Содержание

Как закрыть общественную организацию пошаговая инструкция

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации — фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее — НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
— в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее — Территориальное управление) следующие документы:
— уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
— решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
— протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения — 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее — Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении «нулевой» отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд — прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Читать еще:  Понятие долга в гражданском праве

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании «Гарант»).
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.

Ликвидация НКО — пошаговая инструкция в 2018 ― 2019 году

Как ликвидировать некоммерческую организацию: общие положения

Ликвидация предприятия (в том числе некоммерческого объединения) — это совокупность действий, направленных на полное прекращение его функционирования без передачи существующих у него прав и обязанностей стороннему объединению (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ НКО является юридическим лицом. Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2018 году может быть различной в зависимости от того, по каким основаниям упраздняется организация. Процедура может проводиться:

  • в добровольном порядке;
  • принудительном порядке через суд (по инициативе уполномоченных госорганов);
  • порядке банкротства (в том случае, если средств НКО недостаточно для того, чтобы погасить все задолженности, сформировавшиеся в ходе осуществления ею своей деятельности).

Основаниями для упразднения НКО на добровольной основе могут стать:

  • решение учредителей объединения;
  • достижение целей ее создания;
  • истечение закрепленного в уставных документах срока, в течение которого должна была функционировать НКО.

Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги

Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:

  1. Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  3. Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
  4. Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.

Как закрыть некоммерческую организацию — пошаговая инструкция по дальнейшим действиям

После того как кредиторы объединения были уведомлены о его грядущем упразднении, ликвидационной комиссией выполняются следующие действия:

  1. Составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о дебиторской и кредиторской задолженности НКО, а также имеющихся у нее активах (п. 3 ст. 19 закона № 7).
  2. Производятся расчеты с кредиторами НКО. Если имеющихся денежных средств не хватает для полного погашения задолженностей, реализуется принадлежащее объединению имущество. Уплата долгов производится в последовательности, определенной положениями п. 1 ст. 64 ГК РФ:
  • в первую очередь производятся расчеты с лицами, перед которыми у НКО имеются обязательства, возникшие в результате причинения вреда их жизни или здоровью;
  • во вторую очередь погашается задолженность по заработной плате;
  • в третью очередь производятся расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • в четвертую очередь удовлетворяются требования прочих кредиторов.
  1. Составляется окончательный ликвидационный баланс, который передается в отделение Минюста. Оставшиеся после расчетов с кредиторами активы идут на благотворительность или иные цели, предусмотренные уставом НКО. При невозможности использования средств на целевые нужды они направляются в счет государства (п. 1 ст. 20 закона № 7).
  2. Составляется заявление по форме Р16001. К документу прилагается окончательный ликвидационный баланс и квитанция об уплате госпошлины (ее размер составляет 800 руб.). На основании полученных документов Минюст вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности НКО. С этого момента некоммерческое объединение считается упраздненным.

Материальные обязательства участников НКО

В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура банкротства.

В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.

Для отдельных видов НКО существуют установленные исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:

  • для потребительских кооперативов — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) — в размере, установленном уставом (п. 4 ст. 11 закона № 7).

Особенности ликвидации отдельных видов НКО

Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:

  1. Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
  • нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
  • невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
  • осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
  1. Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
  • ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
  • непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
  • несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.

Образец протокола о ликвидации некоммерческой организации

Протокол общего собрания участников НКО, содержащий решение о ее ликвидации, может выглядеть следующим образом:

общего собрания участников

НКО «Центр развития личности»

10.01.2019 г. Ярославль

  1. Об избрании председателя и секретаря собрания.
  2. О ликвидации общества.
  3. О создании ликвидационной комиссии.
  4. О назначении председателя ликвидационной комиссии.
  5. Об установлении срока ликвидации.
  1. По первому вопросу — об избрании председателем собрания Гутова А. И., секретарем — Ермолина А. П.
  2. По второму вопросу — о нецелесообразности дальнейшей деятельности НКО и принятии решения о ликвидации.
  3. По третьему вопросу — о создании ликвидационной комиссии в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.
  4. По четвертому вопросу — о назначении председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
  5. По пятому вопросу — об установлении срока ликвидации до 10.07.2019.
  1. Избрать председателем собрания Гутова А. Н., секретарем — Ермолина А. П.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  2. Ликвидировать НКО.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  3. Создать ликвидационную комиссию в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.

Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.

  • Назначить председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  • Установить срок ликвидации до 10.12.2018.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  • Все вопросы повестки дня рассмотрены.

    Председатель собрания /Гутов/ А. И. Гутов

    Секретарь собрания /Ермолин/ А. П. Ермолин

    Ликвидация некоммерческой организации по решению суда

    В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.

    К числу таких органов относятся:

    • прокуратура (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
    • отделения Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
    • налоговые органы (п. 11 ст. 7 закона «О налоговых…» от 21.03.1991 № 943-I).

    С заявлением о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может обратиться только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных…» от 19.05.1995 № 82). Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НКО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов выступать с подобной инициативой не вправе. Аналогичными правами обладают отделения Минюста России.

    Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены п. 3 ст. 61 ГК РФ. Объединение может быть упразднено в судебном порядке в том случае, если:

    • достижение целей, ради которых создавалась организация, становится невозможным;
    • в ходе создания НКО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
    • НКО осуществляла деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без получения разрешительных документов;
    • НКО осуществляла деятельность, нарушающую действующие законодательные нормы (в том числе конституционные);
    • деятельность НКО не соответствует ее уставным целям;
    • существуют иные основания, предусмотренные действующими федеральными законами.

    Итак, отвечая на вопрос о том, как закрыть некоммерческую организацию, стоит ознакомиться с нормами гражданского законодательства, а также положениями закона № 7, определяющего порядок функционирования и упразднения некоммерческих объединений. Основаниями для ликвидации НКО может стать самостоятельное решение ее учредителей или решение суда, вынесенное на основании рассмотрения заявления уполномоченного госоргана (прокуратуры, налогового органа или территориального отделения Минюста). Порядок ликвидации некоммерческой организации, пошаговая инструкция по осуществлению которого приведена выше, обязателен к соблюдению объединениями всех организационно-правовых форм.

    Читать еще:  Виды отправки писем по почте

    Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен .

    Порядок ликвидации некоммерческих организаций

    В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

    Порядок ликвидации некоммерческой организации регламентируется статьями 61 — 65 ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), Федеральным законом № 7-ФЗ, иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а также в случаях определенных соответствующими законами – учредительными документами некоммерческих организаций.

    В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ликвидация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:

    принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;

    формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

    публикация сообщения о ликвидации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;

    уведомление кредиторов некоммерческой организации о ликвидации некоммерческой организации;

    составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

    осуществление расчетов с кредиторами;

    составление ликвидационного баланса;

    государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

    Согласно нормам ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

    по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

    по решению суда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

    Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. Указанные уведомления могут быть представлены некоммерческой организацией как одновременно, так и последовательно.

    В трехдневный срок уведомления о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации с приложением соответствующего решения представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган.

    На территории Вологодской области указанные документы представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее — Управление).

    В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

    В целях обеспечения размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в силу закона, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации — журнал «Вестник государственной регистрации».

    По окончанию срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

    После утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом, принявшими решение о ликвидации некоммерческой организации, в Управление представляется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, с приложением промежуточного ликвидационного баланса.

    Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:

    подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации некоммерческой организации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях;

    документ об уплате государственной пошлины;

    документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Кроме того, некоммерческая организация одновременно с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией представляет подтверждение публикации сообщения о ликвидации в органах печати.

    В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

    В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем при ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

    Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией составляет десять рабочих дней.

    Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    Формы уведомления (Р15001) и заявления (Р16001) представляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № MMВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

    Подпись заявителя на уведомлении и заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

    Ликвидация общественной организации

    Ликвидация общественной организации несущественно отличается от аналогичного процесса по отношению к любому иному юридическому лицу. Однако работа таких обществ регламентируется отдельными законными актами, что отражается и на процессе прекращения деятельности, который приобретает несколько иную форму.

    Наш адвокат по регистрации и ликвидации предприятий станет Вашим помощником и советчиком в процедуре.

    Какие бывают способы ликвидации общественной организации?

    Прежде всего нужно понимать, что такие понятия, как внесение изменений в ЕГРЮЛ при смене юридического адреса и ликвидация – понятия разные. Внесение изменений влечет за собой просто появление более актуальной информации в реестре, а ликвидация влечет за собой прекращение деятельности вообще.

    Виды закрытия фирмы:

    В зависимости от того, какие есть основания ликвидации общественной организации, выбирается один из четырех методов проведения данной процедуры. Многие из способов ликвидации общественной организации похожи на ликвидацию коммерческих юридических лиц, аналогия с ответом на вопрос как ликвидировать ИП в данном случае не может быть использована.

    1. Добровольный процесс. В данном случае необходимо принять коллективное решение, запротоколировать его и затем начинать подготовку всех необходимых документов. Это процесс достаточно длительный, однако, он является одним из самых надежных процессов для ликвидации некоммерческой организации.
    2. Ликвидация путем реорганизации. Реорганизация может быть в форме присоединения, разделения или выделения, слияния или преобразования. Такая процедура проходит достаточно редко и зачастую она связана не с целью ликвидировать общественную организацию, а с целью привести ее учредительные документы в соответствие с требованиями министерства юстиции.
    3. Альтернативное закрытие общественной организации. Это не слишком распространённый метод, как закрыть общественную организацию, поскольку он связан с дополнительными операциями. Необходимо будет найти посредника, юриста или же компанию, которая оказывает соответствующие услуги по поиску нового желающего возглавить организацию. Преимуществом такого варианта является возможность переложить большую часть полномочий на представителя, но они минимальны в сравнении с рисками, ведь процедура может показаться сомнительной сделкой, в связи с чем к организаторам могут быть применены негативные последствия вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
    4. Ликвидация общественной организации по решению суда – совсем иной случай. Это не добровольное решение, а императивное. При наличии постановления необходимо точно в срок провести все операции. В остальном же процедура также ничем не отличается от стандартной, поскольку требования предъявляются все те же. Более того, по решению суда можно ликвидировать только НКО, а та же ликвидация гаражного кооператива по решению суда состояться не может.

    ВНИМАНИЕ: все не так просто с ликвидацией организации, смотрите подробности в видео, слушайте советы адвоката, подписывайтесь на наш канал YuoTube прямо сейчас. Кстати, в комментарии к ролику Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатно ответ адвоката: профессионально и в срок.

    Порядок добровольной ликвидации общественной организации

    Добровольная ликвидация общественной организации будет состоять из нескольких основных этапов:

    • принятия решения и формирования комиссии;
    • составление необходимых документов и подача их в регистрирующий орган;
    • назначения сроков, уведомление кредиторов, партнеров, государственных органов;
    • составления промежуточного баланса;
    • расчет с кредиторами;
    • распоряжения остаточным имуществом;
    • составление ликвидационного баланса;
    • внесения изменений в ЕГРЮЛ.

    Вообще, стоит отметить, что порядок ликвидации некоммерческой организации достаточно своеобразен: он похож на порядок ликвидации коммерческого юридического лица, но имеет ряд нюансов.

    Протокол ликвидации общественной организации – это обязательный документ в пакете, который должен быть составлен максимально грамотно. Сложности могут возникнуть на этом этапе в связи с тем, что все участники фактически имеют в таком обществе равные права, но в некоторых случаях можно обойтись и собранием учредителей.

    Ликвидация региональной общественной организации проходит по аналогичной схеме, но требуется решение конференции, съезда, которые и принимали решение о создании данного общества. При этом процесс может быть, как добровольным, так принудительным, по судебному решению.

    Несмотря на то, что общественная организация не имеет своей целью получение коммерческой выгоды, она должна тщательно сверить свой баланс с контролирующими органами, уведомить всех заинтересованных третьих лиц о планируемом закрытии. С этой целью в особых изданиях заказывается официальная публикация, в которой указывается точный срок ликвидации. Если же у кредиторов возникают какие-либо претензии, они должны быть удовлетворены, а расчеты сверены до подачи данных в единый государственный реестр.

    Порядок ликвидации общественной организации путем реорганизации

    Ликвидация общественной организации путем реорганизации происходит иначе, и включает в себя:

    • принятие решения о реорганизации;
    • составление и подача соответствующих решения и уведомления в регистрирующий орган;
    • публикацию соответствующей информации в специальном вестнике (это требуется не всегда);
    • подачу нового пакета документов – он разные в зависимости от того, каким именно способом реорганизуется общественная организация;
    • внесение соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

    Так называемая альтернативная ликвидация по сути своей является передачей общественной организации под управление другим лицам. Причин тому может быть много: как пример, ее участники перестали заниматься каким-то ранее им интересным проектом, а другие люди наоборот, хотят с помощью этой организации привлечь внимание к определенной проблеме.

    Если завершение работы происходит по решению судебных органов, собрания и принятия решения не требуется. В этом случае суд самостоятельно принимает решение о ликвидации, если оно вступает в законную силу – это уже является основанием для исключения такого лице из реестра юридических лиц.

    Ликвидация общественной организации без регистрации юрлица

    Также следует учитывать, что общественная организация не всегда регистрируется как юридическое лицо, и это вполне законно. В этом случае нет необходимости вносить изменения в государственный реестр. Для всех остальных организаций это обязательный завершающий этап работ, с момента которого общество перестает существовать.

    НА ЗАМЕТКУ: Стоит также отметить еще один этап ликвидации, который используется в отношении коммерческих организаций. Так, последнее время достаточно часто происходит ликвидация ООО налоговой, и в этом различие коммерческой организации от некоммерческой: некоммерческую организацию ФНС ликвидировать не может.

    Помощь адвоката по ликвидации общественной организации

    Наши адвокаты по ликвидации некоммерческих организаций всегда помогут в процедуре: дадут совет, составят всю необходимую документацию, сдадут пакет документов в компетентные государственные органы и добьются исключения из реестра ликвидируемой общественной организации: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

    P.S.: если у Вас проблема — позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

    Читать еще:  Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

    Наше новое предложение — бесплатная консультация юриста через заявку на сайте.

    Как проходит ликвидация общественной организации

    Конституция Российской Федерации дает право каждому гражданину на создание общественных организаций. При этом не требуется согласие органов государственной власти. Также любое объединение может быть ликвидировано. В этом случае процесс подчиняется правилам ликвидации юридических лиц.

    О том, как создать, реорганизовать или ликвидировать общественное объединение, любой гражданин может узнать из Конституции России и федерального законодательства (ФЗ «Об общественных организациях»).

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Общественной организацией является объединение группы лиц на добровольной основе. Они не преследуют целей получения выгоды в ходе работы. Однако объединились они с целью защиты собственных интересов и реализации целей.

    Общественные организации могут быть в виде:

    • политических партий;
    • гражданских объединений;
    • профсоюзов;
    • других форм.

    Если организации необходимо прекратить функционирование, то это можно сделать с помощью:

    При отметке в госреестре о регистрации объединения прекращение деятельности может проводиться свободно, без дополнительных процедур. В случае добровольного прекращения деятельности проводится собрание, на котором обсуждается вопрос ликвидации.

    Существует несколько причин, согласно которым суд может вынести решение о закрытии организации.

    К ним относят:

    • нарушение прав и свобод граждан;
    • пренебрежение Конституцией РФ и законами России;
    • ведение деятельности без указания ее в уставе;
    • игнорировании недочетов, указанных органом федеральной регистрации или его отделом.

    Если выбирается альтернативный способ прекращения функционирования, то добровольно члены объединения могут выбрать реорганизацию или слияние

    Общие положения

    Решение о ликвидации должно иметь подкрепленную законом основу. Важно знать порядок ликвидации некоммерческой общественной организации, какие документы требуются для процедуры.

    Решение и документы

    Решение о ликвидации юридических лиц выносится общим собранием участников. Оно является высшим органом управления. Устав объединения оглашает порядок проведения собрания, ход голосования и количество голосов, требуемых для принятия решения.

    При подсчете голосов не нужно обязательное одобрение всех участников голосования. Достаточно, чтобы 2/3 голосовавших были за ликвидацию.

    Все действия заносятся в протокол и отражаются в соответствии с планом повестки. По окончании заседания подписывается решение, которое и будет направляться в госреестр.

    Согласно регламенту собрания должна быть избрана комиссия по ликвидации или ликвидирующее лицо. Если начался процесс закрытия, то именно они руководят объединением. При этом лицо или комиссия могут установить срок и порядок закрытия.

    На начальном этапе процесса ими делается сообщение в средствах массовой информации о прекращении деятельности объединения.

    При извещении госреестра о прекращении деятельности, ликвидатору необходимо написать заявление и подготовить пакет документов.

    Также проводится оповещение:

    • Министерства юстиции;
    • Налоговой службы;
    • Фонда социального страхования;
    • Пенсионного Фонда;
    • Службы занятости (для объединений с большим количеством работников).

    Обязательным условием является заполнение бланка уведомления, который должен быть представлен в различные учреждения.

    При этом необходимы формы документов:

    • о начале ликвидации;
    • о выборе ликвидатора или комиссии;
    • об утверждении промежуточного баланса;
    • о государственной регистрации по поводу ликвидации.

    Также к заявлению должны быть приложены дополнительные бумаги, подлинники или заверенные копии.

    К подлиннику решения о ликвидации должны прикладываться копии:

    • устава;
    • свидетельства о налоговой регистрации;
    • ИНН;
    • выписки из единого госреестра юридических лиц;
    • паспортов членов комиссии по ликвидации.

    Необходимо подать промежуточный баланс. По завершению подготовки документов предоставляются баланс по ликвидации и квиток об оплаченной госпошлине.

    Правовые основы

    Деятельность общественных организаций регламентирована Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом №82. Они же предусматривают и порядок создания, регистрации и ликвидации некоммерческих структур.

    Любые объединения имеют равные права и обязанности, предусмотренные законодательством. Также равенство наблюдается между руководством и членами организации. Членство доступно как для физических, так и для юридических лиц, достигших 18-летнего возраста.

    Руководство должно осуществляться выборным органом. Он контролирует соблюдение прав членов общества и подлежит ответственности за свои действия.

    Среди обязательных требований к общественной организации выделяют наличие устава. Они оставляют за собой право иметь символику.

    Регистрация общества осуществляется на добровольной основе. Однако если члены ОО хотят получения статуса юрлица, то без процедуры занесения в реестр не обойтись.

    Добровольные некоммерческие организации включают в себя:

    • политические партии;
    • общественные движения массового характера;
    • отделения профсоюза и др.

    Они осуществляют свою деятельность без влияния государства. При этом в своей работе они равняются на конституционные принципы свободы, гласности, законности.

    Пошаговая инструкция ликвидации общественной организации в 2020 году состоит из следующих пунктов:

    Оговорки при ликвидации общественной организации

    Существуют некоторые тонкости в процессе ликвидации общественного объединения. Они обусловлены тем, что могут существовать спорные моменты, запреты. В некоторых случаях ликвидация проводится фирмами-посредниками.

    Разделение ООО на два предприятия: пошаговая инструкция приведена по ссылке.

    Фирма-посредник

    Иногда документы по деятельности учреждения или бухгалтерскому учету невозможны для рассмотрения членами организации. В некоторых случаях учредитель не имеет желания, возможностей или достаточных знаний для ликвидации объединения. На помощь могут прийти специалисты, оказывающие услуги в этой сфере.

    Фирмами-посредниками может быть подготовлен план по прекращению деятельности объединения за определенную плату.

    Они могут предложить несколько вариантов процесса:

    • Самым простым способом ликвидации является закрытие организации, которая уже больше года не осуществляет свою деятельности. В этом случае инициатива поступает от Министерства юстиции.
    • Организация, стремящаяся к ликвидации из-за долгов, может быть признана банкротом. В этом случае процедура носит законный характер.
    • Если долгов не имеется, то используется стандартный план прекращения деятельности. Процедура проводится в течение 4–6 месяцев.
    • При ликвидации с реорганизацией или сменой руководства происходит передача власти и документов в руки других людей. Часто к такому способу прибегают нарушители законодательства.

    Важно помнить, что фирмы-посредники лишь оказывают помощь в подготовке процесса ликвидации. Вся ответственность по-прежнему лежит на руководстве объединения.

    Оспаривание

    Запущенный процесс ликвидации остановить невозможно. Но в некоторых случаях разрешено внести изменения в ходе процедуры прекращения деятельности.

    Это можно сделать до внесения в Единый госреестр юридических лиц отметки о ликвидации организации. До этого момента региональное объединение или политическая партия могут считаться действующими согласно ст. 63 Гражданского Кодекса РФ.

    При рассмотрении дел арбитражными судами политика аналогична. Они не выступают за принудительное прекращение деятельности организации.

    Обязательная ликвидация по суду может наступить только в случае, если будут обнаружены серьезные нарушения. Кроме того, закон не регламентирует порядок отмены решения о прекращении деятельности, вынесенного на общем собрании.

    Несмотря на это, необходимо позаботиться о внесении отметки в ЕГРЮЛ. Также можно не доводить процедуру ликвидации до конца, не предоставляя баланс или заявление.

    Оспаривание ликвидации законодательством разрешено.

    Предусмотрен порядок его проведения в случае:

    • добровольного решения о прекращении деятельности;
    • принудительной ликвидации по постановлению суда.

    Среди оснований для оспаривания выделяют нарушение прав кредиторов, которые не были оповещены о желании закончить деятельность объединения посредством публикации в СМИ. В случае несогласия с решением суда также может начаться процедура оспаривания.

    Процесс производится в суде.

    Также необходимо приложить следующие документы:

    Заявление о признании ликвидации недействительной или приостановлении процесса может поступить от лиц, права которых нарушили в ходе прекращения деятельности

    Запрет на деятельность общественного объединения может быть наложен в соответствии со статьей 44 ФЗ «Об общественных объединениях».

    Выделяют некоторые основания, которые могут привести к ликвидации в этом случае:

    • Если нарушаются права и свободы граждан организацией или ее членами, то может быть наложен запрет.
    • Ликвидация может наступить вследствие игнорирования или нарушения Конституции РФ, законов на ее основе, федерального или другого законодательства. Также запрет накладывается при несоблюдении устава объединения.
    • Если в деятельности организации Министерством юстиции или территориальным органом были выявлены нарушения, то они должны быть устранены. В противном случае организацию можно ликвидировать.

    Рассмотрение дела может производиться:

    • верховным судом республики;
    • краевым судом;
    • областным судом;
    • судом города федерального значения;
    • судом автономной области;
    • судом автономного округа.

    Если ликвидируется международное или общероссийское объединение, то заявление в суд подает Генеральный прокурор РФ или Министерство юстиции. На уровне субъектов такая возможность имеется у прокурора региона и территориального органа федерального органа государственной регистрации.

    Если объединение желает обжаловать решение суда, то право предоставляется на основании:

    • Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
    • Гражданского процессуального кодекса РФ.

    При отмене решения о ликвидации государство должно возместить все убытки объединению. Средства для возмещения берутся из казны РФ, региональной и муниципальной казны.

    Причины устранения

    Ликвидация организации как юридического лица может быть произведена при:

    • грубых нарушениях, которые отмечаются еще на этапе создания объединения;
    • ведении деятельности, запрещенной законами России;
    • отсутствии лицензии на осуществляемую деятельность (образовательную, медицинскую);
    • нарушениях прав и свобод гражданина, законодательства государства.

    Существуют некоторые особенности прекращения деятельности религиозных объединений по решению суда.

    К ним относят:

    • нарушение безопасности и порядка в обществе;
    • действия, приравненные к экстремистскими;
    • склонение людей к разрушению семьи;
    • посягательство на права и свободы личности;
    • нанесение морального и физического вреда при помощи гипноза, наркотиков, психотропных препаратов, развратных действий;
    • доведение до самоубийства и отказ от медицинской помощи при тяжелом состоянии ввиду религиозной принадлежности;
    • введение запрета на образование;
    • принуждение к отказу от имущества в пользу объединения;
    • насильственный запрет на выход из организации;
    • призыв к нарушению законодательства.

    Политические партии ликвидируются по общим для некоммерческих организаций причинам.

    Но выделяют и другие факторы, влияющие на прекращение их деятельности:

    • действия экстремистской направленности;
    • включение партии в органы госвласти, местного самоуправления, ВС РФ, правоохранительную систему;
    • вмешательство в образовательную систему;
    • вхождение в партию членов, количество которых недостаточно для ее существования.

    Особенности ликвидации имеют фонды. Инициаторами прекращения их деятельности могут быть только органы государственной регистрации или учредители фонда. Решение выносится судом.

    Среди причин, по которым может быть ликвидирован фонд, выделяют:

    • недостаточность имущества;
    • недостижимость целей организации и невозможность их изменений;
    • уклонение от основных целей по уставу.

    Для ликвидации организации необходимо изучить нормативно-правовые акты, которые определяют порядок прекращения деятельности в зависимости от типа объединения.

    Выходное пособие при ликвидации организации предназначено для социальной защиты уволенных сотрудников в строгом соответствии с нормами Трудового Кодекса.

    Примерный расчет стоимости ликвидации ООО приведен тут.

    Чем полезен официальный сайт АСВ в процессе ликвидации банковских учреждений? Читайте в этой статье.

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
      • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
      • Регионы — 8 (800) 222-69-48

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector