Имеет ли право ресурсоснабжающая организация начислять ОДН

ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между водоканалом и УК по поводу взыскания с последней задолженности за услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирных домах (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3279).

УК категорически отказывалась платить, опираясь на следующие умозаключения:

  • лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
  • по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
  • договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
  • при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
  • однако в рассматриваемом случае — в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
  • следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать «общедомовую» холодную воду не обязана.

Арбитражные суды двух инстанций полностью поддержали УК и отказали водоканалу.

Однако ВС РФ не мог согласиться с указанными выводами. Он обратил внимание на следующее:

  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2017 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Противоположная позиция, ошибочно поддержанная судами, сводится, по существу, к полному освобождению УК от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям п. 4 ст. 1, ст.ст. 10, 544 ГК РФ.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕ ВПРАВЕ НАЧИСЛЯТЬ ПЛАТУ ЗА ОДН НЕПОСРЕДСТВЕННО ЖИЛЬЦАМ

В редакцию пришло письмо от нашего постоянного читателя Юрия Алексеевича Филатова.

Тема – беспредел в ЖКХ. Юрий Алексеевич возмущён наглым обиранием населения – только так, по его мнению, и можно определить начисление ОДН за электроэнергию. Филатов пишет:

За себя и за того парня?

«Раньше, кроме квартирных приборов учёта – электросчётчиков, устанавливались (обычно в подвалах многоэтажек) приборы учёта, фиксирующие расход электроэнергии, потребляемой на освещение подъездов, подвалов и т.д. Население расплачивалось за эту «внеквартирную» электроэнергию по графе «техобслуживание».

Куда подевались эти счётчики при воцарении нашего коммунального беспредела – неизвестно. Зато хорошо известно, что поставлены общедомовые приборы учёта, которые фиксируют количество электроэнергии, поступившей на тот или иной дом. Разницу между поступившей и оплаченной электроэнергией оплачивают жильцы.

То есть, добросовестные плательщики вынуждены оплачивать все хищения электроэнергии и должников. Зачем работать управляйке и энергетикам, когда можно просто содрать деньги за все эти «издержки производства» с тех, кто честно платит? И большую часть добросовестных плательщиков составляют как раз пенсионеры, которые вынуждены рассчитываться с энергетиками за то, что не потребляли, за чужое воровство и безалаберность!

Есть ли совесть у монополиста? Почему ДЭК не установит счётчики по учёту электроэнергии, расходуемой в нежилых помещениях? Почему я должен со своей пенсии платить за себя и «за того парня»? Призываю свободненцев – не оплачивайте ОДН за электроэнергию, потому что эта плата взимается незаконно!».

Вот такое эмоциональное послание мы получили от Юрия Филатова, который, напомним, является специалистом в области ЖКХ и не один десяток лет проработал в коммунальных предприятиях города. Юрий Алексеевич предлагает радикальное решение вопроса – не оплачивать ОДН.

Читать еще:  Шумовые работы в будние дни по закону

Прав ли он, или это просто эмоции, которые не имеют никакого отношения к Закону и Порядку? Попробуем разобраться.

Как известно, энергоснабжающая организация — ДЭК, являясь монополистом в сфере оказания услуг энергоснабжения, в принудительном порядке выставляет счета на оплату за пользование электроэнергией в виде общедомовых нужд (ОДН). Юрий Филатов (и не только он) считает это очередным грубейшим нарушением прав граждан в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Действительно, в квитанциях за оплату электроэнергии, направляемых жильцам, появились дополнительные суммы — ОДН. Специалисты поставщика электроэнергии объясняют, что этот платёж обусловлен необходимостью восполнения затрат в виде разницы между показаниями общедомового счётчика и суммарного объёма потреблённой электроэнергии по показаниям всех квартирных счётчиков многоквартирного дома. То есть, оставшийся объём электроэнергии, который не входит в оплату жильцами, но учитывается по показаниям общедомового счётчика, распределяется между собственниками квартир.

Но есть ли вообще правовые основания для начисления затрат на ОДН? И если есть, когда они появились и каким документом регламентированы?

ДЭК – не исполнитель!

В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307, коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов на основании п.п. 2 и 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса и п. 3, 6 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг.

В п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено, что электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг, а исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Исполнителем может быть управляющая организация, ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно письму Минрегионразвития РФ от 20.03.2007 № 4989-СК/07 «О применении п. 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307», когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом. Ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

Не надо обирать население!

Таким образом, управляющие организации, осуществляющие управление МКД, являясь исполнителями, обязаны заключать договоры на поставку электрической энергии, необходимой для предоставления коммунальной услуги — электроснабжения, с ресурсоснабжающей организацией. И бремя расходов за пользование электроэнергией на ОДН с поставщиком электроэнергии, прежде всего, должна нести управляющая компания. Раньше так и было. Но позднее управляйки стали отказываться от заключения (пролонгации) договоров на возмещение затрат на ОДН. И ДЭК стал выставлять счета жильцам МКД.

Мы уже писали, и ещё раз отметим, что энергоснабжающая компания, как ресурсоснабжающая организация, не имеет никакого отношения к содержанию общедомового имущества, в состав которого, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, входит электрическое оборудование. Не отвечая за качество и не поддерживая электрические сети МКД, ресурсоснабжающая организация не сможет обеспечить предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Соответственно, и начислять оплату за расходы на ОДН непосредственно жильцам энергоснабжающая организация не вправе. Возмещение этих затрат должно осуществляться через управляющие организации.

При нежелании управляйки идти на заключение договоров на возмещение затрат на ОДН, такие вопросы энергоснабжающая компания должна решать в суде, без обременения граждан дополнительными расходами. Однако с населения эти средства собрать куда проще, не так ли?

Заметим также, что квартирные приборы учёта электроэнергии не могут учитывать долю потреблённой или расчётной электроэнергии ОДН каждой отдельной квартиры. На сегодняшний день нет нормативно-правовых актов и договоров, заключённых с энергоснабжающей организацией, на основании которых жильцы имели бы обязанность вносить незаконно начисленные монополистом денежные поборы за ОДН.

Методы расчёта с нарушением правил

Итак, исходя из вышеизложенного делаем вывод: энергоснабжающая организация не вправе начислять оплату за расходы на ОДН непосредственно жильцам, а должна получать плату за эти расходы от управляющей организации. Управляющая организация должна самостоятельно нести бремя расходов на ОДН либо распределять эти расходы жильцам в соответствии с действующими нормативами либо иным образом по решению собственников жилья.

А теперь посмотрим судебную практику. Жильцы не обязаны оплачивать электроэнергию на освещение мест общего пользования и общедомовые нужды в тех объёмах, которые навязывают сбытовые компании – таков главный вывод из результатов судебного разбирательства в Орле. Жительница этого города Галина М. не платила за электроэнергию в местах общего пользования с апреля 2010 по март 2013 года, и суд подтвердил её правоту, оценив применяемые методы расчёта электроэнергии для мест общего пользования как не вполне законные.

В мае 2013 г. Орловский энергосбыт обратился в суд, предъявив Галине претензию на 2 522,04 руб. И, казалось бы, абсолютно выигрышное дело было им проиграно – сообщают СМИ города Орёл. При этом суд Советского района в своём апелляционном определении подчеркнул: «Очевидно, что применяемые истцом методы расчёта… производились с нарушением правил».

Галина М. доказала, что счета выставлялись «среднепотолочные», основанные не только на показаниях приборов, но и на так называемой «замещающей» информации, каковой является либо норматив, либо среднемесячное потребление. Как пояснил суду Орловский энергосбыт, он был вынужден так делать, поскольку не все жильцы сообщают о потреблённых ресурсах (то есть вовремя платят). При этом доказать, что заявленные (оплаченные) показания всегда соответствовали измеренным, истцы не смогли. Хотя именно это – основа основ правильного расчёта платы!

Апелляционная инстанция не стала входить в положение монополиста и оставила решение без изменения: «Довод об отсутствии у „ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт“ объективной возможности получить измеренные показания индивидуальных приборов учёта… не влияет на вывод суда, так как оправдывает расчёт платы за коммунальную услугу, производимый в нарушение действовавших Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Применяемые истцом методы расчёта…приводили к несправедливому распределению неоплаченной электроэнергии между добросовестными плательщиками».

Сначала – порядок, потом – плата!

Интересный совет мы нашли на просторах Интернета. Если не платить за ОДН, энергетики начисляют на сумму задолженности пеню. Чтобы лишить их такой возможности, необходимо принести в энергосбыт заявление, в котором и сообщить ретивым монополистам, что до решения суда оплачивать неправомочно рассчитанный ОДН вы отказываетесь.

Ведь, как сейчас говорят, фишка в том, что, устанавливая счётчики на ОДН, по Закону энергосбыт обязан был письменно обратиться ко всем собственникам квартир и получить у них письменное согласие на установку такого счётчика. Как показывает практика, счётчики энергосбыт устанавливает самовольно, то есть, незаконно. Расчёт электроэнергии по незаконным счётчикам недействителен.

Пусть сначала «сборщики дани» наведут порядок в электрохозяйстве дома, и лишь потом – с вашего согласия, введут счётчик на ОДН в законную эксплуатацию!

Читать еще:  Трудовой договор с электромонтером образец

И самое главное – мы не обязаны платить за всех злостных неплательщиков и воришек. То есть – за себя и за того парня, как пишет Юрий Филатов! И судебная практика это подтверждает.

Кто должен оплачивать ОДН: управляющая компания или собственники?

Собственники жилого дома организуют и ведут деятельность по хозяйству. Они имеют право переложить на специализированные организации львиную долю обязательств. Разновидностью таких обязанностей являются общедомовые нужды.

Что входит в ОДН?

Под общедомовыми нуждами понимаются услуги, которыми пользуется не отдельно взятый владелец, а все собственники.

В ОДН входят следующие компоненты:

  • свет в подъезде и других общедомовых местах;
  • электричество, потребляемое домофоном;
  • работа лифта;
  • поливка газонов или мытье подъездов;
  • горячая вода в батареях общедомовых территорий.

Нужды разнообразны. Главным образом они представлены потребностью в освещении и водоснабжении. Сюда входит и обслуживание лестничных проемов, подвалов и чердаков.

Плата за ОДН обеспечивает весь дом. На практике имеет место пренебрежение такими услугами со стороны управляющих компаний. Организации халатно относятся к своим обязанностям. Как результат: снижение качества оказываемых услуг и увеличение бессмысленных расходов. Ранее в ОДН включались и перерасходы энергии. Теперь они относятся к оплате за жилье.

К общим нуждам не относятся антенны, кабели и различные пристройки. За них платит собственник.

Кто должен оплачивать ОДН?

Нормативная основа, регулирующая вопрос оплаты:

  • Ст. 210 ГК РФ. Жилец должен содержать объект недвижимости;
  • Ст. 39 ЖК РФ. Собственники обязаны платить сумму, пропорциональную размеру доли в
  • многоквартирном доме;
  • ПП №354. Потребитель ЖКХ платит за услуги отдельно.

Обязанность по оплате ОДН лежит на собственниках многоквартирного дома. Так говорит закон. Тем не менее, здесь есть особенность. Собственники обязаны платить за общедомовые нужды только в случаях, когда затраты не превышают установленных нормативов.

Если расходы за ОДН превышают установленные нормы, то обязанность по оплате лежит на управляющей компании. Причем организации погашают только разницу между показателями счетчиков и нормативами. Основной массив в любом случае выплачивают собственники.

На практике такое решение приняло Правительство РФ. Теперь в квитанциях ОДН выведены отдельной строкой. Это дало возможность ряду УК злоупотреблять полномочиями: компании нередко приписывают плату за общедомовые нужды сверх квартплаты.

Владельцы нежилых объектов (помещений) также обязаны платить за ОДН. Это прямо предусмотрено законодательством. У правила есть исключения. Если договором с УК предусмотрено, что платить за нужды обязана организация, то ответ однозначен. Собственники могут использовать такую возможность при заключении соглашения: отдельным пунктом прописать, что плату за ОДН вносит УК.

На деле существует и другая ситуация: отдельные собственники берут на себя обязанность по обеспечению общедомовых нужд. В таком случае платить обязаны они.

Расчет оплаты ОДН

Уплата нужд зависит от того, имеется ли общедомовой счетчик. Если прибор установлен, то весь расчет производится следующим способом:

  • снимаются показания;
  • суммируются показания всех индивидуальных счетчиков;
  • вычисляется величина индивидуальных приборов учета из данных общедомового устройства.

К примеру, общий счетчик показывает 3 000 кубометров воды. Сумма индивидуальных показания составляет 2 800 кубометров. Разница будет 200 кубометров. Это первичные показания.

Обратите внимание: результатом может стать отрицательное число. Это означает, что фактическое потребление меньше нормативного. В такой ситуации производится перерасчет по средней величине всех квартир жилого дома.

Далее необходимо узнать общую площадь жилых помещений. Производится деление первичных показаний на площадь. Таким образом рассчитывается ОДН на 1 кубометр. Чтобы узнать ОДН, который приходится на отдельно взятую квартиру, необходимо площадь жилого помещения умножить на величину общедомовых нужд на 1 кубометр.

При отсутствии счетчика применяются нормативы, которые утверждаются на региональном и муниципальном уровне совместно. При этом используются повышающие коэффициенты, зафиксированные в Постановлении Правительства №354.

Должна ли УО оплачивать сверхнормативный ОДН

Допустим, за свет жители дома платят напрямую РСО, между ними заключён договор ресурсоснабжения. Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ признал такие отношения законными и сказал, что работают они до истечения срока их действия или до того, как одна из сторон откажется исполнять договор.

Ресурсоснабжающая организация выставляет плату за сверхнормативный ОДН управляющей организации. Сегодня мы расскажем, имеет ли она право так делать и должна ли УО оплачивать сверхнорматив.

Не должна, если она не исполнитель КУ

В подобной ситуации договор между УО и РСО не заключён, это законно. Так разрешил делать Минстрой РФ. Он указал, что прямые договоры, которые потребители КУ заключили с РСО до 30 июня 2015 года, продолжают действовать, а отсутствие между РСО и управляющей организацией не считается лицензионным требованием.

Сперва нужно разобраться, кто в этом случае будет исполнителем коммунальных услуг.

Согласно п. 8 ПП РФ от 06.05.2011 N 354 исполнителем коммунальных услуг в МКД может выступать управляющая организация или ресурсоснабжающая организация.

Управляющая организация становится исполнителем КУ с даты:

  • указанной в решении общего собрания собственников помещений в МКД о выборе УО,
  • заключения договора управления МКД,

но не раньше даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, который УО заключила с РСО (п. 14 Правил N 354).

До этой даты РСО в качестве исполнителя начинает предоставлять коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в МКД (пп. «б» п. 17 Правил N 354). Эту позицию подтверждает Верховный суд РФ в решении от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 и в Обзоре судебной практики от 24.12.2014.

Верховный суд говорит: управляющая организация не может предоставлять потребителям коммунальные услуги, пока не заключит договор с РОС. Функции исполнителя в таком случае выполняет РСО.

Мнение Верховного суда поддерживает Минстрой РФ. Ведомство отмечает, что без договоров ресурсоснабжения, заключённых с РСО, УО, ТСЖ или кооператив не могут быть исполнителями коммунальных услуг.

Поэтому в примере, который мы привели в начале статьи, исполнитель коммунальных услуг – ресурсоснабжающая организация. Вот как это будет выглядеть на схеме:

Должна, если есть договор с РСО

Чтобы начать выставлять в адрес УО сверхнормативный объём ОДН РСО должна заключить договор с УО. Для этого либо потребители, либо РСО должны отказаться от действующих прямых договоров.

Например, РСО сперва должна расторгнуть договоры с потребителями. Односторонний отказ от исполнения договора одобряет Гражданский кодекс РФ – нужно просто уведомить другую сторону (ст. 450.1 ГК РФ).

Отказ от исполнения договора должен быть точным, недвусмысленным и не предполагающим различных толкований. Другая сторона должна понять, что РСО не намерена далее исполнять принятые на себя обязательства и желает их прекратить.

Отказом от договора ресурсоснабжения между потребителями и РСО можно считать следующие ситуации:

  • собственники выбрали новый способ управления и возложили на новую УО/ТСЖ полномочия по предоставлению коммунальных услуг,
  • РСО и УО подписали договор ресурсоснабжения на покупку всего объёма коммунального ресурса.

Порядок заключения договора между УО и РСО

Чтобы так и было, нужно внимательно прочитать требования к порядку и форме заключения договора ресурсоснабжения между УО и РСО, и к существенным условиям заключения подобных договоров. Они определяются в соответствии с ГК РФ, положениями Правил N 124.

Читать еще:  Семейные правоотношения понятие признаки элементы

РСО, владеющая коммунальным ресурсом, который подаётся в МКД без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, может направить УО оферту о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к оферте проекта договора (п. 10 Правил N 124). РСО заранее подписывает проект договора

Договор считается заключённым с момента, когда РСО получит от управляющей организации подписанную оферту (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Это же подтверждает п. 15 Правил N 124: договор ресурсоснабжения вступает в силу в день, когда его подпишет вторая сторона.

Договор можно считать заключённым, если стороны достигли согласия по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными считаются условия:

  • о предмете договора;
  • которые названы в законе или других правовых актах как существенные;
  • условия, соглашения по которым хочет достичь одна из сторон договора.

Перечень существенных условий для договора ресурсоснабжения определяют п. п. 17–18 Правил N 124. Это следующие условия:

  • вид коммунального ресурса,
  • дата начала поставки,
  • показатели качества,
  • порядок определения объёмов коммунального ресурса,
  • порядок определения цены договора на коммунальный ресурс,
  • порядок определения стоимости коммунального ресурса,
  • порядок оплаты,
  • условие о разграничении ответственности сторон,
  • порядок взаимодействия сторон.

Для чего нужны требования к существенным условиям договоров? Чтобы не допустить неопределенность в правоотношениях сторон и предупредить разногласия по поводу исполнения обязательств по договору (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 12444/12 по делу N А32-24023/2011).

Такой же вывод сделал Арбитражный судом Северо-Кавказского округа от 26.01.2015 по делу N А32-22372/2014. Суд отказал РСО во взыскании с управляющей организации платы за период до заключения договора ресурсоснабжения.

Хотя у РСО есть все возможности заключить договор ресурсоснабжения с УО, на практике многие забывают это сделать и сразу начинают выставлять счета на оплату сверхнормативного ОДН. Такая ситуация неправомочна.

  1. РСО может требовать с управляющей организации оплату сверхнормативного ОДН только когда между ними заключён договор.
  2. Чтобы начать выставлять в адрес УО сверхнормативный ОДН, потребители или РСО должны отказаться от действующих прямых договоров.
  3. Положения Правил N 124 дают ресурсоснабжающей организации все возможности заключить договор с управляющей организацией и даже принудить УО к подписанию такого договора.
  4. Если РСО не предпринимала попыток заключить договор ресурсоснабжения с управляющей организацией, требовать оплату она не имеет права.

Автор – Елена Шерешовец, директор СРО управляющих недвижимостью «КИТ», заведующая кафедрой «РосКапСтрой» при Минстрое РФ, член Экспертного совета при Комитете по энергетике Государственной Думы РФ, сотрудник Экспертной группы Центра управления жилищно-коммунальным хозяйством для информационно-аналитического сопровождения реформирования и модернизации отрасли ЖКХ в России в РАНХиГС при Президенте РФ. Ксения Терлецкая

Полезная статья?

Поделитесь с коллегами и друзьями

Допустим, за свет жители дома платят напрямую РСО, между ними заключён договор ресурсоснабжения. Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ признал такие отношения законными и сказал, что работают они до истечения срока их действия или до того, как одна из сторон откажется исполнять договор.

Ресурсоснабжающая организация выставляет плату за сверхнормативный ОДН управляющей организации. Сегодня мы расскажем, имеет ли она право так делать и должна ли УО оплачивать сверхнорматив.

  • Имеет ли право рсо начислять пени на одн за электроэнергию.
  • Как доказать РСО неправильное начисление ОДН, в частности по электроэнергии.
  • Имеют ли право РСО выставлять сверхнормативные ОДН?
  • Правила начисления за одн электроэнергия в мкд
  • Основания требования по уплате коммунальных услуг по одн в многоквартирном доме рсо.
  • ОДН
  • Общедомовые нужды
  • Одн год
  • Одн в жилых домах
  • Одн дома

Советы юристов:

7.1. ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую.

Компенсация морального вреда указана в ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
И по пошлине — посмотрите ст. 17.

18.2. Здравствуйте, Ольга
Ну и что нет договора? Это не имеет значения.
За потребляемые услуги нужно в любом случае платить

Желаю Вам удачи и всех благ!

21.1. Мы являемся РСО в сфере ЖКХ. Подскажите при отсутствии прямых договоров с УК кому предъявляется ОДН, но УК присутствуют, или нужно заключить с УК договор на возмещение ОДН. Договора с нами на поставку ресурса заключать отказывыются.

Все вопросы через общее собрание собственников жилья.

22.1. Не совсем понятен смысл вопроса
переуступка о чём?
и как она связана с правилами начисления (взимания) ОДН с 01.01.2017 г. по Федеральному закону от 29.06.2015 N 176-ФЗ
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Если переуступка старых долгов (до 01.01.2017 г.) перед РСО — я думаю вполне законна. Это практикуется (РСО продают долги коллекторам с дисконтом. При этом дисконт видимо заложен в тариф заранее — поэтому они в проигрыше не остаются)

Если после 01.01.2017 г. (включая ОДН) то я думаю — нет.
так как после 01.01.2017 г. ОДН должен входить в состав СОД
но ни кто толком не знает и не может объяснить
(даже Жил-Инспекция) как это всё будет выглядеть:
как начислять
как взимать
кто и кому должен платить (за ОДН)
как повышать или не повышать тариф на СОД и ТР в связи с включением в него ОДН
на что относить убытки УК по ОДН?
почему только УК а не РСО должно нести убытки по ОДН
в случае если исполнителем коммунальных услуг для потребителей является не УК а РСО

кое-что разъяснено в Письмах Минстроя
от 30 декабря 2016 г.
№ 45097-АЧ/04
№ 45098-АЧ/04
№ 45099-АЧ/04
но вот толком — как исчислять тариф на СОД и ТР с учётом включения в него ОДН
и почему убытки относятся только на УК как исполнителя но не относятся на РСО как на исполнителя коммунальных услуг ни кто толком объяснить не может.

23.1. Решение Верховного Суда РФ от 12.10.2016 N АКПИ 16-779

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2016 г. N АКПИ 16-779
Изменения исключают обязанности собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на оплату объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, превышающего объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в случае, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета и собственниками помещений, выбравшими непосредственный способ управления таким домом, не принято решение о распределении такой разницы между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, а также допускают возложение на ресурсоснабжающую организацию несение бремени таких расходов.

Оспариваемые положения нормативного правового акта не могут рассматриваться как имеющие правовую неопределенность, поскольку однозначно запрещают предъявление потребителям коммунальных услуг к оплате стоимости сверхнормативного объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в расчетном периоде, в котором образовался такой сверхнормативный расход.

24.1. Здравствуйте.
Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (с изменениями и дополнениями)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector