Содержание

Срок давности исполнения постановления об административном правонарушении

Статья 31.9 КоАП РФ. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания

Новая редакция Ст. 31.9 КоАП РФ

1. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

2. Течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

3. В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 настоящего Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.

4. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Комментарий к Статье 31.9 КоАП РФ

1. На стадии исполнения постановления применяется положение о прекращении производства по делу, если истек срок давности исполнения постановлений.

С целью обеспечения оперативного принудительного воздействия на лицо, привлеченное к ответственности, установлен годичный срок давности приведения в исполнение постановления о наложении административного наказания.

Кроме того, важно правильно исчислять срок давности, который начинает течь со дня вступления постановления в силу, а не со дня вынесения постановления.

Течение этого срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом составляется акт об уклонении, в связи с чем срок давности исполнения постановления перестает течь.

При уклонении лица от добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа указанное постановление подлежит принудительному исполнению в соответствии с ч. 5 ст. 32.2, ч. 3 ст. 32.3 КоАП (см. комментарии). Уклонение лица от исполнения постановления (решения) о назначении административного наказания подразумевает неисполнение лицом обязанностей, предписанных вынесенным постановлением, либо их ненадлежащее исполнение, в том числе просрочка предусмотренных сроков добровольного исполнения постановления (решения) лицом, привлеченным к административной ответственности.

Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его имущества, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное наказание, т.е. со дня, когда появляется реальная возможность исполнить назначенное лицу наказание. Непосредственно факт обнаружения виновного, его имущества, доходов необходимо оформлять документально.

В срок давности исполнения взыскания не включается время, на которое была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, а также время, на которое исполнение было приостановлено в связи с принесением протеста прокурором (см. комментарий к статье 31.5 КоАП).

Приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания в случае принесения протеста на указанное постановление предусмотрено ст. 31.6 КоАП (см. комментарий). Срок давности исполнения постановления, на которое был принесен протест, приостанавливается до рассмотрения протеста.

Правовые последствия при уклонении лица, лишенного специального права, от исполнения постановления (решения) о назначении указанного административного наказания наступают на основании ч. 2 ст. 32.7 КоАП (см. комментарий).

2. Сроки предъявления исполнительного листа к исполнению, установленные в статье 321 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отличаются от соответствующих положений КоАП:

— в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;

— в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ, то есть при восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.

В случае если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.

Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.

В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 при определении в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению судам необходимо учитывать положения части 1 статьи 31.9 КоАП, согласно которым постановление о назначении административного наказания (в данном случае таковым является судебный акт арбитражного суда о привлечении к административной ответственности) может быть приведено в исполнение лишь в течение года со дня его вступления в законную силу.

Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (Вестник ВАС РФ. 2006. N 9 (сентябрь)) в частности регулирует, что заявление уполномоченного органа о включении в реестр сумм штрафов, назначенных за административные правонарушения, должно быть подано в арбитражный суд в течение срока давности исполнения решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания), определенного частью 1 комментируемой статьи. Подача указанного заявления приостанавливает течение срока давности исполнения, поскольку после введения процедуры наблюдения существует юридическая невозможность принудительного исполнения соответствующего решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания).

Другой комментарий к Ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья связывает давность исполнения постановления о назначении административного наказания с моментом вступления данного постановления в законную силу. Срок исполнения наказания, наложенного за административное правонарушение, установлен в один год со дня вступления постановления в законную силу. Если в этот срок наказание не было исполнено, то постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению.

В прежней редакции КоАП РФ давность исполнения постановления о наложении административного наказания устанавливалась в зависимости от времени обращения постановления о наложении административного наказания к исполнению. Давность исполнения составляла три месяца.

Давность исполнения постановления о назначении административного наказания следует отличать от срока наложения административного наказания, который установлен в ст.4.5 КоАП РФ и равен двум месяцам со дня совершения, а при длящемся правонарушении — со дня его обнаружения.

2. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения наказания, т.е. сознательно не желает исполнять наказание, используя при этом обман, прибегая к сокрытию вещей, доходов, то в соответствии с ч.2 рассматриваемой статьи течение срока давности прерывается. Течение срока давности подлежит возобновлению со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в связи с постановлением о наложении административного наказания может быть обращено административное взыскание. Данное основание прерывания течения срока давности в ранее действовавшем законодательстве не предусматривалось.

3. В ч.3 комментируемой статьи предусматривается приостановление течения срока давности в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со ст.31.5, 31.6, 31.8 КоАП РФ.

Течение срока давности исполнения постановления о наложении административного наказания прерывается и при отложении исполнительных действий по постановлению судебного пристава-исполнителя (ст.19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве»).

Исчисление срока давности возобновляется с истечением срока отсрочки, приостановления или отложения исполнения постановления о наложении административного наказания.

4. В ч.4 комментируемой статьи установлено обстоятельство, с которым законодатель связывает давность исполнения постановления о назначении административного наказания. Это рассрочка уплаты административного штрафа, которая может быть в соответствии с ч.2 ст.31.5 предоставлена лицу, привлеченному к административной ответственности. В данном случае течение срока давности не приостанавливается на время рассрочки и не возобновляется после ее окончания, а продевается на этот срок.

Статья 31.9 КоАП РФ. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания (действующая редакция)

1. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

2. Течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

3. В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 настоящего Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.

4. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 31.9 КоАП РФ

1. О сроках вступления постановления (решения) о назначении административного наказания в законную силу и о приведении в исполнение указанного постановления (решения) см. комментарии к ст. 31.1, 31.4 КоАП.

Читать еще:  Трудовой кодекс для военнослужащих по контракту

Под уклонением лица от исполнения постановления (решения) о назначении административного наказания подразумевается неисполнение лицом обязанностей, предписанных вынесенным постановлением, либо их ненадлежащее исполнение, в том числе просрочка предусмотренных КоАП сроков добровольного исполнения постановления (решения) лицом, привлеченным к административной ответственности. О сроках добровольного исполнения постановления (решения) о наложении административного штрафа см. ч. 1 ст. 32.2 КоАП. О правовых последствиях уклонения лица, лишенного специального права, от исполнения постановления (решения) о назначении указанного административного наказания см. ч. 2 ст. 32.7 КоАП.

2. Исчисление сроков давности исполнения постановления (решения) о назначении административного наказания и определение сроков ограничения прав и свобод лица, привлеченного к административной ответственности, определенных постановлением (решением), осуществляются на основе различных правовых критериев. Указанные сроки исчисляются в днях (административный арест) либо в месяцах или годах (лишение специального права и дисквалификация) в пределах, предусмотренных КоАП.

Сроки давности исполнения постановления о назначении административного наказания следует отличать от сроков давности привлечения лица к административной ответственности, по истечении которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (см. комментарий к ст. 4.5).

Применительно к решению о назначении административного наказания, вынесенному судьей арбитражного суда, ст. 321 АПК установлены следующие сроки предъявления исполнительного листа к исполнению:

1) в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;

2) в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК.

В случае, если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.

Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.

В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

О корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1.

3. При уклонении лица от добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа указанное постановление подлежит принудительному исполнению в соответствии с ч. 5 ст. 32.2, ч. 3 ст. 32.3 КоАП.

4. Статьей 31.5 КоАП предусмотрена отсрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или постановления (решения) о назначении административного наказания в виде административного штрафа (за исключением взимания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) на срок до одного месяца, а применительно к административному штрафу в исключительных случаях — на срок до трех месяцев. Приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания в случае принесения протеста на указанное постановление предусмотрено ст. 31.6 КоАП. Срок давности исполнения постановления, на которое был принесен протест, приостанавливается до рассмотрения протеста (см. комментарий к указанной статье).

Исполнение постановлений об административных правонарушениях (по материалам судебной практики)

В соответствии с пунктом 36 Постановления при приведении принятого судебного акта в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с частью первой статьи 31.9 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.9) постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было при» ведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

С учетом данной нормы, а также положений статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительные документы предъявляются к исполнению в законодательно установленный срок, по истечении которого эти документы не могут быть приняты к исполнению. Таким образом, даже если срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания не истек, надлежит соблюдать предусмотренные сроки направления для исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

При исчислении срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания необходимо иметь в виду, что частями второй — четвертой статьи 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда течение этого срока прерывается либо приостанавливается.

Кроме того, необходимо учитывать, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении на основании пункта 4 статьи 31.7 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.7) подлежит прекращению по истечении срока давности исполнения постановления, установленного частью первой статьи 31.9 КоАП РФ, независимо от того, что исполнение еще не производилось либо было произведено не полностью.

Данное толкование Высокого Суда привело к неоднозначному пониманию Постановления со стороны подразделений судебных приставов-исполнителей и органов, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях.

Суды также по разному понимают данное разъяснение высшей судебной инстанции при рассмотрении конкретных споров.

Рассмотрим проблему на примере осуществления исполнительных действий по делам, связанным с исполнением постановлений о привлечении к административной ответственности физических и юридических лиц таможенными органами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 403 Таможенного кодекса РФ ( Статья 403) (далее — ТК России) одной из функций таможенных органов Российской Федерации является борьба с административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

Таможенными органами являются:

федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

региональные таможенные управления; таможни Российской Федерации; таможенные посты.

Таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений.

Приказом ФТС России от 12.01.05 № 7 утверждено «Общее положение о региональном таможенном управлении и Общее положение о таможне»

К полномочиям таможни РФ относится рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обращение к исполнению постановлений таможни о наложении взысканий за административные правонарушения самостоятельно либо через органы и организации, уполномоченные на то российским законодательством, и организация деятельности подчиненных таможенных постов, в том числе их участия в исполнительном производстве в качестве взыскателя при исполнении указанных постановлений.

21.07.97 принят Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ (далее — Закон).

Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения актов органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества (статья 1 Закона).

Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из Закона, Федерального закона «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов (статья 2 Закона).

Статьей 14 Закона установлены сроки предъявления исполнительных документов к исполнению.

Так, постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению

в течение трех месяцев. При этом данный срок предъявления исполнительных документов к исполнению исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления.

В соответствии с частью первой статьи 31.9 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.9) постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Таким образом, исчисление срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания начинается не с момента его вы» несения, а с момента вступления постановления о наложении взыскания в законную силу.

Кроме того, срок давности исполнения составляет не три месяца, а один год с момента вступления постановления о наложении взыскания в законную силу.

Установленный в пункте 1 статьи 14 Закона трехмесячный срок предъявления к исполнению исполнительных документов органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, соответствовал сроку, ранее предусмотренному статьей 282 КоАП РСФСР Исполнение постановлений по делам об административных правоотношениях в силу статьи 24.1 КоАП РФ (Налоговый кодекс Статья 24.1) является составной частью производства по делам об административном правоотношении.

Следовательно, постановления по делам об административном правонарушении должны исполняться с учетом положений КоАП РФ.

Условия и порядок принудительного исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях регулируются нормами главы 31 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.1) .
С учетом части первой статьи 39.1 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.1) давность исполнения связывается с началом исполнения (приведение, обращение к исполнению), а не с его завершением.

Действующим законодательством вообще не установлен срок, в течение которого исполнение должно быть завершено. Именно в течение срока обращения постановления к исполнению уполномоченные органы должны предпринять все меры, чтобы обеспечить неотвратимость административного наказания. Если исполнение начато до окончания срока давности, его можно продолжить на необходимое время, поскольку предельный срок исполнительного производства законом не предусмотрен.

Таким образом, если постановление было приведено в исполнение до истечения года со дня вступления его в законную силу, на него уже не распространяется названный выше срок давности, а значит, исполнение может быть продолжено по истечении года.

Статья 31.3 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.3) регулирует ряд отношений, возникающих на первом этапе — стадии исполнения — этапе обращения постановления к исполнению. Исходя из содержания данной нормы процессуальное действие «обращение постановления к исполнению» представляет собой факт передачи постановления судьей, органом, должностным лицом, вынесшим его, органу или должностному лицу, непосредственно исполняющим постановление по делу об административном правонарушении.

Данная позиция нашла свое подтверждение в судебной практике, в частности в постановлении кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.07.03 по делу № КА-А40/5055-03, постановлении кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.07.04 по делу № А05-543/04-2 .

Читать еще:  Статья 329 ГК РФ с комментариями

Вместе с тем судами Российской Федерации были вынесены также совершенно иные решения, полностью противоречащие вышеуказанным судебным актам.

Так, кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Центрального округа в своем постановлении от 16.10.03 по арбитражному делу № А28-3570/2003-111/27 по заявлению ООО «Производственно-коммерческой фирмы «Каир» к Кировской таможне пришла к следующему выводу: «Таким образом, срок исполнения наказания, наложенного за административное правонарушение, установлен в один год со дня вступления постановления в законную силу. Если в этот срок наказание не было исполнено, то при отсутствии сведений об уклонении лица, привлекаемого к ответственности, от исполнения постановления о назначении административного наказания данное постановление исполнению не подлежит».

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 17.08.05 г. по делу № А19-31235/04-27-Ф02-3901/05-С2 (иск Иркутской таможни о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Усольского подразделения Службы судебных приставов Иркутской области о возвращении исполнительного документа) пошел еще дальше, фактически проигнорировав положения КоАП РФ. Так, суд пришел к выводу об идентичности понятий «дата вынесения постановления о привлечения лица к ответственности» и «дата вступления постановления в законную силу».

Анализ судебной практики показывает, что имеет место различное толкование понятий «момент вступления постановления о привлечении лица к ответственности в законную силу» и «приведение постановления в исполнение».

Пункт 36 Постановления не содержит прямого указания на невозможность возбуждения исполнительного производства в случае предъявления исполнительного документа (постановления о наложении взыскания) в сроки, превышающие три месяца со дня вступления его в законную силу.

Таким образом, статья 31.9 КоАП Российской Федерации предусматривает срок, равный одному году, для исполнения постановления о назначении административного наказания и, соответственно, для предъявления указанного исполнительного документа.

В связи с этим полагаю, что в указанных выше делах суд ошибочно принял срок обращения постановления к исполнению за собственно срок исполнения постановления.

В месте с тем статьей 31.9 КоАП РФ предусмотрен иной срок для исполнения постановления о назначении административного наказания, нежели срок, установленный статьей 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона «О введении в действие Кодекса об административных правонарушениях» Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено привести до 01.07.02 нормативные правовые акты об административных правонарушениях в соответствие с КоАП РФ.

Однако до настоящего времени положения статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не приведены в соответствие с КоАП РФ.

При коллизии правовых норм используются принципы приоритетности: как приоритет позднее изданного акта, так и отраслевой приоритет.

КоАП РФ был принят гораздо позже (введен в действие с 01.07.02) Федерального закона «Об исполнительном производстве». Кроме того, нормами КоАП РФ предусмотрен специальный порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Следовательно, статья 39.1 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях Статья 39.1) подлежит применению как специальная норма позднее принятого закона.

Следовательно, орган, наделенный полномочиями по привлечению лиц к административной ответственности, вправе предъявлять постановления о наложении административного взыскания в службу судебных приставов в течение года со дня вступления их в законную силу, и исполнительное производство должно быть возбуждено в пределах данного срока.

При рассмотрении вопроса о необходимости возбуждения исполнительного производства по акту органа о привлечении лица к ответственности необходимо учитывать, что отправной точкой для расчета указанных выше процессуальных сроков является момент вступления постановления о привлечении к ответственности в законную силу.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление;

немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (статья 31.1 КоАП РФ).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (статья 30.3 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях Статья 30.3) ).

Свою точку зрения по данному вопросу высказал ГТК России письмом от 20.03.03 года № 01-06/11998 «О разъяснении положений КоАП России, регламентирующих исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» .

Возможность исполнения Постановления о привлечении к ответственности по делу об административном правонарушении поставлена в прямую зависимость от получения лицом копии постановления

При решении вопроса о прекращении исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на основании истечения срока давности исполнения постановлений (пункт 4 статьи 31.7 (Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.7) , статья 31.9 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях Статья 31.9) ) необходимо руководствоваться тем, что максимальный срок, в течение которого постановление может быть приведено в исполнение, равен одному году со дня его вступления в законную силу. По истечении одного года со дня вступления постановления в законную силу и при отсутствии обстоятельств, при которых течение срока давности исполнения прерывается, приостанавливается либо продлевается (части вторая – четвертая статьи 31.9 КоАП РФ), исполнение постановления подлежит прекращению.

Таким образом, возможность исполнения постановления о привлечении к ответственности по делу об административном правонарушении поставлена в прямую зависимость от получения лицом копии постановления. Если копия постановления по делу направляется почтой и уведомление о вручении в административный орган по каким-либо причинам не возвращается, либо если адресат намеренно уклоняется от ее получения, исполнение по делу невозможно.

Однако в данном случае любой орган, и не только таможенный, практически сталкивается с фактом отсутствия неотвратимости наказания правонарушителя.

Между тем само наказание является не только мерой защиты общественных интересов и безопасности, но и носит воспитательный аспект, призванный

стать побудительным мотивом для правонарушителя в несовершении им в дальнейшем нарушений действующего законодательства Российской Федерации.

Окончательное разрешение проблемы, на наш взгляд, видится во внесении изменений в КоАП РФ, в частности установлением нормы, согласно которой срок обжалования постановления о привлечении к ответственности по делу об административном правонарушении и, следовательно, срок его исполнения должны будут исчисляться с фиксированного дня (например, со дня вынесения постановления), и в Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве» — нормы, предусматривающей возможность предъявления к исполнению постановления о привлечении к ответственности в течение 1 года с момента вступления его в законную силу.

Срок давности по административным правонарушениям

Административное нарушение – это действие (или бездействие), идущее вразрез с законодательством, но не представляющее серьёзной опасности для социума и не причиняющее ему принципиального вреда.

Административное правонарушение, хотя и не расценивается как преступление, не одобряется обществом, пресекается им и предполагает наказание за содеянное.

Срок давности по административным правонарушениям действует как на этапе привлечения к ответственности, так и на этапе приведения в исполнение наложенного наказания. При этом сроки давности и порядок их исчисления могут несколько разниться в зависимости от состава правонарушения.

Ответственность и наказание в административном праве

В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).

Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).

Административная ответственность

Всякое противоправное умышленное или неосторожное деяние, нарушающее гражданские права, нравственность, установленный общественный порядок, здоровье, экологию, все виды отношений внутри социума классифицируется как административное правонарушение.

Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:

  • сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
  • издержки имущественного и материального толка;
  • принижение достоинства;
  • урон репутации и ограничение деятельности.

Административное наказание

Будучи обоснованной реакцией государства на проступок (нарушение), наказание служит мерой ответственности «нарушителя спокойствия».

Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).

При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.

Административные санкции могут выражаться в следующем:

  • порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
  • наложение штрафа;
  • лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
  • арест и принудительные работы (до 30 суток);
  • выдворение из страны (не-граждане РФ);
  • дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.

При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).

Срок исковой давности по административным правонарушениям

Какой срок давности по административным правонарушениям установлен законом?

Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.

В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:

  • 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
  • 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.

По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.

Согласно общему правилу, через год лицо, виновное в административном проступке, принявшее и исполнившее наказание, уже считается «чистым» и не привлекавшимся к ответственности. Иными словами, гражданин классифицируется как «привлечённый к административной ответственности» (подвергнутый наказанию) с момента вынесения постановления плюс время на исполнение плюс один год после свершившегося «факта возмездия».

Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.

Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).

Читать еще:  Ст 90 налогового кодекса РФ с комментариями

Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).

В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5, 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.

При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.

Иными словами, административное взыскание по прошествии 2х лет не может быть наложено, если постановление было вынесено и о нём забыли. Если же принимались меры, если с «клиентом» работали, но он упрямо скрывался, то течение давности прерывалось и возобновлялось всякий раз после его обнаружения – таким образом, 2-летний давностный срок мог заметно удлиниться.

Длящееся правонарушение

Правонарушение считается длящимся, если оно продолжается на протяжении длительного времени и не прекращается до момента его обнаружения уполномоченным лицом (Постановление Пленума ВС №5 2005/24/03 п.14).

С другой стороны, если срок для выполнения конкретной обязанности чётко определён законодательными актами, но выполнения не последовало, то именно с момента окончания срока должен отсчитываться давностный срок по административному нарушению (Письмо ГТК № 01-06/2058 2002/27/05; Постановление Пленума ВС №5 п.14 абзац 2).

При этом днём обнаружения (точкой отсчёта) устанавливается день составления и подписания протокола уполномоченным лицом (КоАП ст.4.5 п.2).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД

Штрафы ГИБДД, будучи административными, подлежат оплате в 2-месячный срок.

Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).

Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.

При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5). По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника. При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).

Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:

  • 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
  • 60 дней – в суде.

Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.

Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.

Требование гаишника уплатить «должок», предъявленное ему после названной даты, не правомерно, так как М не скрывался и не уклонялся (его даже не пытались найти), а срок давности истёк – постановление утратило свою силу.

Срок давности по штрафам с камер видеонаблюдения ничем не отличается от традиционных штрафов.

Единственное отличие – в назначении наказания за злостную неуплату. В этом случае арест на 15 суток не возможен (КоАП ст.20.25 п.3).

Любое административное нарушение предполагает ответственность за содеянное и наказание, которое назначается специальными уполномоченными лицами (органами).

Давность по предъявлению претензий и наложению взыскания ограничивается в общем случае 2 месяцами. Давность по исполнению постановления о взыскании истекает через 2 года. Это не означает, что можно «переждать» и скрыться таким образом от ответственности. В случае выявления уклониста меры, которые будут к нему применены, весьма суровы.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 .

Срок давности исполнения постановления об административном правонарушении

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 31.9 КоАП РФ. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 31.9 КоАП РФ. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания

1. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

2. Течение срока давности, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.

3. В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 настоящего Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.

4. В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 31.9 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 20.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (в ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

По истечении двух лет исполнение постановления подлежит прекращению

В соответствии с частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Поэтому при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания (части 2 — 4 статьи 31.9 КоАП РФ) по истечении двух лет со дня его вступления в законную силу исполнение постановления подлежит прекращению независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью.

В п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Исполнение постановления по делу подлежит прекращению по истечении срока давности исполнения независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью

При приведении постановления по делу в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

При исчислении срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания следует иметь в виду, что частями 2 — 4 статьи 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда течение этого срока прерывается либо приостанавливается.

Кроме того, необходимо учитывать, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 статьи 31.7 КоАП РФ по истечении срока давности исполнения постановления, установленного частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью.

В п. 12.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (в ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Срок исполнения наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, назначенного лицу, уже лишенному такого права

Установленный частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ срок исполнения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, назначенного лицу, уже лишенному такого права, исчисляется исходя из части 3 статьи 32.7 КоАП РФ не со времени вступления в законную силу постановления о применении данного вида наказания, а со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006 года содержатся следующие разъяснения:

«Вопрос 16: В течение какого срока может быть исполнено постановление о назначении административного наказания?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления его в законную силу.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» (в редакции от 27 декабря 2005 г. постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения постановления.

Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрены два разных срока, соблюдение каждого из которых обязательно: первый из них касается срока исполнения исполнительного документа, а второй применяется для предъявления к исполнению данного документа».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector