецификой. Так, спецификой обладают такие нормы в конституционном праве. Она заключается в том, что часть этих норм содержится в акте высшей юридической Конституции Российской Федерации.

В зависимости от уровня правового регулирования выделяют конституционно-правовые нормы федерального уровня (содержащиеся в федеральных законах, подзаконных актах), уровня субъектов федерации (содержащиеся в конституциях, уставах субъектов РФ, законах и иных нормативных актов субъектов РФ) и муниципального уровня (коллизионные нормы в муниципально-правовых актах).

В зависимости от видов коллизий конституционно-правовые коллизионные нормы подразделяют на темпоральные, пространственные, иерархические и компетенционные. Примером темпоральной коллизионной нормы является часть вторая заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. К числу пространственных коллизионных норм относят ч. 2 ст. 4 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Среди иерархических коллизионных норм в конституционном праве выделяют следующие разновидности: нормы, разрешающие противоречия между Конституцией РФ и всеми иными нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ); нормы, разрешающие противоречия между законами, законами и подзаконными правовыми актами (ч. 3 ст. 76, ч. 3 ст. 90 Конституции РФ); нормы, разрешающие противоречия между федеральными актами и актами субъектов РФ (ч. 5 и ч. 6 ст. 76 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»); нормы, разрешающие противоречия между национальным и международным правом (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).

Компетенционными являются нормы, устанавливающие уполномоченный орган, который вправе осуществлять правовое регулирование конкретного вопроса на подзаконном уровне и в случае возникновения коллизии акту данного органа отдается приоритет.

В других отраслях права также существуют многочисленные классификации коллизионных норм: в гражданском, административном, трудовом и других.

Не трудно предположить, что в обозримом будущем объем юридических коллизий и необходимость разработки коллизионных норм будут только возрастать. Это связано не только с резким ростом объема законодательных и иных нормативно — правовых актов внутри национальной правовой системы, но и внешними факторами. Глобализация, все более активное включение России в мировые интеграционные процессы обусловливают необходимость гармонизации, а во многих случаях и унификации законодательства.

Высокие темпы развития межгосударственных отношений, национального законодательства неизбежно ставят на повестку дня проблему не только разработки способов преодоления юридических противоречий, но и отраслевой принадлежности норм коллизионного права.

Коллизионное право имеет свой предмет регулирования, обладающий очевидной спецификой. Эта особенность предмета регулирования состоит в том, что нормы коллизионного права регулируют сферы связанные, со спорными правоотношениями. Коллизионные правоотношения являются смежными, регулируемыми различными правовыми актами, принадлежащими к различным отраслям права. Как отмечает профессор Ю.А. Тихомиров, коллизионные нормы содержат в себе двоякого рода правовые регуляторы: позитивные (обеспечивающие приоритет актов, норм, которым отдается предпочтение) и негативные (содержащие вариант преодоления разногласий испоров).

Теория государства и права. Курс лекций

Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативными правовыми актами, отдельными правовыми нормами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Российское законодательство — сложное, многоотраслевое, иерархическое образование, в котором масса всевозможных разночтений, нестыковок, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов. Будучи по своему характеру уровневым, оно уже в силу этого содержит в себе возможность различных подходов к решению одних и тех же вопросов.

Читать еще:  Доверенность ИП на право подписи в договорах

Огромную и изменчивую совокупность юридических норм приходится постоянно корректировать, приводить в соответствие с общественными потребностями, подстраивать под международные стандарты.

В общем законодательном массиве одновременно действуют акты разного уровня и значения, разной юридической силы, ранга, социальной направленности, в частности старые, союзные, и новые, российские; протекают процессы унификации и дифференциации, объединения и обособления; переплетаются вертикальные и горизонтальные связи и тенденции. Это динамически напряженная и во многом изначально противоречивая и асимметричная система.

Коллизия может выражаться также в виде правового тупика, когда нет предусмотренного законом выхода из создавшейся ситуации.

Чтобы устранить коллизию, требуются высокий профессионализм правотолкующего (интерпретатора) и правоприменяющего лица, точный анализ обстоятельств «дела», выбор единственно возможного или по крайней мере наиболее целесообразного варианта решения. Это, как правило, сложная аналитическая задача. В огромном, труднообозримом правореализационном процессе такие противоречия встречаются постоянно. До сих пор действует множество устаревших, но формально не отмененных норм.

Разумеется, противоречия можно снять (и они снимаются) путем издания новых, так называемых коллизионных, норм.

От коллизионно-правовых норм следует отличать их конкуренцию, когда не противоречащие друг другу две, три и более норм регулируют один и тот же круг родственных общественных отношений, только с разной степенью конкретизации, детализации, объема и т.д. Это, как правило, нормы разной юридической силы, уровня, исходящие от неравнозначных правотворческих органов. В таких случаях нормы действительно как бы конкурируют между собой, и в принципе это нормально. Негативным же и, безусловно, нежелательным явлением выступают именно коллизии, когда сталкиваются друг с другом не просто несогласующиеся, а нередко взаимоисключающие предписания.

Противоречия существуют не только между отдельными отраслями права, которые в последние годы развивались разными темпами, но даже между конкретными нормами внутри одного закона. Противоречивость законодательства все больше затрудняет реализацию принятых законов. Она служит также питательной средой для злоупотреблений и коррупции в системе государственной власти.

Юридические коллизии можно подразделить на шесть групп:

  • коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами;
  • коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов);
  • коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий);
  • коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований;
  • коллизии целей (когда в нормативных актах разных уровней или разных органов закладываются противоречащие друг другу, а иногда и взаимоисключающие целевые установки);
  • коллизии между национальным и международным правом 1 Матузов Н.И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. 2004 //СПС «КонсультантПлюс», 2014. .

Если существует данная правовая проблема, то есть средства, которые могут разрешать ее.

Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, средства, механизмы, процедуры их устранения. В зависимости от характера коллизии применяется тот или иной метод, используется та или иная форма, избирается тот или иной путь снятия возникшего противоречия или выхода из правового тупика.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

  1. толкование;
  2. принятие нового акта;
  3. отмена старого;
  4. внесение изменений или уточнений в действующие;
  5. судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;
  6. систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;
  7. переговорный процесс, создание согласительных комиссий;
  8. конституционное правосудие;
  9. оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;
  10. международные процедуры.

Способы разрешения коллизии норм на уровне правоприменения сводятся к следующему:

  • если конкурирующие нормы изданы разными органами государственной власти, то действует норма, исходящая от вышестоящего органа;
  • если конкурирующие нормы изданы одним и тем же органом, то действует норма, изданная позже:
  • при коллизии между нормой федерального закона и закона субъекта Федерации — необходимо применять норму федерального закона:
  • в случае коллизии между общей и специальной нормой — применяется специальная.

Юридические коллизии являются частью более широкой проблемы — конфликтологии.

Коллизии в праве: понятие и причины появления, способы их устранения

Коллизии в праве

Коллизиями в праве или юридическими коллизиями называют наличие расхождений или противоречий в содержании отдельных нормативно-правовых актов, которые регулируют одинаковые или смежные общественные отношения и противоречия, возникшие при правоприменении и осуществлении полномочий должностных лиц и компетентных органов.

Часть теоретиков в сфере государства и права предлагают различать понятие «коллизии в праве» и «юридические коллизии в целом», считая, что первое характеризует коллизии, которые содержаться непосредственно в рамках права, а второе – коллизии, охватывающие правовую систему полностью, то есть не ограничиваются пределами права. При этом теория государства рассматривает так же коллизии законов, выражающиеся в расхождениях или отсутствии согласованности в содержании законодательных актов, которые регулируют одинаковые или смежные отношения и противоречия, возникшие при правоприменении и осуществлении полномочий должностных лиц и компетентных органов. При этом понятия «коллизии в праве» и «юридические коллизии» приравниваются. Одновременно частью теоретиков исследуются коллизии отдельных статей в нормативно-правовых документах, то есть наличие несогласованности в них, указывая на коллизии в законодательстве.

Все точки зрения рассматривают понятие «коллизии в праве» или «юридические коллизии», которые по своей сути являются идентичными, за исключением разве что случаев, когда рассматривается только один из элементов коллизий, а именно несогласованность отдельных статей законов и нормативно-правовых актов.

Из этого делаем вывод, что коллизии можно рассматривать как расхождения или противоречия в содержании отдельных нормативно-правовых актов, которые регулируют одинаковые или смежные отношения и противоречия, возникшие при правоприменении и осуществлении полномочий должностных лиц и компетентных органов.

Некоторые ученые выделяют отдельное понятие – «конкуренция правовых норм». Этим понятием характеризуют ситуации, когда содержание двух или более не противоречащих друг другу норм отвечают за регулирование одного круга схожих общественных отношений, при этом нормы отличаются конкретизацией, детализацией и объемом. В таких случаях действительно присутствует элемент конкуренции между нормами и это нормальная ситуация. Но вот в случаях с коллизиями имеет место негативное и нежелательное явление, когда противопоставляются противоречащие друг другу нормы, а нередко и вовсе взаимоисключающие.

Стоит разграничить понятия «коллизии» и «конфликта».

Конфликт – это понятие, описывающее ситуации, связанные с противоречиями в человеческих отношениях, но никак ни между нормами права и нормативными документами. При этом, последние, несомненно, могут послужить поводом для возникновения конфликта.

Конфликт скорее можно охарактеризовать как политическую категорию, нежели правовую. Когда речь идет о наличии политической «коллизии», то прослеживается много схожего в политических и юридических конфликтах, что часто затрудняет их разграничение. В этой ситуации довольно обоснованным является мнение А.В. Полякова, увязывающего коллизии в праве и правовые конфликты. История знает немало случаев, когда наличие расхождений, несогласованностей и противоречий между нормативно-правовыми актами, властью и должностными лицами приводило к негативным ситуациям, вроде «войны законов», правового конфликта и т.д.

Наличие коллизий в праве, законах и законодательстве часто приводит к зарождению правовых конфликтов между элементами внутри правовой и государственной систем. Такого рода конфликты могут иметь место на разных уровнях:

  • между субъектами, которые основываются на правовые тексты в разных подсистемах;
  • между субъектами, по-разному интерпретирующими одни и те же тексты;
  • между правовыми текстами в одной правовой системе при наличии внутренних противоречий.

Причины появления коллизий в праве

В теории государства и права установлено наличие объективных и субъективных причин, сопутствующих появлению коллизий в праве. Наличие объективных причин признавалось еще Гегелем. С его точки зрения возникающие в процессе применения законов коллизий просто необходимы во избежание механического ведения дел. Он не соглашался с мнением о том, что оставив разрешение многих вопросов на усмотрение судей можно достичь разрешения проблемы с возникновением коллизий, поскольку такое положение вещей привело бы к судейскому произволу.

Часть юристов склоняются к тому, что коллизии не только неизбежны, но и полезны. В частности, Ю.А. Тихомиров призывает не оценивать коллизии в праве исключительно с негативной точки зрения. Положительной стороной коллизий, по его мнению, является тот факт, что их наличие свидетельствует о нормальном развитии и наличие законных притязаний на появление новых правовых состояний.

Можно согласится с такой точкой зрения, если коллизии помогают в укреплении законности, общественного правопорядка и улучшают жизнь. При этом будет ошибочно признавать коллизии позитивным явлением, если в результате их появления начинаются «войны законов», упадок экономики, распад государств или правовых систем.

Учеными выделяются объективные причины возникновения правовых коллизий, которые не зависят от воли законодателей. К таким относятся:

  • смены общественно-экономических строев;
  • экономические изменения;
  • реформы политических и законодательных систем в процессе развития рыночных отношений.

Причина части правовых коллизий кроется в неспособности части общественных отношений мгновенно трансформироваться и меняться. Возникают ситуации, когда наряду с новыми продолжают существовать старые виды отношений, регулируемые иначе. Ярким примером служит развитие экономической и политической систем, а также законодательства на постсоветском пространстве.

Большая часть отношений одновременно регулировалась законодательством СССР и Российской Федерации, но никак не законами рынка.

Субъективными причинами появления коллизий в праве считаются причины, зависящие от человеческой воли и сознания. К таким можно отнести: низкий социальный уровень, коррупцию, лоббирование, слабо организованную нормотворческую деятельность, неупорядоченное законодательство, низкую правовую культуру, конфронтацию во власти и т.д.

Международное коллизионное право

Применять коллизионные нормы, а значит постоянно вмешиваться законодательно во всех спорных случаях довольно непросто. Особенно это затруднительно в случаях с коллизиями в международном праве. Это случаи, когда встает вопрос о том, правовые нормы какого государства применимы в гражданских, семейных или трудовых отношениях международного характера (например, при вступлении в брак граждан РФ и иностранцев), в случаях, когда объект отношений находится заграницей (например, имущество, находящееся за границей по праву наследства, переходит к гражданину РФ), в случаях с юридическими фактами, связанными с возникновением, изменением или прекращением отношений за границей и т.д. Коллизионными нормами также могут устанавливаться принципы разрешений конфликтов национального и международного права. Международные договора и национальное законодательство также содержат ряд коллизионных норм, в частности договора правовой помощи. Их совокупность и образует международное коллизионное право.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector