Содержание

Имеет ли право управляющая компания повышать тарифы

ВС РФ признал законной индексацию платы по договору управления МКД «на инфляцию» без решения общего собрания собственников

Арбитражные суды признали за управляющей МКД организацией право ежегодно повышать размер платы за содержание и ремонт жилья на индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ без проведения общего собрания собственников (далее также – ОСС), если возможность такой индексации установлена договором управления; и отменили предписание ГЖИ о перерасчете платы (без учета индекса). Верховный Суд Российской Федерации отказался пересматривать указанные постановления (Определение ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 301-КГ18-22044).

Орган жилнадзора исходил из того, что размер платы за содержание и ремонт был определен общим собранием собственников в 2011 году и с тех пор – собранием же – не менялся. При этом договор управления на случай, если ОСС не примет нового решения об утверждения платы, предусматривал вполне определенный механизм индексации установленной ранее платы на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги. Однако, по мнению жилнадзора, УК все равно не вправе была в одностороннем порядке индексировать размер платы за содержание и ремонт. (отметим, что данная правовая позиция чрезвычайно широко представлена в судебной практике, например, определение ВС РФ от 24 декабря 2018 г. № 308-КГ18-21774, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 февраля 2018 г. № Ф01-6500/17, постановление АС Волго-Вятского округа от 13 июля 2018 г. № Ф01-2620/18, постановление АС Волго-Вятского округа от 3 августа 2018 г. № Ф01-2809/18, постановление АС Северо-Западного округа от 13 сентября 2018 г. № Ф07-9776/18 и другие).

Однако здесь суды сочли, что увеличение УК размера платы за содержание и ремонт на основании договоров управления при отсутствии решения ОСС помещений об изменении такой платы – в рассматриваемом случае – не нарушает требований действующего законодательства:

  • плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем таковое в соответствии с требованиями законодательства, а её размер, согласно ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса, определяется на общем собрании собственников помещений в МКД, с учетом предложений управляющей организации, и устанавливается на срок не менее чем один год;
  • при этом согласно п. 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления МКД должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
  • отсюда следует, что фиксированная стоимость размера платы за содержание и ремонт указывается в договоре только на момент заключения договора. При этом такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года, но в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой порядка (методикой) определения (расчета) стоимости стоимость может индексироваться – при наличии указанных в договоре оснований, в частности, например, учитывая уровень инфляции;
  • собственники помещений МКД, приняв подобное решение и заключив договор управления, фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги в случае отсутствия решения собственников помещений об утверждении размера платы за содержание жилых помещений МКД;
  • индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ, на который УК применительно к рассматриваемым обстоятельствам увеличивала размер платы за содержание и ремонт, официально публикуется в общем доступе на официальном сайте Росстата. Следовательно, каждый собственник помещений в МКД имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД с учетом процента темпа роста инфляции;
  • значит, применяемый управляющей компанией в рассматриваемом случае расчет платы является ясным и понятным, не требующим каких-либо специальных познаний;
  • наконец, указал суд, наличие в договоре управления МКД условия об индексации размера платы не лишает собственников помещений права на утверждение размера этой платы на последующий период на ОСС, с учетом предложений УК.

Кроме того, суды прислушались к мнению муниципалитета (часть квартир в спорном МКД находится в муниципальной собственности), который – в качестве собственника помещений –подтвердил обоснованность применения УК предусмотренного договорами управления ежегодно расчета размера платы.

ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу органа жилнадзора, указал, что собственники – приняв соответствующее решение ОСС, оформленное протоколом, и заключив договор управления с такими условиями – фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации. Установление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.

Итог: в пересмотре судебных актов по делу в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ было отказано.

Отметим, что это первое определение ВС РФ в поддержку возможности УК индексировать размер платы без решения ОСС, если возможность установлена договором управления. Более того, совсем недавно ВС РФ вновь пришел к противоположному выводу (определение от 11 января 2019 г. № 309-КГ18-23161). Напомним, что Минстрой России признает за управляющими МКД организациями право на индексацию размера платы, если соответствующая оговорка есть в договоре управления.

Незаконность повышения платы за содержание жилья управляющими организациями в одностороннем порядке

Материал основан на практическом опыте работы автора, в результате которой собственникам сотен квартир были произведены перерасчеты платы за содержание жилья. Если у Вас возникла подобная ситуация или возникли вопросы по представленному материалу, Вы можете обратиться за консультацией к автору за получением разъяснений в онлайн-чате.

В этой статье мы разберем следующие темы:

Работы необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества

В соответствии с требованиями ст.161 Жилищного Кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников к предоставлению коммунальных услуг.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества установлен Постановлением Правительства РФ № 290 и включает в себя следующие работы:

  • по содержанию конструктивных элементов многоквартирного дома;
  • по содержанию инженерно-технического оборудования;
  • по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества-тамбуров, холлов, коридоров, лифтовых площадок и лифтовых кабин, лестничных площадок и маршей; по содержанию мест сбора твердых коммунальных отходов;
  • по содержанию земельного участка входящего в состав общего имущества;
  • обеспечение устранения аварий на внутридомовых инженерных системах.

Перечень работ, необходимых для каждого конкретного дома, определяется с учетом таких факторов как: степень физического износа многоквартирного дома, этажность, материал конструктивных элементов, наличие и характеристика внутридомового инженерного оборудования и технических устройств, наличие придомовой территории и расположенных на ней объектов, относящихся к общему имуществу.

Расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома

Взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в ст.ст.30, 39 Жилищного Кодекса РФ, ст.ст.210, 249 Гражданского Кодекса РФ, п.28 Постановления Правительства РФ № 491, устанавливают для собственников помещений обязанность несения расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Расходы устанавливаются в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме исходя из перечня, состава и периодичности выполняемых работ и включают в себя:

  • расходы на текущий ремонт конструктивных элементов;
  • расходы на содержание и текущий ремонт внутридомового инженерного оборудования и технических устройств;
  • расходы на обеспечение санитарного состояния многоквартирного дома;
  • расходы на благоустройство и обеспечение санитарного состояния придомовой территории.

Такие расходы должны быть установлены исходя из среднерыночной стоимости работ и услуг и должны быть экономически обоснованы. При расчете экономического обоснования учитываются расходы на оплату труда, содержание машин и механизмов, на топливо и смазочные материалы, ремонт и техническое обслуживание машин и механизмов, приобретение инвентаря, приобретение строительных и иных материалов (моющие, дезинфицирующие средства и пр.), привлечение специализированных организаций (вывоз твердых бытовых отходов, дератизация и дезинсекция подвалов и чердаков и пр.), в расчет также включается прибыль управляющей организации.

Расходы собственника квартиры по содержанию и ремонту общего имущества

Размер платы за содержание и ремонт общего имущества, для каждого собственника помещения устанавливается соразмерно его долям в праве общей собственности на это имущество. На практике, доля участия в общих расходах по содержанию такого имущества, определяется для каждого собственника площадью занимаемого им помещения.

К примеру, сумма содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома площадью 10 000 квадратных метра, составляет 1 000 000 рублей в год. Содержание одного квадратного метра будет соответственно составлять1 000 000 / 10 000 =100 рублей в год, что в месяц составляет 100/12 = 8,33 рубля. Если квартира собственника имеет площадь скажем 50 квадратных метров, ежемесячная плата для него составит 50 х 8.33 = 416.5 руб.

Незаконные действия управляющей организации по повышению платы за содержание жилья

Многие управляющие организации практикуют ежегодное повышение в одностороннем порядке платы за содержание жилья с 1 июля или позже, ссылаясь на данные Росстата по инфляции. Следует отметить, что ссылка на данные по инфляции, являющиеся по своей природе статистическими данными, не может быть принята во внимание, поскольку не является правоприменительным актом и не может служить законным основанием для увеличения управляющей компанией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на величину инфляции.

Инфляция не означает непременный рост всех цен в экономике: цены на отдельные товары и услуги могут повышаться, понижаться или оставаться без изменения, скажем цены на предметы роскоши, автомобили, объекты недвижимого имущества, во время инфляции снижаются. Применение таких статистических данных требует предоставления убедительных экономических обоснований, подтверждающих влияние инфляции на себестоимость работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

В этом случае управляющей компанией должна быть проведена необходимая работа по определению степени негативного влияния инфляции на осуществляемую ею предпринимательскую деятельность. После чего управляющая компания обязана предоставить собственникам квартир экономически обоснованные доказательства необходимости увеличения платы за содержание и ремонт общего имущества дома для последующего утверждения нового размера платы общим собранием.

Зачастую управляющие компании, в обоснование повышения платы ссылаются на решения региональных органов власти о повышении тарифов на коммунальные услуги. Однако работы по содержанию жилья к коммунальным услугам не относятся и государственному регулированию не подлежат. Размер такой платы вытекает из условий договора управления и как было указано выше может быть изменен решением общего собрания собственников. Единственная услуга подлежащая государственному регулированию, которая входит в состав работ по содержанию жилья-это сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Как правило, стоимость такой услуги повышается на 6% в год. На основании данного обстоятельства управляющие компании, якобы обоснованно, повышают размер платы за содержание жилья, также на 6%. На самом деле, стоимость вывоза мусора составляет в среднем 3р/1кв.м. жилья(6% =0.18р.), и вот на эти 18 копеек, управляющая компания может повысить размер платы за один квадратный метр жилья. В тоже время, плата за содержание жилья в среднем 20 руб/1кв.м. жилья (6%=1,08р.), т.е. плата повышается на 1,08 руб/1кв.м. Если площадь квартиры составляет 50 кв.м., размер платы за жилье повышается на 54 рубля ежемесячно (50 х 1.08 = 54р). Вот такая нехитрая арифметика.

Правовая оценка действий управляющей организации по повышению платы за содержание жилья в одностороннем порядке

Решение об увеличении собственникам платы за содержание и ремонт общего имущества является необоснованным и незаконным по следующим основаниям:

Из смысла данной нормы следует, что собственники помещений учитывают, т. е. принимают во внимание предложения управляющей компании. Указанная норма не устанавливает обязанности для собственников утверждать плату за содержание и ремонт жилья в размере, предложенном управляющей компанией, равно как и обязанности согласования решений общих собраний с управляющей компанией. Более того, любое согласование решения собрания, являющегося свободно выраженным волеизъявлением граждан, незаконно, поскольку направлено на ограничение их конституционных прав. Следует также отметить, что ссылка на данные по инфляции, являющиеся по своей природе статистическими данными, не может быть принята во внимание, поскольку не является правоприменительным актом и не может служить законным основанием для увеличения управляющей компанией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на величину инфляции.

Из содержания норм, предусмотренных ч.4 ст.450, ч.3 ст.1, ч.3, ст.307 вытекает, что в том случае, если договором управления предусмотрено условие, предоставляющее управляющей организации право на одностороннее изменение цены договора, она должна пользоваться этим правом добросовестно, не нарушая ожидания собственников.

Аналогичной позиции придерживается ВС РФ. Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 22 от 27.06.2017 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» установлено, что

Учитывая то обстоятельство, что по своей правовой природе договор управления является договором возмездного оказания услуг, отношения по нему регулируются главой 39 ГК РФ, и применяются законы о защите прав потребителей, иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

В соответствии со ст.33, Закона Р Ф, № 2300−1 от 07.02.1992 г.,

В случае отсутствия у управляющей организации возможности исполнять договор управления за установленный общим собранием размер платы, управляющая организация имеет возможность защитить свои интересы путем расторжения договора управления.

Из всего изложенного вытекает, что повышение платы за содержание жилья без предоставления экономически обоснованных доказательств необходимости ее увеличения, без обсуждения и утверждения общим собранием собственников нового размера такой платы, незаконны и необоснованны. До предоставления затребованной выше информации, обсуждения и утверждения общим собранием собственников нового размера платы за содержание и ремонт общего имущества дома собственники дома оставляют за собою право оплачивать данную услугу в размере, установленном до его повышения управляющей организацией.

Порядок действий в случае повышения размера платы за содержание и ремонт жилья управляющей организацией в одностороннем порядке

С целью предотвращения такого повышения платы за указанную услугу, необходимо ежегодно, в срок до утверждения органами власти новых тарифов (до 1 июля), утверждать размер такой платы решением общего собрания собственников. Поскольку такое решение собственников затрагивает интересы управляющей компании, ее необходимо письменно известить, с указание даты, времени и места проведения собрания.

Не рекомендуется утверждать плату в размере меньшем того который действовал на момент принятия решения. В таком случае от собственников могут потребовать экономические обоснования такого понижения. Лучше всего утвердить на следующий год тот размер платы, который существует на момент принятия решения.

Решение собрания необходимо оформить протоколом в двух экземплярах. Один экземпляр подлежит передаче в течении 10 дней в управляющую компанию, лицом инициировавшим собрание. Второй экземпляр протокола должен хранится в месте определенном решением этого собрания.

В случае, если управляющая компания, игнорируя решение собственников повысит плату за содержание жилья, необходимо направить в Управление Государственного Жилищного Надзора (УГЖН) соответствующую жалобу, предъявив предварительно требование к управляющей компании. Как правило, УГЖН по такой жалобе проводит в отношении управляющей компании внеочередную проверку и выдает предписание о начислении платы в соответствии с решением общего собрания. Также собственники вправе предъявить иск в суд.

Если собственники не провели общее собрание и не приняли размер платы, это не является основанием для управляющей компании для повышения платы в одностороннем порядке, даже если договором управления предусмотрено условие, предоставляющее ей такое право.

В таком случае необходимо предъявить управляющей организации требование о начислении платы в размере действовавшем до повышения. Если управляющая компания откажет или не ответит в течение 30 дней на предъявленное требование, необходимо направить в УГЖН соответствующую жалобу.

Как устанавливаются тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества и другие услуги?

Большинство граждан никогда не думали о том, как происходит формирование тарифов за услуги ЖКХ. Люди привыкли получать квитанции и оплачивать их, иногда возмутившись от очередного увеличения суммы.

Бывают случаи, когда стоимость повышается абсолютно необоснованно, и чтобы избежать обмана, каждый человек должен разбираться и чётко понимать, как происходит формирование тарифов за коммунальные услуги.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Виды работ и единицы измерения

Все жители многоквартирных домов ежедневно потребляют различные ресурсы (вода, газ, электроэнергия и т. д.). Также сам объект и придомовая территория постоянно нуждается в обслуживании (уборка снега, вывоз мусора, уборка подъездов, услуги лифта и т.д.). За каждый вид работы и оказанной услуги необходимо заплатить.

Все жилищные услуги измеряются определёнными единицами. К примеру, если на воду установлен счётчик, то она измеряется в кубометрах. Электроэнергию измеряют в киловаттах. Каждой единице присвоена определённая стоимость, которую и называют тарифом. Следовательно, тариф – это система ставок оплаты (цена) за какую-либо единицу предоставляемой услуги.

Тарифы управляющих компаний на содержание общего имущества и ремонт: как их устанавливают?

Определение и установление тарифов основывается на перечне предоставляемых работ и услуг. Расчет тарифов управляющих компаний на содержание и ремонт жилого объекта основывается на подробном списке услуг и работ. На практике основная часть управляющих компаний (УК) формирует виды работ и услуг внутри компании, а жильцам оглашают уже общий размер платежа.

В таких ситуациях, жители не могут проконтролировать в полной мере повышают ли платеж или нет. Кроме того, каждая управляющая компания обязана взять на себя ответственность за состояние общедомового имущества в доме (факт выявленных нарушений может повлечь за собой штраф при проверке жилищной инспекции), но, к большому сожалению, в большинстве случаев обязанности выполняются не в полном объёме (как бороться с УК и что делать, если она не выполняет взятые на себя обязательства, мы рассказывали здесь).

Перечень работ и услуг, которые направлены на ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме (МКД), а также алгоритм любых возможных изменений этого списка прописаны в соглашении по управлению и являются основными его условиями (статья 162 ЖК РФ). Полный список всех работ и услуг утверждается на общем совете жителей МКД.

Кроме указанных правовых актов, основанием для создания перечня работ и услуг является Приложение №2 Правил проведения органов самоуправления отбора УК на конкурсной основе, которое утверждено ПП №75 от 06.02.06 года.

Законодательство РФ регламентирует о том, что перечень работ и оказания услуг должен формироваться для каждого МКД отдельно, при этом должны учитываться его особенности. Соответственно, и оплата для конкретного дома будет сформирована по-разному.

Собственники МКД имеют право предложить свой вариант размера оплаты. При этом сумма должна быть обоснована и направлена на обеспечение рентабельности управляющей организации. Если компания новая на рынке и только начинает свою деятельность, то очень важным моментом для неё является формирование сметы и плана себестоимости работ и услуг.

Для формирования себестоимости необходимо руководствоваться следующими правовыми актами:

  1. Рекомендациями по нормированию труда сотрудников, занимающимися ремонтными работами и содержанием жилищного фонда (Приказ Госстроя №139 от 09.12.99 года); – Методическими рекомендациями финансового обоснования тарифов на содержание и ремонт (Приказ Госстроя №303 от 28.12.2000 года).
  2. Рекомендациями, которые касаются нормирования материальных ресурсов на содержание и ремонт (Приказ Госстроя № 191 от 22.08.2000 года).

Также, в качестве помощи, УК могут использовать другие различные пособия и рекомендации, которые не входят в состав нормативных документов, а также программы, предназначенные для определения себестоимости работ и оказания услуг отдельного многоквартирного дома. Дополнительно в этой области работают консалтинговые компании, занимающиеся услугами по предоставлению тарифов и их обоснованием.

Нормы существуют только на коммунальные услуги, которые предоставляются жителям. Регламентируется это пунктом №15 Правил о предоставлении коммунальных ресурсов.

Управляющие компании не обязаны рассчитывать оплату за содержание и ремонт МКД, ориентируясь только на расходах за эти услуги.

В законе не прописано, что УК не имеют права делать наценку. Поэтому все управляющие организации делают наценку на стоимость услуг подрядчиков. Чтобы права потребителя не были нарушены, цена за каждую отдельную услугу, оказанную неудовлетворительно, должна быть пересчитана соответствующим образом в меньшую сторону.

Как проверить ЖКХ?

Как жители МКД могут самостоятельно проверить тарифы на услуги управляющей компании и ЖКХ? Для этого необходимо обратиться в УК и сделать запрос на предоставление документации, которая подтвердит выполнение определённых работ и оказанных услуг.

Управляющая организация обязана предоставить исчерпывающие ответы на все вопросы и весь сопутствующий пакет документов. Если УК отказывается предоставлять запрашиваемую информацию, то за это предусмотрена административная ответственность (статья 5.39 КоАП).

О порядке предоставления и раскрытия информации УК по запросу собственников МКД мы рассказывали тут.

Могут ли управляющие компании повышать тарифы?

Имеет ли право управляющая компания повышать тарифы самостоятельно? Нет! Любые изменения могут быть зафиксированы только после проведения общего собрания собственников МКД (статья 156 ЖК РФ). Если УК всё-таки решит изменить тарифы без согласия жителей МКД на общем собрании, то этот факт является нарушением закона.

Что делать, если УК завышает тарифы? В таком случае следует немедленно обратиться в прокуратуру и районную жилищную инспекцию.

Также собственники могут не вносить излишне начисленную плату. Однако, если УК заверяет о повышении издержек на стоимость услуг, то это не является мотивом обвинять организацию в мошеннических действиях.

Необходимо попросить документальное подтверждение этому факту, а также спокойно обсудить каждый момент на общем совете жильцов. Существует большая вероятность того, что повышение тарифов вполне обосновано.

Подводя итоги, можно отметить, что утверждая тарифы, важно не забывать о партнёрстве УК и собственников МКД. Обеим сторонам должно быть выгодно, поэтому необходимо найти компромиссное решение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Имеет ли право управляющая компания повышать тариф на содержание жилья?

Определение оплаты за проведение ремонтных работ и содержание помещений, предназначенных для проживания, выполняется с учетом статьи 156 Жилищного кодекса РФ. Плата по содержанию определяется в объеме, который гарантирует должный уровень содержания имущества, относящегося к общему в многоквартирном доме, в порядке, обозначенном статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Имеет ли право УК поднимать плату за содержание жилья

Множество жильцов, получив квитанции, обращают внимание на увеличение тарифов по услугам, связанным с содержанием жилья и текущим ремонтом. Компании, уполномоченные на управление домом, данное положение объясняют просто – правительство подняло тарифы по коммунальным услугам.

Но насколько законно действуют УК, повышая цены на коммунальные услуги, основываясь на правительственном постановлении?

Давайте обратимся к Жилищному кодексу РФ (пункту 4 статьи 154). В структуру оплаты за коммунальные услуги входит оплата за ХВС/ГВС, водоотведение, газо-, электроснабжение (вместе с предоставлением баллонного газа бытового назначения). Сюда же включено отопление (вместе с поставкой твердых топливных элементов, если отопление печное).

Утверждение тарифа на содержание и ремонт жилья: ЖК РФ.

Может ли управляющая компания повысить тарифы, читайте тут.

В пункте 7 статьи 156 Кодекса установлено, что объем оплаты по содержанию и проведению ремонта жилых помещений, размещенных в многоквартирных домах, где имеются товарищества владельцев, жилищный кооператив или же специальный кооператив потребительского направления, должен быть определен на общем сборе владельцев помещений, размещенных в подобном доме, проводящемся в порядке, который установлен ст. ст. 45-48 действующего Кодекса. Плата по услугам ремонта/содержания помещений в доме должна быть определена, учитывая предложения УК, на период от одного года.

Лишь у совета, созданного в МКД, есть полномочия по принятию решений, касающихся пересмотра тарифов на указанные услуги и прочие расходные статьи, фигурирующие в общем содержании общедомового имущества.

А сейчас просто полюбопытствуйте в УК, на каких основаниях была поднята оплата по содержанию и текущему ремонту. Также у вас есть право истребования копии запротоколированного общего собрания владельцев, где принималось такое решение.

Получив протокол, спросите у владельцев соседних квартир, кто давал разрешение на увеличение оплаты за услуги содержания жилья/текущего ремонта. Конечно, управляющая компания может в рамках рекомендации предложить определенный уровень тарифа, однако, никак не установить его единолично, без ведома жильцов.

УК при проведении общего собрания владельцев помещений, необходимо в полной мере обосновать изменения в плате за содержание жилья. В пункте 2 статьи 157 сказано, что УК не имеет права установления тарифов на предоставляемые коммунальные услуги.

В данном пункте говорится о том, что расчет объема оплаты за коммунальные услуги, предусматриваемые ч. 3 ст. 154 Кодекса, производится по тарифам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, определяемым законом.

Государственные полномочия по определению тарифов, обозначенных данной частью, могут делегироваться ОМС в соответствии с порядком, предусматриваемым законодательством РФ.

И ни одного упоминания о том, что УК имеет право самостоятельного установления тарифов. В соответствии с ЖК РФ, владельцы жилых помещений и совет, созданный в МКД, относятся к основе власти в отношении проведения текущего ремонта/содержания жилья.

УК относится к наемным работникам, и именно жильцам принадлежит право определения условий, при соблюдении которых УК могут работать.

Сейчас ситуация несколько изменилась. Все складывается таким образом, что именно жильцы прислушиваются к требованиям УК, а не наоборот. Конечно, это можно изменить, то только жильцы должны проявить здесь инициативу. Следует поинтересоваться насчет протоколов собраний и принятых на них решений.

Истребуйте соглашение между УК и жильцами. Кроме того, у жильцов есть полное право требования от УК отчетности по затраченным финансам – ведь вы интересуетесь тем, на что потрачены ваши деньги.

Жильцы вправе получить услуги надлежащего качества и контролировать использование вносимых за услуги средств. Всегда нужно знать, кому производится оплата и за что именно.

Что входит в содержание жилья

Каждый месяц нам приходят квитанции для оплаты ЖК услуг, но много ли потребителей хотя бы раз задали вопрос: что может подразумевать под собой пункт, обозначенный в документе под «оплатой за содержание жилья».

Российское законодательство говорит нам о том, что начисление по оплате за содержание жилья происходит при соблюдении положений Жилищного кодекса РФ. Это обозначение упоминается в статье 154.

В структуру оплаты должна быть включена стоимость, начисляемая за содержание и ремонт (капитальный/текущий) в многоквартирном доме. Если в пункте ремонта, проводимого в жилом доме, все предельно ясно, то при упоминании управления/содержания дома, возникает масса вопросов, по крайней мере, у простого жильца.

Какие виды работ включены в структуру услуги содержания имущества, размещенного в МКД:

  • Проведение осмотра имущества в доме представителями организаций, которые являются ответственными за обеспечение безопасности жизни/здоровья проживающих в многоквартирном доме лиц, учитывая пункт 13 статьи 154 Жилищного кодекса РФ;
  • Организация освещения во всех расположенных в жилом доме общеиспользуемых помещениях;
  • Проведение уборки, а также гигиенических и санитарных мероприятий в помещениях общей эксплуатации, и на территориях, прилегающих непосредственно к жилому дому, входящих в структуру имущества для общего использования;
  • Контроль температурного уровня и нормы влажности, установленных в общих помещениях с учетом законодательных правил и норм;
  • Обеспечение норм, связанных с пожарной безопасностью в жилом многоквартирном доме;
  • Контроль и обеспечение своевременности вывоза ТБО/ЖБО и прочих отходов с территории у дома (вместе с мусором, который накапливается в процессе занятия индивидуальным предпринимательством и деятельности организаций, чьи офисы располагаются в нежилых помещениях дома);
  • Сезонное использование объектов, относящихся к элементам благоустройства дома, входящих в структуру общедомового имущества (вместе с озеленением прилегающих к дому территорий);
  • Выполнение ремонтных работ (капитальных/текущих) в жилом доме.

Перечисленные пункты являются лишь основой структуры услуг, оказание которых жильцам, проживающим в многоквартирном доме, предусматривается такой статьей как «содержание жилья». Со всем списком услуг с указанием множества подпунктов можно ознакомиться, просмотрев статью 154 ЖК РФ.

Для того чтобы перечень оказываемых услуг приобрел юридическую полноту, необходимо составить протокол, с проставлением в нем подписей обеих сторон (документ должны подписать представители жильцов дома и конкретная УК).

Весь перечень тарифов по содержанию жилья должен согласовываться с владельцами жилых помещений в доме. Часто бывает так, что УК обходят законодательные требования, единолично устанавливая тарифы, не проводя при этом общих собраний жильцов.

У каждого владельца жилья в подобном доме есть полное право проверки тарифов, которые непосредственно формируют цены за оказываемые услуги.

К несчастью, переплаты по тарифам, дело довольно распространенное. Так, каждый из жильцов оплачивает ежемесячно суммы по услугам, которые на самом деле не предоставляются совсем или предоставляются, но не полностью.

Если окажется, что общее собрание владельцев помещений не было проведено, то следует взять на себя инициативу организации срочного созыва собственников. УК не может выразить отказ от законодательно предусмотренного проведения собраний, инициированных жильцами.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Повышение тарифа на содержание и ремонт жилья в 2019 году

Не каждый жилец многоквартирного дома во время оплаты счетов углубляется в особенности такого пункта, как «содержание и текущий ремонт здания». В общем смысле эта категория подразумевает устранение неполадок, что мешают комфортному проживанию. Также в нее включается проведение всех необходимых ремонтных работ, которые осуществляются с целью поддержания надлежащего внешнего вида всех общих помещений. Каждый владелец обладает законным правом предоставления ему информации о тарифах, значение которые повысится в 2019 году.

Имеет ли право управляющая компания повышать тариф на содержание жилья?

Управляющая компания обязуется следить за общим состоянием помещений в многоквартирном доме, предотвращать износ имущества и, в случае необходимости, проводить соответствующие данной конкретной ситуации ремонтные работы. Также представители организации ответственны за выполнение регулярных санитарных проверок на протяжении всего эксплуатационного периода. Полный перечень услуг с их особенностями содержится в «Методическом пособии по ремонту и содержанию жилфонда».

Управляющая компания не имеет законного права самостоятельно изменять какие бы то ни было тарифы на содержание жилья. Оплата за содержание здания устанавливается в размере, который утвержден требованиями законодательства.

Также в соответствии со статьей №156 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение предложений по регулированию расценок на коммунальные услуги находится в компетенции общего собрания собственников здания. Любые изменения в тарифах либо дополнительные платежи, которые управляющая компания вводит без одобрения общего собрания собственников квартир, рассматриваются как нарушение закона. В такой ситуации необходимо обратиться в муниципальную жилищную инспекцию и прокуратуру. До вынесения окончательных решений данных органов жильцы могут попросту не вносить плату сверх утвержденного ранее тарифа.

С 1 января 2019 года тарифы на квартплату будут меняться дважды. Первый раз — в январе, второй — в июле. Причина внезапного и досрочного повышения объясняется увеличением ставки налога на добавленную стоимость в России. Закон о повышении НДС с 18 до 20 процентов был подписан президентом Путиным в августе 2018 года. В отсутствии дополнительных инфляционных факторов это подразумевает увеличение стоимости большинства товаров и услуг в стране на 1,7%.

Считается, что в настоящее время тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства обоснованы, и цены на них не являются коммерческими. После повышения НДС у поставщиков коммунальных услуг также возникли сложности с уплатой налога, так как денег на оплату НДС по повышенной ставке попросту не хватало. По этой причине управляющие компании и поставщики услуг света, газа и тепла обратились с просьбой пересчитать и тарифы ЖКХ. Результатом стало повышение тарифа на содержание и ремонт жилья в 2019 году.

В январе 2019 года все тарифы ЖКХ во всех регионах России повышаются на один и тот же процент — 1,7%. Никакой дифференциации не предусмотрено, что и понятно в силу специфики этого повышения. Январская индексация направлена только на компенсацию разницы ставки налога на добавленную стоимость. С 1 июля будущего года тарифы дополнительно проиндексируют еще на 2,4%. Это средний по стране процент, таблица по регионам разнится и выглядит намного сложнее.

Порядок установления тарифа на содержание и ремонт жилья

Расценки денежных средств на содержание и ремонт общего имущества жильцов проводятся с учетом размера площади, которую занимает каждый собственник. Доля каждого владельца будет равна процентному отношению от общего метража всех имеющихся на содержании управляющей компании помещений. В зависимости от установленных стандартов по каждой конкретной квартире начисление платежа производится с помощью перемножения указанной доли на тарифную ставку. Итоги арифметических действий подобного рода являются суммой оплаты в квитанции.

Расчетами занимаются представители управляющей компании. Жителям квартир следует заранее внимательно изучить все пункты и особенности соглашения, чтобы знать, на что уходят их деньги. В 2019 году стоимость содержания общего имущества в многоквартирном доме будет определяться в первую очередь перечнем и периодичностью ремонтных работ.

Для планирования себестоимости работ и услуг управляющие компании руководствуются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Рекомендации по нормированию труда работников, которые заняты содержанием и ремонтом жилищного фонда (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 09 декабря 1999 года под № 139);
  • Методические рекомендации финансового обоснования тарифов по содержанию и ремонтным работам в жилищном фонде (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 28 декабря 2000 года под № 303);
  • Рекомендации относительно нормирования материальных ресурсов по содержанию и ремонтным работам в жилищном фонде (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 22 августа 2000 года под № 191).

Огромное количество управляющих организаций считают необходимым для себя планировать конкретные виды и объемы работ, объявляя при этом только общий размер платежа. При подобных обстоятельствах выходит, что сособственники многоквартирного дома не в состоянии полноценно проконтролировать расходы. В условиях неустановленной периодичности совершения конкретных ремонтных работ очень сложно придерживаться установленных на определенные затраты норм.

Для формирования тарифного плана управляющей компании необходимы технико-экономическая информация о здании. Чем детальнее будут предоставленные данные, тем более точным получится итоговый тарифный план. В интересах собственников и жильцов МКД обеспечить представителей управляющей компании точными материалами, ведь в противном случае при расчетах будут использованы примерные, зачастую сильно увеличенные показатели.

Как рассчитать тариф?

При расчете тарифа учитываются ресурсы, которые уходят на содержание здания. Это электроэнергия на освещение подъездов и фасадов домов, уборка придомовой территории и подъездов, покраска стен, текущий ремонт и прочие расходы на поддержание дома в хорошем состоянии.

Процент индексации не зависит от места жительства или особенностей коммунальной услуги. Для вычисления текущего тарифа необходимо умножить действующий на сегодня план на 1,017 или прибавить на калькуляторе 1,7% от суммы.

Например, за один кубометр холодной воды жители Москвы платили 38,06 рублей, после индексации 2019 года эта сумма выросла до 38,70 рублей. Если в 2018 году киловатт электричества в столичном доме стоил 5,38 рублей, то в 2019 году он увеличится до 5,47 рублей. Раньше отопление в столице стоило 2279,95 рублей за 1 ГКал тепла, новый тариф изменил данную сумму до 2318,59 рублей.

Принцип подсчета всегда один и тот же. Можно взять любую коммунальную услугу в любом городе страны и легко выяснить ее стоимость с 1 января 2019 года, прибавив 1,7%. Можно поступить еще проще — вычислить общие расходы на коммунальные платежи и прибавить к ним необходимый процент.

Составляющие элементы платы за содержание и ремонт многоквартирного дома:

  • Финансовые средства, которые были потрачены на обслуживание общих помещений;
  • Штрафы за несвоевременную выплату земельных налогов на содержание и ремонт инженерных коммуникаций;
  • Поддержание санитарных норм в общих помещениях и на территории придомового участка;
  • Оплата труда сотрудников управляющей компании и подрядных организаций;
  • Содержание информационных баз данных и иных вспомогательных систем, которые позволяют систематизировать и хранить все материалы, связанные с проведенными работами.

Размер регулирования или изменения тарифного плана, который предлагает управляющая многоквартирного дома, должен иметь обоснования. Его предназначение в обеспечении рентабельности организации. При условии, что управляющая компания лишь выходит на рынок управления жилищным фондом, для нее довольно важно сформировать наиболее оптимальный план по себестоимости работ, что по факту означает составление смет.

Как оспорить повышение тарифа на содержание жилья УК?

Оплата за содержание и ремонт в многоквартирном жилом помещении считается результатом соглашения между сторонами управления МКД. Представители управляющей компании не имеют права в одностороннем порядке, то есть не обсудив это с собственниками здания, заниматься установлением или изменением тарифов. Данные требования закреплены в положениях Постановления ФАС СЗО от 17 декабря 2009 года по делу № А66-5611/2009.

В соответствии с пунктом 7 статьи №156 Жилищного законодательства, владельцы квартир имеют право сами регулировать предложенные управляющей компанией тарифные ставки на предоставляемые услуги. Как хозяин помещения в многоквартирном доме, любой человек вправе инициировать общее собрание собственников с целью изменения тарифа на содержание. Это приоритет, которым каждый жилец имеет право пользоваться на законных основаниях.

На собрании жильцов может быть произведено самостоятельное вычисление предварительных расчетов. При выявлении явных завышений платежей и требований уплаты тех услуг, которые так и не были предоставлены управляющей компанией, жильцы и собственники многоквартирного дома имеют право потребовать новую тарификацию. На этом основании устанавливаются поправки к существующему договору на оказание услуг, и управляющая компания обязуется изменить оплату.

Собственники должны понимать, что тарифы нельзя сменить в любой момент – они будут действовать в течение года, и только по окончанию отчетного периода могут быть внесены поправки по новым платежам. Когда жильцы сталкиваются с фактом завышения со стороны управляющей компании цен на тарифы, необходимо обратиться к представителям УК с заявлением о перерасчете коммунальных платежей. Управляющая компания обязана рассмотреть предоставленное заявление и принять решение. Когда признается факт ошибки со стороны УК, ответ будет положительным. Лишние финансовые средства будут возвращены либо перечислены в счет будущих платежей. Заявление составляется в двух экземплярах. Также его можно отправить заказным письмом с описью о вложении.

Когда ответ от управляющей компании является отрицательным, жильцам следует написать заявление с жалобой в жилищную инспекцию. Вместе с жалобой необходимо приложить все заключенные соглашения, а также доказать сам факт обращения в УК. В качестве доказательства выступает уведомление о получении письма или завизированный секретарем управляющей компании второй экземпляр заявления в том случае, если заявление вручалось лично.

Представители жилищной инспекции должны будут провести проверку. Если факт нарушения будет подтвержден, то управляющей компании придется выплатить значительный штраф. Если Жилищная инспекция будет бездействовать, то собственникам придется обратиться в прокуратуру или суд.

При обращении в суд или прокуратуру будет лучше все действия фиксировать документально. При обращении следует оперировать полезными пунктами в законодательстве. Все тексты должны быть предельно точными и не иметь эмоциональной окраски.

Читать еще:  Приказ предупреждение о нарушении трудовой дисциплины образец
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector