В какой срок публикуется закон о бюджете

Статья 5. Действие закона (решения) о бюджете во времени

1. Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

2. Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке.

Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

Комментарий к статье 5 БК РФ

1. В соответствии с изменениями, внесенными Законом 2007 г. N 63-ФЗ, уточнено, что закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, т.е. действует в течение финансового года (о финансовом годе см. комментарий к ст. 12 Кодекса). При этом предусмотрено допущение установления законом (решением) о бюджете изъятий из данного общего правила, т.е. распространения его действия не на весь финансовый год или за пределы финансового года. В случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, то применяется предусмотренный ст. 190 Кодекса режим временного управления бюджетом.

В ранее действовавшей редакции п. 2 комментируемой статьи устанавливалось, что закон о бюджете вступает в силу со дня его подписания. Однако данная норма в силу ее очевидной неточности практически не применялась. Так, Закон о федеральном бюджете на 2007 г., хотя и был подписан Президентом РФ 19 декабря 2006 г., вступил в силу на основании прямого указания в его ст. 139 с 1 января 2007 г.

В соответствии с п. 2 ст. 187 Кодекса порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года.

2. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Там же установлено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 22 октября 1999 г.) , в соответствии со ст. 3 которого федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Изменениями, внесенными в комментируемую статью Законом 2007 г. N 63-ФЗ, уточнено, что федеральные законы о федеральном бюджете, о бюджетах федеральных ГВБФ подлежат официальному опубликованию не позднее пяти дней после их подписания (в ранее действовавшей редакции п. 2 комментируемой статьи устанавливалось, что закон о бюджете подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке).

Согласно ст. 4 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Норма п. 2 комментируемой статьи о пятидневном сроке официального опубликования закона о бюджете после его подписания в установленном порядке действует в отношении законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных ГВБФ. Порядок обнародования законов субъектов РФ установлен ст. 8 Закона об организации органов власти субъектов РФ. Обязательность опубликования закона о бюджете субъекта РФ закреплена в п. 6 ст. 26.13 указанного Закона (в ред. от 4 июля 2003 г. ).

В отношении муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (решений о бюджетах) в п. 2 комментируемой статьи установлено, что такие акты должны быть официально опубликованы не позднее 10 дней после их подписания в установленном порядке. В соответствии с ч. 3 ст. 47 Закона о местном самоуправлении порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Другой комментарий к статье 5 Бюджетного Кодекса РФ

Нормы БК РФ, содержащие положения о действии бюджетного законодательства Российской Федерации, претерпели изменения ФЗ от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ. Наименование ст. 5 БК РФ в новой редакции «Действие закона (решения) о бюджете во времени» вместо «Действие бюджетного законодательства Российской Федерации во времени».

Согласно данной статье БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует до 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК РФ и (или) законом (решением) о бюджете. Финансовый год совпадает с календарным и длится с 1 января по 31 декабря, то есть составляет 12 месяцев.

Финансовый год в России не всегда совпадал с календарным. После Великой Октябрьской социалистической революции бюджетный период в РСФСР ограничивался 6 месяцами в пределах календарного года. В 1918 и 1919 гг. в РСФСР были составлены и утверждены 4 полугодовых бюджета на период с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря. По Постановлению СНК РСФСР от 23 декабря 1919 г. бюджетный период был продлен с 6 месяцев до 1 года и бюджет на 1920 г. составлялся уже на срок с 1 января по 31 декабря. В период восстановления народного хозяйства перспективы хозяйственного года в большой мере зависели от результатов развития сельского хозяйства, поэтому государственный бюджет утверждался на период с 1 октября по 30 сентября . И только 20 сентября 1930 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «О переносе начала хозяйственного года с 1 октября на 1 января» .

———————————
Финансово-кредитный словарь / Под ред. В.П. Дьяченко. Т. 1. М., 1961. С. 196.
Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М.: Юридическая литература, 1976. С. 104 — 105.

Бюджет ежегодно утверждается и в зарубежных государствах, однако финансовый год не везде совпадает с календарным. Например, в Болгарии, Польше, ФРГ, Франции, Бельгии, Швейцарии бюджет действует с 1 января по 31 декабря (календарный год, как и в России), в других — в Великобритании, Канаде, Японии — с 1 апреля по 31 марта следующего календарного года, в США — с 1 октября по 31 сентября. Такое несовпадение с календарным годом обусловлено историческими причинами, традициями, связанными со сроками созыва парламента, сбора урожая, от которого длительное время в прошлом зависели доходы бюджета.

Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке. Следует заметить, что по общему правилу федеральный закон вступает в силу через десять дней после официального опубликования («Парламентская газета», «Российская газета», Собрание законодательства Российской Федерации) , если законодатель не устанавливает иной срок. В БК закреплен иной срок — пять дней после его подписания в установленном порядке. Таким образом, федеральный закон о бюджете, а также законы о бюджете субъектов Российской Федерации подлежат опубликованию не позднее пяти дней после их подписания в установленном порядке.

———————————
ФЗ от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. ФЗ от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5124.

Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

Читать еще:  Газ на авто новый закон

Статья 5. Действие закона (решения) о бюджете во времени

Статья 5. Действие закона (решения) о бюджете во времени

1. Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

2. Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке.

Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Статья 9. Действие уголовного закона во времени

Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия

К главе 2 «Действие уголовного закона во времени и пространстве»

К главе 2 «Действие уголовного закона во времени и

Глава 2. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ

Глава 2. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Статья 9. Действие уголовного закона во времени

Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия

Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени

Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное

Статья 4. Действие закона об уголовной ответственности во времени

Статья 4. Действие закона об уголовной ответственности во времени 1. Закон об уголовной ответственности вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования.2. Преступность и

Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени

Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное

5. Действие уголовного закона во времени

5. Действие уголовного закона во времени Действие уголовного закона во времени:• вступление закона в силу;• утрата законом силы;• понятие времени совершения преступления;• обратная сила закона.Преступность и наказуемость деяний определяются уголовным законом,

Статья 3. Действие закона о правонарушениях во времени

Статья 3. Действие закона о правонарушениях во времени (1) Правонарушительный характер деяния и соответствующее ему наказание устанавливаются настоящим кодексом, действующим на момент совершения деяния. (2) Закон о правонарушениях, ужесточающий наказание или

Вопрос 290. Действие уголовного закона во времени и в пространстве. Обратная сила уголовного закона.

Вопрос 290. Действие уголовного закона во времени и в пространстве. Обратная сила уголовного закона. Действие уголовного закона во времени. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние,

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ В 1991 г. был развален Союз Советских Социалистических Республик, и на карте мира появились 15 суверенных государств. Жизнь в бывшей РСФСР коренным образом изменилась во всех областях — политической, экономической, культурной. Неизбежные

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве СТАТЬЯ 9. Действие уголовного закона во времени1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Статья 185. Внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа

Статья 185. Внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа 1. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации

Статья 187. Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете, бюджете государственного внебюджетного фонда и их утверждения

Статья 187. Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете, бюджете государственного внебюджетного фонда и их утверждения 1. Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для:федерального бюджета и бюджетов

§ 3. Действие уголовного закона во времени

§ 3. Действие уголовного закона во времени Наиболее острой формой реагирования на противоправное по ведение человека является применение уголовного закона и связанное с этим ограничение прав и свобод виновного. Вследствие этого к уголовному закону имеет самое

Федеральный бюджет принимается на срок

На какой срок в настоящее время принимается федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ? На 1 год или на 3 года?

Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период.»Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016)Статья 169. Общие положения

В Российской Федерации Бюджет принимается на следующих условиях. Налоговой Кодекс, бюджет принимается ежегодно

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016)

БК РФ, Статья 7. Бюджетные полномочия Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:

установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;

определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 301-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

Читать еще:  Приказ об аннулировании трудового договора образец

определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;

осуществление государственных заимствований Российской Федерации, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами Российской Федерации;

установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения;

установление, детализация кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющихся едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также кодов составных частей бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти Российской Федерации (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

установление оснований для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям Российской Федерации.

Вопрос № 30. Закон о федеральном бюджете: порядок рассмотрения и утверждения

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета начинается с того, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы РФ не позднее 26 августа текущего года (до 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период парламентских каникул – ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение.

Например, по бюджету 2002 года Счетная палата сделала следующие замечания:

· отдельные статьи внесенного законопроекта не соответствуют требованиям БК РФ и иному действующему законодательству;

· БК РФ не предусмотрено создание финансового резерва;

· прогноз основных показателей социально-экономического развития на 2002 г. не основывается на надежной оценке ожидаемых параметров в 2001 году;

· прогнозируемые правительством темпы экономического роста и инфляции, заложенные в основу оценки размера ВВП (10600 млрд. руб.), представляются недостаточно обоснованными;

· задача защиты федерального бюджета от внешнего воздействия в достаточной степени не реализована;

· предусматриваемый рост расходов на оборону пока еще не приводит к качественным изменениям в Вооруженных Силах РФ;

· правительством не создана единая система управления государственным долгом, не оптимизирована численность бюджетных учреждений и др.

Государственная Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.

При этом федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год должны быть приняты Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о минимальном размере пенсии, о размере тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о минимальном размере оплаты труда должны быть приняты Государственной Думой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

В первом чтении ГД обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики бюджета. Комитеты ГД направляют в комитет по бюджету заключения по законопроекту, предложения и рекомендации о его принятии или отклонении. На основании заключений комитетов ГД бюджетный комитет готовит свое заключение по законопроекту и проект постановления ГД о принятии в первом чтении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и об его характеристиках.

Далее ГД заслушивает доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении законопроекта. В первом чтении ГД не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета без положительного заключения Правительства РФ.

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете ГД может:

· передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей ГД, СФ и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта;

· вернуть проект Правительству на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству РФ (в последнем случае новый проект бюджета готовит и вносит в ГД новый состав Правительства РФ).

При передаче проекта в согласительную комиссию она разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в ГД. По итогам рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление ГД о принятии проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.

Во втором чтении ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. В комитет по бюджету направляются поправки, касающиеся расходов по разделам функциональной классификации, в соответствии с которыми комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение в ГД проект постановления о принятия во втором чтении закона и распределении расходов федерального бюджета на очередной финансовый год. Если ГД отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении ГД рассматривает и утверждает:

· расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням этой классификации;

· распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, основные показатели государственного оборонного заказа;

· расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, государственной программы вооружения на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;

· программу государственных внешних заимствований РФ на очередной финансовый год, программу государственных внутренних заимствований РФ, программу предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год, перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

Читать еще:  Распределение отпусков по трудовому кодексу

Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по предмету третьего чтения в Комитет по бюджету.

Рассмотрение поправок по предмету третьего чтения параллельно проводится в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете. При этом голосование поправок проводится Комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования указанных комитетов совпадают.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете в четвертом чтении проект голосуется в целом, внесение поправок в проект, возможное во втором и третьем чтениях, в четвертом чтении не допускается.

Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта:

· в первом чтении – 30 дней со дня внесения в ГД;

· во втором – 15 дней со дня принятия в первом чтении;

· в третьем – 25 дней со дня принятия во втором;

· в четвертом – 15 дней со дня принятия в третьем чтении.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и голосует в целом. В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения в одном чтении, затем повторно передается в Совет Федерации для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой повторным голосованием не менее чем двумя третями голосов. В случае не подписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. Для преодоления вето Президента требуется не менее двух третей голосов Федерального Собрания.

Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, то орган, исполняющий этот бюджет, правомочен осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, на продолжение финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более одной двенадцатой – в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ.

Правительство РФ и субъекты права законодательной инициативы могут вносить изменения и дополнения в федеральный закон о федеральном бюджете в случаях:

· превышения доходов над учтенными Федеральным законом о федеральном бюджете более чем на 10 процентов, что подтверждено итогами исполнения федерального бюджета за первое полугодие текущего финансового года, при условии, что Правительство РФ не внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального закона о федеральном бюджете за первое полугодие;

· выявления нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета, подтвержденного проверками Счетной палаты РФ, контрольных органов Правительства РФ и Министерства РФ, и внесения предложений о сокращении либо о блокировке расходов по выявленным направлениям неэффективного или нецелевого использования средств федерального бюджета.

О публичных слушаниях по закону о бюджете

Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов функционирования бюджетной системы РФ является принцип прозрачности (открытости) бюджета.

Прозрачность (открытость) бюджета означает в том числе обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

При этом достижение данного базового элемента бюджетной системы РФ должно обеспечиваться в том числе путем проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта РФ и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта РФ (далее – публичные слушания), целью которых является изучение общественного мнения населения по данному вопросу.

В соответствии с Федеральными законами от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» публичные слушания проводятся по проекту бюджета субъекта РФ и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта РФ, по проекту местного бюджета и отчету об исполнении местного бюджета соответственно.

На основании изложенного, порядок проведения публичных слушаний по названным выше вопросам органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления определяется самостоятельно. При этом порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту местного бюджета и отчету об исполнении местного бюджета должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте их проведения, заблаговременное ознакомление с проектом бюджета и отчета о его исполнении, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. В свою очередь, федеральное законодательство каких-либо требований к проведению публичных по проекту бюджета субъекта и отчету о его исполнении не содержит, в связи с чем данный вопрос регулируется на уровне субъекта РФ.

В ходе проведенной прокуратурой края в 2016 году проверки установлено, что несмотря на установление отдельным нормативным правовым актом края порядка проведения публичных слушаний, последние по своему существу носили формальный характер и не обеспечивали выявления общественного мнения населения, подготовку предложений и рекомендаций по данному вопросу.

В связи с изложенным, прокурором края Губернатор края проинформирован о необходимости изменения порядка проведения публичных слушаний для достижения целей их проведения.

Правительством края 12.07.2016 принято постановление №227-пр «Об утверждении Порядка проведения публичных слушаний по проекту краевого бюджета и годовому отчету об исполнении краевого бюджета» (далее – Порядок), положения которого отвечают требованиям принципа прозрачности (открытости) бюджета, а также обеспечивают участие населения в решении вопроса формирования и исполнения краевого бюджета.

Согласно Порядку публичные слушания проводятся министерством финансов края не позднее чем за один рабочий день до даты внесения проекта закона о краевом бюджете и проекта закона об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год в Законодательную Думу Хабаровского края. Участниками публичных слушаний могут быть граждане РФ, представители органов государственной власти края, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, представители общественности. При этом каждый участник публичных слушаний имеет право выступить для высказывания своей точки зрения по теме публичных слушаний. В ходе проведения публичных слушаний заслушивается информация министерства финансов края о проекте краевого бюджета или годовом отчете об исполнении краевого бюджета и выступления участников публичных слушаний, которые могут вносить предложения (замечания) по проекту краевого бюджета или годового отчета об исполнении краевого бюджета, вынесенным на публичные слушания. Вносимые предложения (замечания) носят рекомендательный характер и не подлежат обязательному учету при рассмотрении проекта закона о бюджете и отчете о его исполнении.

С учетом требований данного постановления, министерством финансов края 14.10.2016 проведены публичные слушания по проекту бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

В ходе данных публичных слушаний его участниками подготовлено 4 вопроса, а также направлено 3 предложения, которые были одобрены.

Учитывая, что ранее при рассмотрении проекта краевого бюджета на очередной финансовый год публичные слушания в форме, обеспечивающей достижение целей и задач их проведения, не осуществлялись, можно констатировать, что в настоящее время в крае сформирована необходимая нормативная правовая база по данному вопросу, позволяющая надлежащим образом осуществлять реализацию принципа прозрачности (открытости) бюджета.

ИЛЬЯ БЛУДОВ, СТАРШИЙ ПРОКУРОР ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (171) дата выхода от 20.01.2017.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector