Уголовная ответственность за езду в пьяном виде

Уголовное наказание за пьяную езду с 1 июля – разбираем тонкости закона

Официально

31 декабря 2014 года был подписан Федеральный Закон № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения».

С 1 июля 2015 года статьей 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) введена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.

Иными словами, пьяных водителей, повторно задержанных за рулем в нетрезвом виде в течение года, будут отправлять в колонию. Теперь закон не делает разницы между водителями с явными признаками алкогольного опьянения и гражданами, которые отказались от медицинского освидетельствования. В обоих случаях повторное задержание в течение года после первого административного наказания будет означать уже уголовную ответственность.

История вопроса

Вопрос усиления ответственности за вождение в пьяном виде обсуждался давно. Рассматривались разные варианты усиления наказания, от самых жестких до наиболее лояльных. Поводом для очередных законодательных предложений были, конечно же, резонансные ДТП с жертвами.

Решением этой проблемы вплотную занялся депутат Государственной Думы Олег Нилов. Катализатором послужила авария, в которой калининградский водитель, уже бывший виновником «смертельного» ДТП 9 лет назад, насмерть сбил двух женщин. Что предлагал Нилов:

  • пожизненное лишение права управления транспортными средствами лиц, по вине которых погибли люди;
  • конфискация у виновника ДТП автомобиля в качестве «орудия убийства»;
  • установление особого порядка условно-досрочного освобождения осужденных за нарушение правил управления автомобилем, трамваем или другим механических средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть одного или двух и более лиц (часть 4 и 6 статьи 264 УК РФ), который предусматривал возможность условно-досрочного освобождения только после полного возмещения вреда;
  • введение единовременного порядка возмещения вреда за счет всего имущества, принадлежащего лицу, ответственному за его причинение, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации.

После оценки этих предложений государственными экспертами стало понятно, что часть из них по объективным причинам требует изменения и доработки. Полученные депутатом отзывы содержали необходимые рекомендации и авторитетное мнение по этому непростому вопросу, и кто знает, может быть, законодательство подвергнется еще более радикальным изменениям в этой части в будущем…

Как бы то ни было, дело уже сдвинулось с «мертвой точки», и ужесточение ответственности за вождение в пьяном виде было произведено. С 1 июля вступили в силу поправки, согласно которым вводится уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию.

Что поменялось?

Процитируем полностью статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации:

Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, –

• наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо

• обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо

• принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо

• лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Также законодатель конкретизировал понятие лица, находящегося в состоянии опьянения. Пункт 2 примечания, которым дополнена статья 264 УК РФ, поясняет, кого можно считать пьяным:

Для целей настоящей статьи и статьи 261.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Изменился и характер ответственности за «пьяные аварии» со смертельным исходом. Закон вводит минимальный нижний предел наказания, наличие которого, фактически, не позволит избежать нарушителям тюремного заключения и отделаться, к примеру, штрафом или обязательными работами.

Так, часть 4 статьи 264 УК РФ в старой редакции выглядела следующим образом:

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

При этом читателю важно будет знать, что под формулировкой:

«деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи»

«нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем, либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств».

Новая редакция части 4 статьи 264 УК РФ, в качестве наказания за ДТП, повлекшее смерть одного человека, теперь предусматривает: наказание в виде лишения свободы «на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.»

Таким образом, закон установил в этой статье нижний предел наказания, составляющий два года, тогда как ранее УК РФ был довольно лоялен к нарушителям.

Поднялась и планка ответственности за ДТП, повлекшее смерть двух и более лиц, за которое теперь будут отправлять в «места не столь отдаленные» на срок от четырех до девяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Напомню, что ранее наказание за это деяние предусматривало «принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет» (часть 6 статья 264 УК РФ).

Не стоит также забывать, что никто не отменял действие статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая в пункте 1 предусматривает для водителя, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, наложение административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Стоит отметить, что преступление, предусмотренное статьей 264.1 УК РФ (то есть, «повторная пьяная езда за рулем в течение года с момента наложения административного наказания»), все-таки предполагает выбор карательной меры, применяемой к нарушителю. Помимо тюремного срока у новоявленного уголовника есть шанс отделаться обязательными или принудительными работами или даже штрафом. При вынесении решения суд учитывает тяжесть содеянного и обстоятельства нарушения. Возможно, водителю, который был «слегка подшофе», но при этом вынужден был сесть за руль, чтобы доставить человека, находящегося в критическом состоянии, в больницу и удастся избежать лишения свободы. Однако судимости даже в этом случае не избежать, а это создает массу проблем с трудоустройством и не только.

Читать еще:  Госпошлина в кассационную инстанцию по гражданскому делу

Можно ли будет вернуть права раньше срока любителям «пьяной езды»?

Если отвечать коротко, то нет, нельзя. Июльские поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации повлияли и на модификацию законопроекта № 561521-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении условно-досрочного освобождения от административного наказания в виде лишения специального права в виде права управления транспортными средствами)», который позволяет лишенным прав автомобилистам обращаться в суд с ходатайством вернуть удостоверение по истечению половины срока лишения.

Изначально предлагалось применять УДО в том числе и в отношении водителей, управлявших транспортным средством в состоянии опьянения. Позже «пьяная езда» была исключена из списка нарушений, за которые возможно применение процедуры УДО, по понятным причинам: власти продолжают борьбу с грубым нарушением. Введение послабления параллельно с ужесточающей ответственность нормой было бы нецелесообразным.

Что мы имеем сегодня?

Халатное отношение автолюбителей к вопросу собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения уже привело к тому, что водители, повторно севшие за руль пьяными, рискуют стать фигурантами уголовного дела. Да, не всегда это будет тюрьма, однако «уголовка» – это уже очень серьезно. Все эти меры заставят как минимум задуматься о своем образе жизни.

Уголовная ответственность за пьяную езду

С 1 июля Уголовный кодекс РФ пополнится новой статьей 264.1, которая впервые вводит уголовную ответственность для водителей, повторно севших за руль в нетрезвом виде. До сих пор «пьяная езда» попадала в поле зрение УК РФ только в случае ДТП с пострадавшими или жертвами.

Провал реформ

В 2014 года стало ясно, что предыдущие меры по ужесточению наказания за «пьяную езду» сработали вяло: после некоторой «оттепели», статистика снова начала ухудшаться. К концу года наблюдался рост числа «пьяных» аварий с пострадавшими и жертвами, что выглядело особенно зловеще на фоне общего снижения числа ДТП. В результате, доля аварий с пьяными водителями достигла 9% от общего числа тяжелых ДТП.

Напомним, что в последние годы наказание за «пьяную езду» пересматривалось неоднократно. Если до 2004 года КоАП предусматривал либо штраф, либо лишение прав на год, то с 2004 года было введено безальтернативное лишение прав на 1,5−2 года.

Мера не помогла: водители-нигилисты продолжали ездить, накапливая по 70−100 лет лишения. Тогда в 2007 году ввели новое наказание — административный арест на срок до 15 суток для «лишенцев», пойманных пьяными. Срок лишения при рецидивах возрос до 3 лет.

Но и это не сработало в полной мере. Адресатами новых мер были, в основном, алкоголики, садящиеся за руль вне зависимости от обстоятельств, а для них «отдых» на казенных харчах в течение нескольких суток не был катастрофой и поводом отказаться от езды «по синьке».

В 2013 году эскалация наказаний продолжилась: теперь уже помимо лишения прав за первый прецедент нужно было выплатить штраф в 30 тысяч рублей, а за второй — 50 тысяч. При этом минимальный срок ареста установили на уровне 10 суток.

Однако «целевая аудитория» проекта не до конца вняла новому КоАП: в конце концов, самые отпетые «алконавты» попросту не имели достаточного дохода или собственности, чтобы можно было быстро взыскать с них сумму штрафа.

Предложение о конфискации автомобиля у пьяных водителей поддержки законотворцев не нашло: например, оставалось неясным, что делать с нетрезвыми, которые сели за руль по доверенности или угнали автомобиль.

Разговоры о введении уголовного наказания, как последнего средства борьбы с пьяной ездой, шли давно. До сих уголовный кодекс лишь усиливал наказание для пьяных водителей, совершивших серьезное ДТП, но как таковой нетрезвой ездой не интересовался. С 1 июля все изменится.

Уголовно-наказуемая выпивка

Собственно, за первое «попадание» грозит упомянутый штраф в 30 тысяч рублей и лишение прав на 1,5−2 года. Но если водитель засветился в пьяном виде повторно во время срока лишения прав или год спустя, ему грозит наказание по статье 264.1 КоАП. Причем правило действует не только в случае поимки в пьяном виде, но также за отказ от медосвидетельствования, нарушение запрета употреблять алкоголь после ДТП или за совершение аварии в пьяном виде с пострадавшими.

Статья 264.1 предполагает пять «форматов» наказаний, которые идут плюсом к лишению прав на три года. Начинается все со штрафа в 200−300 тысяч рублей, который может быть заменен на штраф в размере зарплаты осужденного за период 1−2 года. Кроме того, есть обязательные работы на срок до 480 часов или принудительные на срок до двух лет. Не вдаваясь в подробности, уточним, что обязательные работы обычно выполняются в форме «подработки» продолжительностью до 4 часов в день после основной работы, тогда как в случае принудительных работ осужденные живут в специальных центрах и работают полный день. Наконец, вершиной наказания является заключение на срок до 2 лет.

Также с 1 июля 2015 года вводятся минимальные сроки заключения для водителей, совершивших в нетрезвом виде ДТП с погибшими: минимум два года, если жертва одна, и минимум четыре года, если несколько. Раньше оговаривались лишь максимальные сроки заключения (семь и девять лет соответственно).

Основная идея новой статьи УК: борьба с клиническими случаями. Если человек не понял с первого раза, на второй его ждет драконовский штраф. Но если с осужденного нечего взять и он склонен к рецидивам, суд может применить наказание, связанное с лишением свободы. В том числе, это исключит возможность езды в нетрезвом виде на достаточно продолжительный срок.

Группы риска

Введение столь суровых наказаний за пьяную езду породило дискуссию об адекватности системы выявления пьяных водителей. Сейчас в России действуют нормы, согласно которым пьяным считается человек, в выдыхаемом воздухе которого содержится более 0,16 мг/л паров алкоголя (примечание к ст. 12.8 КоАП). При этом данное «послабление» сделано не ради того, чтобы водители могли пропустить рюмочку-другую перед поездкой, а исключительно для нивелирования погрешности измерительного прибора и других факторов, которые могут сделать трезвого пьяным.

Между тем, в группе риска новой нормы оказываются три основные категории граждан. Во-первых, хронические алкоголики, наркоманы и правовые нигилисты, которым новый закон в основном и адресован. Во-вторых, люди, которые лишены прав за пьяную езду или с момента возврата прав у которых не прошло более 1 года — с июля за новый инцидент им грозит уже статья 264.1 УК. Наконец, наиболее спорной группой являются люди, регулярно употребляющие лекарства.

Напомним, что упомянутое примечание к ст. 12.8 КоАП запрещает также употребление наркотиков и психотропных веществ, список которых включает также вполне легальные медицинские препараты, например, некоторые виды лекарств от повышенного давления, диареи и простуды. Поэтому людям, которые регулярно употребляют препараты, в том числе выписанные врачом, важно убедиться, что в инструкции к ним нет ограничений на управление машинами и механизмами.

Когда наступает уголовная ответственность за вождение в нетрезвом виде?

Управление транспортным средством в нетрезвом виде является достаточно серьезным правонарушением, за которое могут привлечь не только к административной, но и даже к уголовной ответственности. О том какое наказание предусмотрено по УК РФ в отношении пьяных водителей поможет узнать настоящая статья.

Когда предусмотрена уголовная ответственность за вождение в нетрезвом виде?

Если проанализировать положения уголовного законодательства, то можно выделить 4 основные ситуации, при которых водителя могут привлечь за управление в состоянии опьянения к ответственности по УК РФ. Сюда относится:

  • управление авто после привлечения к административной ответственности по этой статье;
  • авария, в результате которой был причинен вред здоровью других лиц;
  • езда в нетрезвом состоянии при наличии судимости по отдельным частям ст. 264 УК РФ;
  • отказ водителя пройти медицинское освидетельствование.

Остановимся подробнее на каждом из пунктов и обсудим условия привлечения к уголовной ответственности водителя за пьяное вождение.

Повторная езда

Как правило, в случае первоначального обнаружения водителя в пьяном виде за рулем его привлекают только к административной ответственности и лишат прав за пьянку (если нет жертв). Однако, если подобное правонарушение совершается повторно, то тогда уже грозит уголовка за пьянку. Такой вывод следует из положений статьи 264.1 УК РФ.

Читать еще:  Ст 1174 ГК РФ с комментариями

ДТП с причинением вреда здоровью

Нередко управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения заканчивается причинением вреда другим людям, а порой и даже смертью.

В статье 264 УК РФ обозначен конкретный список деяний, совершенных пьяным водителем, признающихся уголовно наказуемыми. Сюда относится:

  • причинение тяжкого вреда здоровью другого водителя или пешехода (ч.2);
  • смерть потерпевшего (ч.4);
  • летальный исход двух и более людей (ч.6).

Ранее судим по ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ

Порой особенно злостных нарушителей не останавливает даже наличие судимости за управление машиной в нетрезвом виде.

Так, в случае если водитель в прошлом уже привлекался по одной из частей (2, 4, 6), предусмотренных статьей 264 УК РФ, то на него могут повторно завести уголовное дело.

Отказ от медицинского освидетельствования

Как известно, одной из обязательных процедур при выявлении пьяного за рулем является его направление на медицинское освидетельствование. Основное назначение данной процедуры заключается в том, чтобы точно установить и документально зафиксировать тот факт, что в крови нарушителя обнаружен алкоголь. Такая экспертиза производится в соответствии с порядком, прописанным в Приказе Минздрава РФ от 18.12.2015 № 933н.

В соответствии со статьей 264.1 УК РФ отказ водителя проходить данную процедуру также является основанием для привлечения к уголовной ответственности с дальнейшим назначением соответствующего наказания.

Наказание по УК РФ за пьяную езду

По УК РФ конкретный вид наказания главным образом зависит от степени тяжести правонарушения, совершенного в результате управления машиной в нетрезвом состоянии.

В случае если водитель даже после привлечения к административной ответственности, судимости по ч. 2, 4, 6 статьи 264 УК РФ продолжает ездить за рулем в пьяном виде или же отказывается от освидетельствования, то в отношении его может быть применено одно из следующих наказаний (ч. 2 ст. 264.1 УК РФ):

  • штраф 200000 – 300000 рублей или доход осужденного за 1-2 года;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • принудительные работы до 2 лет;
  • тюремное заключение до 2 лет.

Кроме того, независимо от назначенного вида наказания, осужденного также лишат возможности занимать определенные должности в течение следующих 3 лет.

Если по вине пьяного водителя другому человеку будет причинен тяжкий вред, то в отношении виновника может быть применена уголовная ответственность следующего характера (ч. 2 ст. 264 УК РФ):

  • направление на принудительные работы до 5 лет;
  • лишение свободы на 3-7 лет.

При этом в обоих случаях виновнику запретят занимать определённые должности в течение 3 лет.

В случае смерти потерпевшего, виновника аварии, севшего пьяным за руль, лишат свободы на срок от 5 до 12 лет, запретив при этом занимать некоторые должности на 3 года. Об этом написано в ч. 4 статьи 264 УК РФ.

Смерть 2 и более лиц по вине пьяного водителя влечет наказание в виде тюремного заключения на период от 8 до 15 лет с лишением права, аналогичного указанному выше (ч. 6 ст. 264 УК РФ).

Что делать, если обвиняют по статье УК РФ за езду в пьяном виде?

Попав в подобную ситуацию, прежде всего необходимо трезво оценить положение дел и свои возможности. Тут есть два варианта действий:

  1. Признание своей вины – если совершенное правонарушение очевидно и должным образом оформлено, то единственным верным вариантом будет сотрудничество со следствием. Важно понимать, что от этого напрямую зависит тяжесть дальнейшего наказания за алкогольное опьянение.
  2. Отстаивание своей невиновности – такой позиции следует придерживаться в том случае, если в деле не все однозначно. К примеру, документы были оформлены с нарушениями, есть факты, свидетельствующие о том, что медицинская экспертиза фальсифицирована и т.д.

Настоятельно не рекомендуется скрываться от правосудия, оскорблять полицейских, оказывать сопротивление при задержании и на повышенных тонах доказывать свою невиновность в суде. Все эти действия в итоге могут лишь усугубить ситуацию.

Может ли пьяный водитель за рулем избежать ответственности или смягчить наказание?

Несомненно, иногда происходят случаи, когда водителя признают невиновным. Однако это напрямую зависит от отдельных обстоятельств конкретного дела, а также уровня адвоката по уголовным делам, привлеченного обвиняемым для разрешения дела в свою пользу.

Так, если происшествие должным образом оформлено, есть достоверные результаты медицинского освидетельствования, из которых видно, что в крови водителя был алкоголь, превышающий допустимую норму, то тогда законным способом доказать свою невиновность будет практически невозможно.

Вместе с тем, обвиняемый всегда имеет возможность смягчить наказание. В статье 61 УК обозначен список обстоятельств смягчающего характера, куда входит:

  • активное сотрудничество со следствием;
  • несовершеннолетний возраст нарушителя;
  • наличие у виновного лица семьи с большим количеством малолетних детей;
  • управление авто в нетрезвом виде по причине тяжелых жизненных обстоятельств (например, водителю необходимо было срочно доставить своего родственника в больницу);
  • правонарушение, совершенное по принуждению;
  • активное оказание медицинской помощи потерпевшей стороне сразу после аварии.

Таким образом, за управление транспортным средством в нетрезвом виде предусмотрены весьма суровые наказания, которые различаются в зависимости от тяжести вреда, причиненного другим лицам.

👋 Присоединяйтесь к нашему сообществу в Телеграме, ВКонтакте и Фейсбуке. Наши эксперты там проводят опросы и публикуют важные новости 🔥

Блог Артема Краснова

Об автомобилях и не только

Статья 264.1. Уголовно-наказуемая пьянка

More in Полезное:

  • Группа разбора: пешеходы-суицидники и слепой водитель 23.12.2019
  • Нарушителям запретили прикрываться детьми 18.12.2019
  • Мать ребёнка-инвалида пыталась остановить эвакуатор, но не смогла. Кто прав? 16.12.2019

С 1 июля 2015 года вступает в силу самая радикальная поправка в законодательство, касающаяся пьяного вождения. Впервые за езду в нетрезвом виде можно получить статью уголовного кодекса. Раньше статья 264 лишь усиливала наказание для пьяных водителей, совершивших ДТП с пострадавшими и погибшими, но теперь попасть на «двести шестьдесят четвертую» можно даже без аварий.

Собственно, система простая: если человек уже попадал под административную или уголовную ответственность, связанную с пьяным вождением, то следующий прецедент в течение года будет квалифицироваться уже по статье 264.1 уголовного кодекса. Причем и в первом и втором случае речь может идти не только о, собственно, пьяной езде, но и об отказе от медосвидетельствования. Скажем, водитель, на счету которого ДТП с пострадавшим, которое он совершил в пьяном виде, за отказ от освидетельствования получит статью 264.1 УК РФ.

Ответственность по этой статье я собрал в таблице ниже. Самое суровое — это лишение свободы на срок до двух лет. Впрочем, и соответствующие штрафы выглядят совсем недетскими.

Наказание за повторную езду в нетрезвом виде с 1 июля 2015 года

Лишение прав на срок до трех лет.

Напомню, что за первый случай пьяной езды нынешний КоАП предусматривает штраф 30 тысяч и лишение прав на 1,5-2 года. Если при этом водитель был лишен прав (не обязательно за пьянку) — то административный арест на 10-15 суток.

Что касается рецидивов, то пока за повторную езду под мухой КоАП предусматривает штраф в 50 тысяч рублей и лишение прав сроком на три года. Другими словами, наказание усиливается очень ощутимо, и не стоит забывать о таком немаловажном факте, как наличие судимости. Скажем, она осложнит выезд за границу или работу в определенных структурах.

На мой взгляд, шаг сделан в верном направлении. В проблеме пьянства за рулем был важный нюанс: если на большую часть автомобилистов вполне можно воздействовать штрафами, лишениями прав или административными арестами, то контингент «конченных алкоголиков» к таким мерам был нечувствителен. Еще со времен, когда за пьянку только лишали прав, в каждой области был рекордсмен со сроками лишения по 70-100 лет, и ради таких пуленепробиваемых были введены альтернативные наказания: административный арест и штрафы. Но на «конченых» не подействовали и они. Нет у человека работы, дохода, собственности — взять с него нечего, а десятидневное пребывание на казенных харчах если еще не санаторий, то и не повод отказаться от езды по пьянке.

В случае с уголовным наказанием, видимо, оставлен простор для судебного творчества. Скажем, любому нормальному человеку штраф 200-300 тысяч станет веским поводом задуматься, тем более, при наличии дохода и собственности приставы найдут способ взыскать сумму. Да и сумма штрафа может быть привязана к доходу осужденного, так что мало не покажется все равно.

Читать еще:  Последствия оставления искового заявления без рассмотрения

Но для людей с отсутствующим доходом (а безработные встречаются и среди людей на BMW X5) предусмотрены нематериальные формы наказания, связанные, если так можно выразиться, со значительным личным неудобством — то, чего не было раньше.

В общем, в теории все выглядит конструктивно, а какой будет реальная судебная практика, нужно посмотреть. Но даже популяризация факта, что за пьяную езду грозит «уголовка», возымеет определенный эффект на целевую аудиторию.

Ну и неизбежно возникает вопрос с лже-осужденными. В этой связи, на мой взгляд, нужно оставить «разрешенные промилле», отмена которых уже муссировалась в СМИ. Во-первых, они являются какой-никакой защитой от погрешности прибора и других факторов. Во-вторых, нам пора уже выбрать какую-то одну концепцию и следовать ей, а не менять правила каждые 2-3 года. Нынешнее ужесточение наказание само по себе является очень мощным стимулом к отказу от пьянства за рулем, и такой подход будет более действенным, чем ловля «полупьяных блох» с исчезающе малыми степенями опьянения. Уголовная ответственность — это доходчивый сигнал обществу, что государство намерено бороться с алконавтами до победного.

Разве что остается в силе вопрос о езде под действием лекарств. Я уже касался этой темы, и в ней много белых пятен, хотя бы потому, что в законе нет ни разрешенных дозировок для тех или иных лекарств, ни даже самого списка запрещенных препаратов. И чисто теоретически наказать за вождение «под таблеткой» можно водителей, которые с точки зрения здравого смысла являются абсолютно трезвыми и не представляют опасности для окружающих. Поэтому пока остается неясным, переедет ли примечание к ст. 12.8 КоАП и в уголовный кодекс или он будет заниматься лишь случаями явного алкогольного и наркотического опьянения. Если честно, при столь суровых мерах подобные правонарушения нельзя грести под одну гребенку и опьянение морфием стоит отличать от действия средств от поноса.

Статья 264.1. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию

Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уголовная ответственность за езду в пьяном виде

Бесплатная консультация автоюриста по телефону:

Москва и МО : +7 499 577-00-25 (добавочный номер 635)

Петербург и ЛО: +7 812 425-66-30 (добавочный номер 635)

Фед. номер: 8 800 350-84-13 (добавочный номер 635)

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня — 21, за месяц — 687, за год — 11 345

Повторное управление автомобилем в состоянии опьянения – очень серьезное правонарушение, за совершение которого при определенных обстоятельствах может наступить уголовная ответственность. При каких условиях это может произойти и почему лучше воздерживаться от употребления горячительных напитков за рулем – об этом вы узнаете из нашей сегодняшней статьи.

В 2014 году в Уголовном кодексе РФ появилась новая статья 264.1, по которой буквально с первых же дней органы полиции стали пачками возбуждать уголовные дела. Как вы наверное уже догадались, эта статья предусматривает уголовную ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Условия наступления уголовной ответственности за повторное вождение в нетрезвом виде

Для того, чтобы у органов полиции появились основания для привлечения водителя к уголовной ответственности по ст. 264.1 УК РФ должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

  • Водитель должен быть застигнут за рулем в состоянии опьянения, либо в отношении него зафиксирован факт отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние а/о;
  • Водитель должен быть подвергнутым административному наказанию по статьям 12.8 или 12.26 КоАП РФ, либо иметь непогашенную судимость по ст. 264.1 УК РФ или частям 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ;

При этом, в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ, лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения 1 года со дня окончания исполнения данного постановления.

Для того, чтобы вам было понятнее, как исчисляется данный период, приведем наглядный пример:

1.01.2019 года в отношении гражданина А. судом вынесено постановление по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ и ему назначено наказание штраф 30 000 и лишение права управления на 2 года. 10.01.2019 года данное постановление вступило в законную силу. Срок назначенного наказания истечет 10.01.2021 года и после этого еще в течение 1 года гражданин будет считаться подвергнутым административному наказанию. Таким образом, если гражданин А. в период с 10.01.2019 года по 10.01.2022 года вновь попадется пьяным за рулем, в отношении него будет возбуждено уголовное дело по статье 264.1 Уголовного кодекса

Это важно: для наступления ответственности по ст. 264.1 УК РФ не имеет значения, имелось ли у виновного водительское удостоверение. Важен только факт повторного управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения

Наказание за повторное вождение в нетрезвом виде

В соответствии с санкцией статьи 264.1 УК РФ за совершение данного преступления предусмотрены следующие виды наказаний:

    • Штраф от 200 тысяч до 300 тысяч рублей. Учитывая, что контингент, привлекаемый по данной статье, чаще всего не слишком платежеспособен, эта мера наказания применяется судами относительно редко, т.к. минимальная сумма штрафа в 200 000 для многих является неподъемной;
    • Обязательные работы на срок до 480 часов. Как показывает практика, это самый популярный вид наказания: помахать бесплатно метлой на благо общества суды отправляют примерно 90% всех подсудимых по ст. 264.1 УК РФ;
    • Принудительные работы на срок до 2 лет. От обязательных работ этот вид наказания отличается тем, что он отбывается в изолированных трудовых исправительных центрах. По этой причине принудительные работы сейчас назначаются только в тех регионах РФ, где созданы исправительные центры, а таких субъектов в РФ пока еще немного. Кроме того, принудительные работы не могут быть назначены тем лицам, которые не имеют судимости и отягчающих обстоятельств. Об этом было прямо указано в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 2 октября 2018 по делу №14-АПУ18-15
    • Лишение свободы на срок до 2 лет. Этот вид наказания назначается крайне редко и только в отношении лиц, имеющих непогашенную судимость , либо отягчающие обстоятельства.

Это важно: независимо от того, каким будет основное наказание по ст. 264.1 УК РФ, к нему в обязательном порядке будет также назначено дополнительное наказание в виде лишения права управления ТС на срок до 3 лет

Несмотря на то, что шансы отправиться за решетку по ст. 264.1 УК РФ невелики, тем не менее, обвинительный приговор по этой статье влечет судимость, отметка о которой останется в базе данных на всю жизнь и в будущем может изрядно подпортить судьбу не только любителя погонять под хмельком, но даже и сказаться на его детях.

Остались вопросы? Задайте их нашим юристам и получите ответ в кратчайшие сроки:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector