Реклама на заборе разрешение

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2014 г. N Ф08-8864/14 по делу N А32-9719/2014 (ключевые темы: размещение наружной рекламы — Закон о рекламе — распространение наружной рекламы — транспорт общего пользования — договор безвозмездного пользования)

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 г.

Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 г.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании заявителя — индивидуального предпринимателя Мотлах Марины Михайловны (ИНН 234802780269, ОГРНИП 307234811500046), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия, — администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края (ИНН 2348014729, ОГРН 1022304547187), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мотлах Марины Михайловны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2013 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сулименко О.А.) по делу N А32-9719/2014, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Мотлах М.М. (далее — предприниматель) обратилась в арбитражный суд к администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края (далее — администрация) со следующими требованиями:

— признать незаконным отказ администрации от 06.03.2014 в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

— обязать администрацию рассмотреть представленные заявителем документы на эксплуатацию рекламной конструкции (забора) по адресу: Краснодарский край, ст. Северская, ул. Некрасова, 3, и на основании норм Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) принять соответствующее решение.

Требования мотивированы тем, что отказ администрации от 06.03.2014 в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (забора), используемом предпринимателем на основании договора безвозмездного пользования, не соответствует требованиям Закона о рекламе.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014, в удовлетворении требований отказано.

Судебные инстанции установили, что по обращению предпринимателя о выдаче разрешения на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции на ограждении (заборе) в ст. Северской по ул. Некрасова, 3, используемом заявителем по договору безвозмездного пользования, администрация ответила отказом (письмо от 06.03.2014 N 01-6/1282), который мотивирован некапитальным характером объекта. При проверке доводов предпринимателя о незаконности данного отказа суды исходили из положений статьи 19 Закона о рекламе, согласно которым распространение наружной рекламы допускается на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Органы местного самоуправления утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках, вне зависимости от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что ограждение (забор), на котором предпринимателем планируется размещение рекламной конструкции, не является капитальным. Размещение баннера (перетяжки) как рекламной конструкции на объекте, который не является недвижимым имуществом, Законом о рекламе не допускается. Поскольку отказ администрации Закону о рекламе не противоречит, на основании статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в удовлетворении требований предпринимателя суды отказали (л. д. 35, 57).

Предприниматель обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных судами выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Предприниматель полагает, что судебные инстанции неправильно квалифицировали ограждение (забор) как объект, не подпадающий под регулирование Закона о рекламе. Основным критерием отнесения вещи к недвижимости является ее прочная связь с землей (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс)). В то же время ограждения относятся к принадлежностям главной вещи (земельного участка), так как предназначены для ее обслуживания (как устройства для защиты, предупреждения проникновения и т.п.), и сами по себе самостоятельными объектами гражданских прав не являются (статья 135 Гражданского кодекса). В связи с этим возникновение права собственности на ограждение, являющееся принадлежностью земельного участка, возможно при наличии права собственности на земельный участок. Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций представляет собой предпринимательскую деятельность по распространению наружной рекламы, осуществляемую владельцем рекламной конструкции с соблюдением требований Закона о рекламе. Статья 34 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Основные требования к распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций определены в абзаце тридцать пятом статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, заявитель в рамках осуществления предпринимательской деятельности не может быть лишен права размещать рекламу на ограждении (заборе), являющемся неотъемлемой частью земельного участка, находящего в частной собственности.

Администрация в отзыве сослалась на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Администрация полагает, что основания для отмены решения и постановления в кассационном порядке отсутствуют, а доводы жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств.

В судебном заседании предприниматель поддержала доводы жалобы, просила кассационную инстанцию судебные акты отменить, требования удовлетворить. Пояснила, что осуществляет деятельность по оказанию бухгалтерских услуг; земельный участок, на котором расположено домовладение (огороженное забором), является собственностью ее матери (Сватовой Н.И.), с которой и был заключен договор безвозмездного пользования от 09.01.2014. Представила на обозрение суда фотоматериалы, свидетельствующие о том, что на территории населенного пункта (ст. Северская) на ограждениях (заборах) размещается многочисленная рекламная информация (при отсутствии претензий со стороны муниципальных органов).

От администрации поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав предпринимателя, окружной суд считает, что решение от 26.06.2014 и апелляционное постановление от 15.09.2014 следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании статьи 19 Закона о рекламе предприниматель обратилась в администрацию с заявлением, в котором просила выдать разрешение на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции — забора в ст. Северской по ул. Некрасова, 3 (л. д. 12).

К заявлению предпринимателем приложен договор безвозмездного пользования от 09.01.2014 (л. д. 15). По условиям договора Сватова Н.И. (собственник) предоставила предпринимателю (пользователь) во временное безвозмездное пользование ограждение (забор) протяженностью 42 кв. м, находящийся по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, ул. Некрасова, 3, для сдачи в аренду площади размещения рекламной конструкции.

В письме от 06.03.2014 N 01-6/1282 администрация отказала в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Отказ мотивирован тем, что объект (ограждение-забор), на котором планируется размещение рекламной конструкции, не может считаться объектом недвижимости (л. д. 13).

Ссылаясь на незаконность отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, предприниматель на основании норм главы 24 Кодекса обратилась в арбитражный суд с заявлением.

В части 1 статьи 198 Кодекса закреплено право граждан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для удовлетворения таких требований необходима совокупность (одновременное наличие) двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).

Отказывая в удовлетворении требований, судебные инстанции исходили из того, что объект, на котором планировалось размещение рекламной конструкции, не является капитальным. Суды первой и апелляционной инстанций признали, что размещение рекламной конструкции на ограждении (заборе), Законом о рекламе не допускается, поэтому пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований предпринимателя.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

В части 5 статьи 19 Закона о рекламе закреплено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В силу приведенных норм установка рекламной конструкции осуществляются с использованием принадлежащих собственникам (иным законным владельцам) земельного участка, зданий, строений, сооружений (с размещением ее не только на конструктивных элементах указанных объектов, но и вне их), а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Таким образом, под наружным размещением рекламных конструкций понимается их размещение вне помещений — на улице, вдоль проезжей части дорог, на остановках общественного транспорта, на внешней стороне стен зданий и сооружений, в том числе на заборах и ограждениях.

Читать еще:  Расчет листка нетрудоспособности подробный образец

Судебная практика по спорам, связанным с применением положений статьи 19 Закона о рекламе, также исходит из допустимости использования ограждений (заборов) для размещения рекламных конструкций (постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.2010 по делу N А43-640/2010 и от 09.06.2014 по делу N А43-26534/2012, постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.02.2014 по делу N А55-23457/2012 и от 15.11.2012 по делу N А55-32130/2011, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2011 по делу N А56-5692/2010).

Планируемая к размещению рекламная конструкция представляет собой баннерное полотно (растяжку) небольших размеров с указанием видов предпринимательской деятельности заявителя и информацией для контактов.

Полномочия органов местного самоуправления, закрепленные в Законе о рекламе, не должны влечь умаление свободы экономической деятельности, закрепленной в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Конституции), подавлять экономическую самостоятельность, чрезмерно ограничивать права участников гражданских правоотношений, а также препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд вправе отменить решение (постановление) и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемом акте, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.

С учетом изложенного, а также исходя из фактических обстоятельств настоящего спора, окружной суд не может согласиться с выводом судебных инстанций о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований предпринимателя по мотивам, приведенным в письме администрации от 06.03.2014 N 01-6/1282.

Поэтому решение от 26.06.2014 и постановление от 15.0.2014 следует отменить, а дело — направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

При новом рассмотрении суду следует проверить доводы заявителя о незаконности отказа администрации в выдаче разрешения, исследовать и оценить представленные сторонами доказательства, после чего разрешить спор по существу.

При подаче кассационной жалобы предпринимателем по квитанции от 23.09.2014 уплачена государственная пошлина (в размере 100 рублей), что также следует учесть суду при новом рассмотрении (абзац второй части 3 статьи 289 Кодекса).

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 по делу N А32-9719/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Когда для размещения рекламной конструкции не нужны разрешение и договор

Вывеска на фасаде здания, содержащая название компании и род ее деятельности, не является рекламой, а потому разместить ее можно без каких-либо разрешений и договоров. Но если вывеска расположена по другому адресу, то ее размещение нужно согласовать с уполномоченным органом. Чем реклама отличается от обычной информации, можно понять из судебной практики.

Информация о компании или предпринимателе, а также реализуемых такими субъектами товарах (работах, услугах), размещенная на вывеске, не относится к рекламе при выполнении нескольких условий:

  • она имеет целью информирование, а не привлечение внимания;
  • размещена вблизи магазина, офиса, в котором непосредственно происходит торговля, оказание услуг, выполнение работ или заключение договоров на их выполнение или оказание;
  • информация размещена в одном месте;
  • в ней нет дополнительных графических объектов помимо торговых знаков или средств индивидуализации, права на которые принадлежат компании (предпринимателю).

К таким выводам позволяет прийти анализ судебной практики окружных арбитражных судов и Высшего арбитражного суда РФ, сложившейся за последние четыре года.

Нерекламный характер сведений освободит компанию от дополнительных расходов

Для размещения рекламной конструкции на здании, сооружении, земельном участке, не принадлежащем рекламорас­пространителю, необходимо заключить соответствующий договор с собственником такого объекта недвижимости. Если речь идет о государственной или муниципальной собственности, то такой договор заключается путем проведения торгов (п. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, далее — Закон о рекламе). Для размещения рекламной конструкции на общем имуществе многоквартирного дома (фасад, крыша и др.) рекламораспространителю понадобится получить согласие собственников помещений в таком доме (п. 5 ст. 19 Закона о рекламе). Помимо этого необходимо наличие специального разрешения уполномоченного органа местного самоуправления (п. 10 ст. 19 Закона о рекламе).

Однако все перечисленные требования Закона о рекламе не распространяются на размещение вывесок и указателей, не содержащих рекламную информацию, а также на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом (подп. 2, 5 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе). Именно по этим двум основаниям рекламораспространители обычно оспаривают постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 и 14.37 КоАП РФ) или предписания об устранении таких нарушений.

Стоит заметить, что неблагоприятные последствия размещения рекламной конструкции без законных оснований не исчерпываются для компании или предпринимателя административным штрафом. Помимо этого заинтересованные лица (например, собственник или арендатор имущества, на котором размещена рекламная конструкция) могут обратиться в суд с иском о понуждении рекламораспространителя демонтировать спорную конструкцию (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № 8263/10), а также взыскать неосновательное обогащение в виде неполученной арендной платы за место для размещения конструкции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2010 по делу № А56-11496/2009).

Итак, Закон о рекламе понимает под рекламной конструкцией наружную рекламу с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (п. 1 ст. 19 Закона о рекламе). Судебная практика, с одной стороны, придала этому определению больше конкретики, а с другой — дополнила перечень критериев, на основании которых конструкцию можно отнести к рекламной. Среди таких критериев можно выделить три основных: содержание размещенной информации, место ее размещения и количество размещенных объектов (щитов, конструкций и т.д.).

«Рекламный» признак: содержание информации

Главные признаки рекламы — предназначенность неограниченному кругу лиц и направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Сведения о наименовании компании (предпринимателя), графике работы, роде деятельности суды рекламой не признают. Эти сведения необходимо в любом случае доводить до сведения потребителя, а потому для их размещения никаких специальных договоров и разрешений не требуется. Манера изложения информации значения не имеет (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37).

На вывеске также можно указывать сведения о реализуемых товарах, оказываемых услугах или выполняемых работах (постановления Президиума ВАС РФ от 20.10.2011 № 7517/11, ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2011 по делу № А56-20916/2010, Центрального округа от 24.11.2011 по делу № А48-462/2011, Дальневосточного округа от 10.06.2011 № Ф03-2391/2011, Восточно-Сибирского округа от 29.09.2011 по делу № А33-2976/2011, Московского округа от 18.02.2009 № КГ-А40/357-09 и Западно-Сибирского округа от 13.11.2009 по делу № А45-9520/2009). Стоит отметить, что на вывеске должна быть размещена вся необходимая для потребителя информация — наименование компании (Ф.И.О. предпринимателя), адрес, режим работы, вид деятельности. Если на вывеске будет указано, например, только наименование и вид деятельности, то суд вполне может признать ее рекламой. Хотя встречаются и дела, в которых вывески только с наименованием компании суды не квалифицировали как рекламные (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.02.2011 по делу № А45-8848/2010).

Определенную роль в квалификации сведений как рекламы может сыграть сложившаяся практика размещения таких сведений в населенном пункте (Определение ВАС РФ от 16.06.2009 № ВАС-6722/09). Например, суд может не усмотреть рекламы в размещении указателей с наименованием компании и графиком ее работы, если в городе такие указатели — норма (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.06.2012 по делу № А63-9593/2011).

К рекламе не относятся и указатели, содержащие только название компании, например, конструкция со стрелкой — указателем (Определение ВАС РФ от 28.02.2011 № ВАС-1749/11). Правда, в практике есть случаи, когда суд признавал рекламной конструкцией флаг с одним наименованием компании, размещенный вблизи основной информационной конструкции, также содержащей наименование компании и иные сведения (Определение ВАС РФ от 21.10.2011 № ВАС-13163/11).

Еще одним признаком рекламы может стать использование изображений(постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2010 № Ф03-8503/2010). Однако товарные знаки или средства индивидуализации не превращают вывеску в рекламную конструкцию (постановления ФАС Дальневосточного округа от 25.10.2010 № Ф03-7191/2010, Северо-Кавказского округа от 20.06.2012 по делу № А63-6017/2011, Западно-Сибирского округа от 30.07.2009 № Ф04-4507/2009(11813-А45-43)).

«Рекламный» признак: место размещения информации

Отличительным признаком вывески и рекламной конструкции также является и место ее размещения. Например, вывеску у входа в офис компании суд вряд ли расценит как рекламную конструкцию. Причем это может быть не табличка с информацией, но и, например, конструкция фасада здания (Определение ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-1930/12) или световой короб (Определение ВАС РФ от 12.10.2010 № ВАС-13232/10, постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2012 по делу № А13-8200/2011 и Центрального округа от 07.08.2009 по делу № А08-5345/2008-11).

Однако если конструкция со сведениями о компании или производимой продукции (услугах, работах) размещена вдали от входа в офис, например, на противоположной стороне здания, а у входа имеется еще и вывеска, то суд почти наверняка признает такую конструкцию рекламой (Определение ВАС РФ от 14.12.2011 № ВАС-12967). Если рекламная конструкция, дублирующая вывеску информационного характера, размещена на фасаде здания, это не сыграет существенной роли при ее квалификации в качестве рекламы (Определение ВАС РФ от 03.07.2012 № ВАС-7829/12). Также на рекламный характер конструкции указывает ее размещение в нескольких местах вдали от офиса компании, например, на нескольких световых опорах вдоль дороги (Определение ВАС РФ от 14.07.2010 № ВАС-8995/10). Но даже единственный рекламный щит, расположенный вне места нахождения компании, суд может признать рекламой (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2011 № Ф03-1530/2011 по делу № А51-8003/2010). Кроме того, на рекламный характер укажет размещение конструкции в таком месте, которое позволяет усмотреть цель привлечения внимания, например, на крыше здания (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2011 по делу № А56-27105/2010).

Читать еще:  Второй вкладыш в трудовую книжку как оформить

«Рекламный» признак: количество размещенных объектов

Количество размещенных объектов является не определяющим, но все же довольно веским аргументом в спорах о признании таких объектов рекламными конструкциями.

Так, например, компания разместила в одном месте две вывески с необходимой потребительской информацией и одну световую вывеску только с наименованием компании. Суд решил, что световая вывеска является рекламой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2012 по делу № А56-25147/201). В другом деле судьи признали рекламными размещенные на фасаде здания, а также в удаленном от него месте 28 конструкций (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.05.2010 по делу № А63-10080/2009).

Реклама на заборе

  • Можно ли размещать рекламу на принадлежащем мне заборе.
  • Как называется правильно реклама на заборах Размер баннера 6 х 1,5 метра.
  • Хочу повесить рекламу себе на забор, участок в собственности, что для этого нужно.
  • Можно ли размещать рекламу на заборе образовательного учреждения?
  • Могу ли я на своем заборе разместить баннер с рекламой услуг?
  • Законно ли разместить баннер со своей рекламой на своем заборе?
  • Можно ли размещать рекламу на школах
  • Разместить рекламу. Подскажите можно разместить рекламу на заборе Снт? если жители
  • Какие документы нужны для рекламы на заборе.
  • Забор на участке
  • Забор на земельном участке
  • Забор на участке в собственности
  • Забор на меже
  • Забор на даче

Советы юристов:

7.1. Здравствуйте.
Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ
«О рекламе»
С изменениями и дополнениями от:
18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г., 7 мая, 27 сентября, 17, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля, 28 сентября 2010 г., 5 апреля, 3 июня, 1, 11, 18, 21 июля, 21 ноября 2011 г., 20, 28 июля 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 21 октября, 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4, 28 июня, 21 июля, 4 ноября, 29, 31 декабря 2014 г., 3 февраля, 8 марта 2015 г., 3 июля 2016 г.

По требованию закона можно размещать рекламу. Есть необратимые риски.

17.1. Добрый вечер. Сначала Вам выпишут предписание, затем могут выписать штраф.
КоАП РФ Статья 14.37. Нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

Установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, —
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

18.1. Забор и гараж на частной теретории могу ли я повесить вывеску вот с таким текстом и является ли она рекламой! «Название фирмы» Удаление вмятин, Полировка, Химчистка «номер тел» ?

Нет, это реклама и есть.

21.1. Реклама бывает стационарная и временная. Различается тем, насколько быстро и надежно она смонтирована. Например, рекламный щит и баннер на доме — это стационарная реклама. Велосипед с табличкой «Кофейня 50 метров» у столба — временная.

Вся наружная реклама должна вписываться в архитектурный облик города, не портить гражданам обзор, не мешать автомобилистам, соответствовать техническим требованиям и статье 19 Федерального Закона о рекламе.

29.2. Администрация не права.
Запрещается размещение несогласованной РЕКЛАМЫ, а у Вас ОБЪЯВЛЕНИЕ. Это следует из того, что размещение рекламы регулируется законом № 38-ФЗ «О рекламе» , согласно которому Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:
5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Кроме того, если земельный участок в Вашей собственности, то право размещения внутри участка (без использования земли муниципалитета) не согласуется с администрацией не высота, ни цвет забора, ни надписи на заборе.
Можете отказываться исполнять распоряжение администрации

30.1. Здравствуйте, уважаемый Посетитель!

С отделом благоустройства Администрации и с Архитектурой.
Благодарим Вас за посещение нашего сайта и желаем Вам всего самого наилучшего.

Наружная реклама и вывеска: нюансы размещения и согласования

Задумываясь над тем, какой должна быть вывеска магазина, кафе или салона красоты, бизнесмены чаще всего обращают внимание только на особенности ее оформления: цвет, размер, текст, световое решение, практичность. Конечно, вывеска должна быть красивой, привлекать внимание и уметь доносить до потенциальной аудитории суть вашего предложения.

Но есть и другая сторона дела: правовая или административная. С точки зрения закона, наружная реклама и вывеска – это разные конструкции, и их размещение регулируется разными нормативными актами.

Чем отличаются наружная реклама и вывеска?

Если ваша вывеска, расположенная при входе в магазин или организацию сферы услуг, содержит только наименование, режим работы и адрес, то рекламой она не является, и согласовывать ее размещение нет необходимости. Не требует согласования и мобильная вывеска, в виде переносного штендера, который каждое утро выносят на улицу, а вечером заносят обратно. Размещение вывесок происходит на основании статьи 9 закона «О защите прав потребителей».

Роль вывески – только донести до неопределенного круга лиц информацию о фактическом местонахождении объекта и/или обозначить место входа в занимаемое им помещение. Исходя из этого, вывеска не может содержать никаких указаний на цены, виды товаров и услуг, предложений, акций и тому подобное.

Что касается любой наружной рекламы, то ее размещение регулирует закон № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» и нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 закона «О рекламе»).

Наружная реклама, так же, как и вывеска, будет содержать наименование объекта, но кроме этого, будет привлекать к нему посетителей. Сложность заключается в том, что закон не разграничивает четко понятие вывески и наружной рекламы, в результате чего сформировалась противоречивая судебная практика. Одна и та же конструкция может быть признана одним судом вывеской, а другим – рекламой, со всеми вытекающими последствиями (ниже мы рассмотрим ответственность за нарушение законодательства о рекламе).

Ясность в этот вопрос попыталась внести Федеральная антимонопольная служба (в письмах от 16 марта 2006 г. N АК/3512 и от 31 мая 2010 г. N АК/16754). ФАС считает, что если «целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама».

В качестве примера приведено размещение крышной установки на многоэтажном здании, где только одну из комнат арендовало игорное заведение. ФАС пришел к выводу, что этот способ размещения информации о заведении является рекламой, т.к. он не указывает явно на место нахождения объекта (конкретная комната).

В то же время, если организация занимает весь многоэтажный дом, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама, т.к. эта информация направлена на информирование о месте нахождения данного объекта.

Относительно вида вывески есть только один документ, вносящий некоторую ясность — информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37. В нем приводится понятие «уличной вывески (таблички)».

Таким образом, безопасным будет только размещение информации о магазине или организации сферы услуг на табличке при входе в объект, с указанием наименования, адреса и графика работы. Расположение остальных конструкций может оспариваться местными властями или собственником недвижимости, как рекламных.

Разрешение на размещение рекламы

Рекламные конструкции могут размещаться на зданиях или земельных участках только на основании договора с владельцем этой недвижимости. Договор на размещение наружной рекламы заключается на срок от 5 до 10 лет (в зависимости от сроков, установленных субъектами РФ).

Читать еще:  Приказ о расторжении трудового договора образец заполнения

Если эта недвижимость находится в государственной или муниципальной собственности, то право размещения рекламной конструкции надо получать через конкурс или аукцион. Непросто получить разрешение и на установку рекламы на здании жилого многоквартирного дома. Необходимо будет провести общее собрание собственников жилья, в повестке дня которого должны стоять следующие вопросы:

  • возможность размещения рекламы на крыше или стене здания;
  • выбор лица, который от имени жильцов будет заключать договор с рекламодателем;
  • условия, в том числе условия оплаты, на которых жильцы дома соглашаются разместить рекламу.

По каждому из этих вопросов должно быть принято решение не менее чем 2/3 от общего количества голосов собственников жилья.

Для получения разрешения на размещение наружной рекламы нужно обратиться с заявлением в органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 19 закона «О рекламе», к заявлению надо приложить письменное согласие собственника на размещение рекламной конструкции или протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Если же собственником является сам заявитель, такого согласия, естественно, не требуется.

Дополнительно прикладывают документы о внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции. Закон о рекламе не дает точного перечня таких документов, поэтому ими могут быть:

  • эскизный проект рекламной конструкции с указанием используемых материалов, размеров и способа крепления;
  • компьютерный монтаж с изображением рекламной конструкции на объекте недвижимости;
  • план-схема территории (или распечатка компьютерной карты) с указанием места расположения наружной рекламы.

Рекламные конструкции размещаются на территории муниципальных районов или городских округов на основании специальной схемы, которая согласовывается с главным архитектором и комитетом благоустройства города. Хотя в законе говорится о том, что местная администрация самостоятельно согласовывает выдачу разрешения с этими службами, но заявитель тоже вправе обратиться к ним за согласованием.

Итого, для размещения наружной рекламы необходимо:

  1. Получить письменное согласие собственника о размещении рекламной конструкции на принадлежащей ему недвижимости.
  2. Обратиться в органы местного самоуправления с заявлением на получение разрешения.
  3. Согласовать размещение рекламы с архитектурной службой и комитетом благоустройства города (самостоятельно или через местную администрацию).
  4. Заключить договор с собственником недвижимости, на которой будет размещать реклама.
  5. Оплатить госпошлину за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции 5000 рублей (ст. 333.33 (105) НК РФ).

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

За соблюдением законодательства о рекламе следят федеральная антимонопольная служба (ФАС) и органы местного самоуправления, причем, ФАС может аннулировать разрешение, уже выданное местной администрацией.

При выявлении рекламной конструкции, размещенной с нарушениями, эти госорганы направляют рекламодателю предписание о ее демонтаже. Если лицо, установившее незаконную рекламу, не выявлено, то предписание получает собственник недвижимости, на которой размещена эта реклама. В месячный срок после получения предписания наружная реклама должна быть демонтирована. Обжаловать в суде решение о выдаче предписания можно только в течение трех месяцев.

Установка рекламной конструкции без разрешения или ее эксплуатация с нарушением требований технического регламента влечет наложение штрафа по статье 14.37 КоАП:

  • на обычных физических лиц — от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • на руководителей организаций и ИП — от 3 до 5 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 млн рублей.

Как видите, штрафы такого размера для организации могут оказаться разорительными уже на старте бизнеса. Не рискуйте и при любом сомнении в том, является ли ваша вывеска рекламной конструкцией, обращайтесь за разъяснениями в местную администрацию.

СОГЛАСОВАНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
2. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»
3. Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Извлечение из Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»

Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций
1. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

2. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы.

3. Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

4. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

6. В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество.

7. В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом.

8. На период действия договора владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажом.

9. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также — разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 — 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции

10. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Извлечения из Приказа МВД РФ от 8 июня 1999 г. №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В целях повышения эффективности контроля со стороны Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Извлечение из Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации
Наставление определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.

III. Осуществление разрешительных функций
16. Согласование распространения наружной рекламы.
16.1. Согласование распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, а также в городских и сельских поселениях проводится руководителем службы ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах.

16.2. В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

16.3. У рекламораспространителя или рекламодателя принимаются на согласование следующие документы:
— заявление с указанием предполагаемого срока распространения рекламной информации;
— карта-схема предполагаемого места распространения наружной рекламы с привязкой в плане к ближайшему километровому столбу или капитальному сооружению и привязкой по высоте к поверхности проезжей части дороги или улицы;
— чертеж несущей конструкции и фундамента рекламного щита или указателя с узлами крепления;
— схема рекламного щита в цвете с указанием размеров предлагаемых надписей;
— схема расположения осветительных устройств с указанием параметров источников освещения, а также схему подводки электроэнергии;
— световой режим работы рекламного щита, параметры световых и осветительных устройств;
— справка, подписанная заявителем о соответствии конструкции рекламного щита, а также несущих конструкций его крепления, включая фундамент техническим нормам;
— сведения о производстве работ по устройству наружной рекламы, включая сведения о необходимости занятия проезжей части дороги или улицы, или полосы отвода дороги и необходимости временного закрытия или ограничения движения;
— информация о возможных звуковых сигналах, издаваемых рекламой, и их мощности.

16.4. Результаты согласования заносятся в журнал согласований размещения наружной рекламы (приложение 7).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector