Содержание

Имеет ли право прокурор возбуждать уголовные дела

Участие прокурора в уголовном процессе

Состязательность сторон – главный принцип уголовного судопроизводства. В связи с тем, что большая часть уголовных дел является делами публичного характера, обвинение в них осуществляется государственными представителями.

Уголовные дела возбуждаются в следствии, расследования проводятся в дознании, утверждаются дела прокуратурой, только после этого поступают в суд. По УПК РФ государственное обвинение представляет прокурор.

Прокурор в уголовном процессе доказывает виновность подсудимого, который по умолчанию признается невиновным до тех пор, пока не будет доказано иное. Этот статус называется презумпцией невиновности.

В чем заключаются основные полномочия прокурора, и в чем заключается его процессуальная роль, расскажем далее.

Прокуратура в действующих лицах

Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия.

Это определение содержится в специальном ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1, в котором кроме того прописаны основные задачи деятельности прокурора, условия его службы и структура государственной прокуратуры страны.

Прокурор – это ключевая фигура в уголовном процессе. Он задействован на всех стадиях расследования преступления, за ним всегда остается последнее слово во всех вопросах, кроме вынесения приговора. Этим занимается исключительно судья.

Структура Прокуратуры выглядит следующим образом:

  • Генеральная Прокуратура России;
  • Прокуратуры субъектов РФ;
  • Военные и иные специализированные Прокуратуры;
  • Научные и образовательные организации;
  • Редакции печатных изданий;
  • Прокуратуры городов и районов.

Органы Прокуратуры, не входящие в единую систему Прокуратуры страны, не могут действовать на ее территории.

Генеральный Прокурор страны исполняет следующие функции:

  • Издание обязательных для исполнения инструкций, распоряжений и указов, регулирующих деятельность работников Прокуратуры;
  • Устанавливает штатную численность и структуру отделений Прокуратуры;
  • Назначает на должности и освобождает от них ректоров и проректоров организаций науки и образования Прокуратуры;
  • Несет ответственность за исполнение тех задач, которые возложены на сотрудников Прокуратуры.
  • Внутри отдельной городской или областной Прокуратуры также действует своя иерархия, во главе которой стоят начальники Прокуратуры.

    Главный прокурор, прокурор, старший помощник прокурора или младший помощник прокурора – все эти звания приобретаются сотрудниками в процессе опыта их работы. Они имеют погоны, по которым легко можно определить их действующее звание.

    Работники прокуратуры обязаны носить служебную форму. Их светло-голубые рубашки, темно-синие брюки, юбки и пиджаки легко узнаваемы.

    Работать в Прокуратуре — это значит состоять на государственной службе. К кандидатам на службу предъявляются серьезные требования: высшее юридическое образование, отсутствие судимостей у них самих и их родственников.

    Для утверждения на должность необходимо пройти аттестацию в комиссии, созданной областной прокуратурой.

    Полномочия прокурора по стадиям уголовного процесса

    Круг полномочий и обязанностей прокурора отличается на различных стадиях процесса. Но, в целом, его деятельность должна преследовать следующие функции:

  • Реализация уголовного преследования подозреваемых;
  • Контроль за соблюдением защиты и правовых интересов участников процесса;
  • Надзор за исполнением полномочий органов правопорядка и следствия;
  • Соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел и проведения следственных действий;
  • Координация действий органов полиции и дознания;
  • Защита конституционных прав человека;
  • Контроль за правильным толкованием действующего законодательства;
  • Раскрытие противоправных деяний и др.
  • Прокуратура, в том числе, имеет и свои подразделения по конкретным областям правовой защиты. К примеру, существует природоохранная прокуратура, которая осуществляет контроль за соблюдением предприятиями правил защиты экологии и природоохранных объектов.

    Участие прокурора в досудебном производстве

    Прокуратура имеет право давать любые поручения в рамках уголовного судопроизводства сотрудникам дознания и следствия. Они, в свою очередь, обязаны их исполнять даже в том случае, если поручения впоследствии будут обжалованы как незаконные.

    Полиция, дознание и следствие подчиняются прокуратуре. Прокуроры контролируют всю деятельность органов правопорядка и могут в любой момент вмешаться в производство.

    В рамках расследования уголовного дела прокуроры имеют следующие полномочия:

  • Прерывать или прекращать расследование по уголовному делу по веским основаниям;
  • Давать указания органам следствия в случае возврата уголовных дел о проведение дополнительные следственных мероприятий;
  • Утверждать обвинительные акты или обвинительные заключения по уголовным делам;
  • Передавать уголовные дела в суды для разбирательства;
  • Контролировать, чтобы подсудимые получали от следователей копии обвинительных актов;
  • Подписывать различные процессуальные документы, прекращающие уголовные дела;
  • Продлевать предварительное расследование;
  • Передавать дела от одного следователя к другому в случае веских оснований;
  • Освобождать должностных лиц от исполнения своих обязанностей, когда ими допущены серьезные нарушения процессуального порядка;
  • Принимать или отвергать самоотводы должностных лиц;
  • Решать вопросы по отводам прокурорам, следователям и дознавателям;
  • Одобрять возбуждение уголовных дел следствием или дознанием;
  • Контролировать соблюдение действующего законодательства в рамках деятельности правоохранителей при поступлении сообщения о преступлении.
  • Это далеко не полный перечень тех прав, которые закреплены за сотрудниками прокуратуры в рамках досудебного следствия.

    Многих интересует, может ли прокурор возбуждать уголовные дела самостоятельно. Такое право он имеет, если им получены существенные основания для уголовного преследования содеянного.

    Именно поэтому нередко граждане пишут свои заявления именно в прокуратуру, а не в полицию, пытаясь миновать ту инстанцию, которая может проигнорировать их обращение.

    При этом любые промедления в возбуждении уголовных дел или иных процессуальных действиях, которые впоследствии привели к большим жертвам или другим негативным последствиям, приводят к тому, что прокуратура проводит проверки в отношении сотрудник полиции.

    Может ли прокурор прекратить уголовное преследование – вопрос не однозначный. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор может только утвердить постановление дознавателя о прекращении дела.

    Сам же он это сделать не может. Но при этом он может отказаться от уголовного преследования с мотивировочной расшифровкой такого решения.

    По письменному запросу прокурор может получить право на ознакомление с материалами уголовного дела.

    Участие прокурора в судебном разбирательстве

    Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел допускается даже в рамках частного обвинения. В публичном обвинении именно сотрудник прокуратуры осуществляет государственное обвинение.

    Прокурор участвует в судебном разбирательстве на двух стадиях:

    • Судебное следствие;
    • Прения сторон.

    Прокурор также имеет право в дальнейшем обжаловать вынесенный судьей приговор, подав апелляционное постановление.

    Итак, государственный обвинитель осуществляет следующий набор процессуальных действий в рамках его судебного рассмотрения:

  • Излагает позицию обвинения – зачитывает обвинительный акт, рассказывает, кто и в чем обвиняется, и по какой статье преследуется совершенное виновным лицом деяние;
  • Задает уточняющие вопросы участникам процесса, допрашивает свидетелей в ключе обвинения;
  • Представляет доказательства виновности подсудимого по делу;
  • Имеет право заявлять ходатайства (о проведении экспертиз, о приобщении тех или иных документов, о проведении запросов);
  • Зачитывает показания свидетелей, не выступающих в судебном разбирательстве, в рамках изложения позиции обвинения;
  • В прениях высказывает обвинение и требуемое для виновника уголовное наказание – как правило, прокурор просит максимум по действующей правовой норме.
  • Явка государственного обвинителя является обязательным условием судебного разбирательства. Без прокурора нельзя рассматривать дело, оно должно быть отложено.

    Читать еще:  Срок действия протокола об административном правонарушении ПДД

    Прокурора обязательно должны уведомить о месте и времени рассмотрения уголовного дела, вручив ему повестку под подпись.

    Оставшийся корешок повести с подписью прокурора позже подшивается в материалы дела для подтверждения факта уведомления.

    Когда потерпевший не является в судебное заседание, прокурор обязан заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как он является непосредственным представителем потерпевшей стороны и обязан соблюдать, и защищать ее интересы.

    Прокурор после окончания рассмотрения уголовного дела должен получить копию приговора, который он может обжаловать.

    Все документы должны выдаваться прокурору под его подпись. Позже все эти заверения проверяются в ходе очередных судебных проверок.

    Прокурор обязан присутствовать на оглашении приговора. На практике, когда последнее слово по делу переносится на другое судебное заседание, прокуроры не приходят на него, и фактически не слушают оглашения приговора. Это нарушение законодательства.

    Прокуроры в рамках рассмотрения одного уголовного дела могут меняться. Каждый раз при смене прокурора в зале суда устанавливается его личность и решается вопрос о заявлении ему отводов.

    Замена прокурора в уголовном процессе допускается по отводу одного из участников сторон, кто считает государственного обвинителя заинтересованным в исходе дела.

    Прокурор имеет право в течение 3 суток после вынесения приговора по заявлению ознакомиться с протоколом судебного заседания. Разрешение на это выдается судьей.

    Обжаловать в апелляционной инстанции прокурор не может приговоры со следующими обстоятельствами:

    • Оправдательный приговор;
    • Приговор, не предусматривающий наказания.

    Государственный обвинитель может обжаловать приговоры в кассационной и надзорной инстанции.

    На практике в 2019 году прокуратура редко обжалует приговоры суда, так как судья дает примерно то наказание, какое требует обвинение, лишь незначительно его смягчая.

    Апелляционные постановления подаются прокуратурой только тогда, когда они сами находят в деле существенную ошибку, нередко не замеченную на стадии предварительного расследования, которая меняет суть рассматриваемого дела.

    Прокурор – это одна из ключевых фигур в уголовном судопроизводстве. Фактически именно на прокуратуре лежит вся ответственность за обоснованность и законность возбужденных уголовных дел, их расследование и судебное разбирательство.

    Без государственного обвинителя невозможно соблюдение принципа состязательности сторон, без его помощи права и интересы потерпевшей стороны могут быть ущемлены и не удовлетворены в полной мере.

    Правомерны ли действия прокуратуры и может ли она вообще возбуждать уголовные дела?

    В результате прорыва нефтепровода часть нефтепродуктов попала в реку Карамыш. Вред, причиненный природной среде, составил 11 тыс. руб. Природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по статье «загрязнение вод».

    Здравствуйте Андрей, прокурор не наделен полномочиями возбуждения уголовное дела, это следует из ст. 37 УПК РФ. В его компетенции вынесение постановлений о возбуждении по административным делам (ст.25 ФЗ «О прокуратуре в РФ»).

    Андрей, если у вас остались вопросы, задавайте, я Вам с радостью отвечу. Также Вы можете написать мне в чате, кнопка «Сообщение юристу» и заказать персональную консультацию или подготовку документа по вашему юридическому вопросу. Всего доброго!

    С уважением, Вадим.

    Прокурор не вправе возбуждать уголовные дела, его полномочия предусмотрены:

    (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
    2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
    1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
    2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
    3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
    4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
    5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
    5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;
    (п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

    5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
    (п. 5.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 322-ФЗ)

    6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
    (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
    8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;
    8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;
    (п. 8.1 введен Федеральным законом от 05.06.2012 N 53-ФЗ)

    9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
    10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
    11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
    12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
    (п. 12 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
    14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
    (п. 14 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
    (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

    Читать еще:  Скольки часовая рабочая неделя по трудовому кодексу

    (см. текст в предыдущей редакции)

    16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

    Кто имеет право открыть уголовное производство

    Отдельные виды противоправных деяний предусматривают наступление уголовной ответственности для виновного лица. Многие граждане знают, что незнание закона не освобождает от ответственности за определенное деяние, поэтому важно знать, какие действия будут расцениваться должностными лицами как преступление и какие правила необходимо соблюдать при начале разбирательства.

    Не так давно я столкнулся с ситуацией, когда уголовное дело по странному стечению обстоятельств было возбуждено прокурором. Во время обучения на юридическом факультете один из педагогов четко пояснял, может ли прокурор выполнять такие действия, и ответ отрицательный.

    Воспользовавшись этой процессуальной ошибкой, я подал ходатайство о закрытии уголовного производства, поскольку оно было начато не по правилам. А в сегодняшнем материале я подробно расскажу о том, кто возбуждает уголовные дела и каков общий порядок, обязательный всеми участниками к исполнению.

    Определяющий фактор – форму уголовного преследования

    Чтобы разобраться в вопросе, касающемся того, кто имеет право инициировать разбирательство по уголовному делу, сначала стоит выяснить, какие существуют формы уголовного преследования. Дело в том, что этот момент может повлиять на выбор должностного лица, отвечающего за открытие дела.

    В российском законодательстве присутствуют следующие формы:

    1. Публичные дела – согласие потерпевшего на открытие дела не требуется, и примирение сторон не сможет стать причиной его прекращения.
    2. Частно-публичные разбирательства. Жалобу подает пострадавший, и они не завершается по договоренности сторон.
    3. Частные дела – жалоба подается потерпевшим, но дело может быть закрыто в связи с примирением участников.

    Следует отметить, что начальным этапом открытия дела становится подача заявления либо обнаружение факта совершения преступного деяния. После доследственных мероприятий и для определения подследственности конкретного происшествия материалы передаются прокурору, совместно с постановлением о возбуждении дела. Прокурор изучает обстоятельства преступления и может отказать.

    Какие должностные лица уполномочены открывать уголовные дела?

    По общим правилам, описанным в ст. 146 УКП РФ, правом возбуждать уголовные дела, наделены только определенные лица, а точнее:

    • органы дознания. ОВД или иные представители исполнительной власти, имеющие право вести оперативную деятельность;
    • дознаватели. Лица, уполномоченные заниматься следственными действиями по делам уголовного характера. Все прочие сотрудники органов дознания не наделены правом заниматься такими вопросами;
    • руководство следственного органа;
    • следователи – лица, ведущие предварительное расследование по совершенным злодеяниям.

    В качестве исключения в законе указываются ситуации, когда перечисленные лица не имеют возможности вести следственные мероприятия (нет доступа). При таких обстоятельствах ответственность по возбуждению дела ложится на капитанов судов и руководителей экспедиционных партий, начальников станций и глав консульств.

    Кто еще располагает правом возбуждения дел уголовного характера?

    Достаточно часто в интернете звучат вопросы о том, может ли прокуратура возбуждать уголовные дела или имеет ли такое право судья либо участковый. Несмотря на то, что подобные функции за ними не закреплены, есть некоторые нюансы, которые необходимо принимать во внимание.

    Если говорить о прокуроре, то в его обязанности входит ведение надзора за соблюдением законности происходящего. Это должностное лицо определяет подследственность каждого злодеяния и может опротестовать постановление о возбуждении дела, вынесенного дознавателем. Иными словами, прокурор не может возбудить дело, но он должен одобрить его начало.

    Судья может начать делопроизводство, но только при определенных обстоятельствах. В частности, речь идет о делах частного обвинения или при обнаружении в ходе разбирательства другого преступного деяния подсудимого. Участковый же, хоть и принадлежит к группе органов дознания, не имеет подобных полномочий. Задача участкового — передать дело дальше по инстанции.

    Кто не имеет такого права

    Есть группы лиц, которые в разбирательстве уголовного дела участия принимают, но исполнять действия, направленные на его возбуждение, не вправе. Здесь можно указать таких лиц, как:

    • дежурные сотрудники, принимающие жалобы от потерпевших;
    • оперуполномоченные, выполняющие непосредственные розыскные мероприятия;
    • частные обвинители и адвокаты пострадавшего лица;
    • судьи, не имеющие таких полномочий.

    Таким образом, можно отметить, что закон устанавливает строго регламентированный спектр лиц, имеющий право на инициацию судебного разбирательства при наличии конкретных оснований.

    Вместо итогов

    В конце изложенного материала можно сделать несколько заключений:

    1. Только определенные лица могут возбуждать уголовные дела, и это зафиксировано в законодательных актах.
    2. Прокурор одобряет вынесенное дознавателем постановление, но не может самостоятельно принять такое решение.
    3. В отдельных случаях возбудить дело может судья, но с соблюдением условий, описанных в законодательстве. Такого права лишен участковый, и после проведения необходимых мероприятий он обязан передать дело дознавателю.

    Органы и должностные лица, имеющие право на возбуждение уголовного дела. Ст. 3, 109 УПК

    Уголовное дело вправе возбуждать : суд, судья, прокурор, следователь и орган дознания.

    Прокурор – вправе возбуждать уголовное дело о любом преступлении, совершенном на территории действий его полномочий (ст. 1, 2 Закона «О прокуратуре»).

    Следователь – возбуждает уголовное дело, когда : в расследуемом уголовном деле обнаруживается новое преступление, сам принимает заявления от граждан, прокурор передает материалы следователю. Следователь возбуждает уголовные дела, которые подследственны ему по предмету и по территориальному признаку (ст. 126 УПК). Следователь, прокурор вправе возбуждать уголовное дело о любом преступлении, совершенном в районе их деятельности и требующее по закону обязательного производства предварительного следствия. Следователи органов МВД, ФСБ, федеральные органы налоговой полиции обладают ограниченной компетенцией и возбуждают уголовные дела только по признакам тех преступлений, которые относятся законом к их подследственности. Закон обязывает следователя независимо от его ведомственной принадлежности и подследственности принимать первичные материалы о любом преступлении, а в случае необходимости – проводить предварительную проверку и принимать по ним решения.

    Орган дознания– возбуждает уголовные дела во всех случаях, когда им стало известно из различных источников о совершении преступления. Указание на орган дознания означает, что не каждое подразделение этих органов вправе самостоятельно возбуждать уголовное дело, но право возбуждения уголовного дела принадлежит начальнику органов дознания.

    Суд– возбуждает уголовное дело только в исключительных случаях (ст. 255, 256 УПК). После возбуждения такого дела оно направляется для производства дознания или следствия. Постановление Конституционного Суда от 28.11.96 «О проверке ст. 418 УПК» признало, что эта норма, предусматривающая право судьи возбуждать уголовное дело, не соответствует Конституции. Судья единолично возбуждает уголовное дело частного обвинения. Кроме того, судья, в отношении которого допущены или угрозы и оскорбления, связанные с осуществлением служебной деятельности, вправе сам по этому факту возбудить уголовное дело, когда имеется достаточно данных, указывающих на признаки преступления (ст. 112, 108 УПК).

    3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела (ст.108 УПК, ст. 111 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности).

    Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии законного повода, достаточности оснований и наличии у органа или должностного лица права на возбуждение уголовного дела. Это три взаимосвязанных и непременных условия.

    Повод – установленный законом источник, из которого органы, управомоченные возбуждать уголовные дела, получают сведения о совершенном или готовящемся преступлении. Перечень поводов является исчерпывающим – ст. 108 УПК.

    Заявления граждан могут быть устные и письменные. Устные – заносятся в специальный протокол, который оформляется в соответствии с требованиями ст. 110 УПК. Перед принятием устного заявления гражданину разъясняется ответственность за ложный донос, о чем делается отметка в протоколе. Также разъясняется рекомендация лицу, делающего письменное заявление или _______. Анонимные заявления не являются поводом к возбуждению уголовного дела. Фактические данные, которые сообщаются в таких письмах, не могут быть использованы при доказывании, но если в анонимном заявлении есть конкретные, серьезные сведения о преступлении, их необходимо рассматривать в качестве сигнала и производить проверочные действия или гласным или оперативным путем. Сведения о преступлении, поступившие по телефону, также являются сигналом о преступлении.

    Читать еще:  Просрочил разрешение на охотничье оружие что делать

    Явка с повинной – добровольное по своей инициативе осуществление устного или письменного заявления о совершенном преступлении, сделанное органу, управомоченному на возбуждение уголовного дела (ст. 11 УПК).

    Результаты опративно-розыскной деятельности также могут служить поводом и основанием к возбуждению уголовного дела ( ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Инициатива в представлении этих результатов принадлежит не только руководителю органа, но и органам предварительного расследования или суду.

    Основания, влекущие возбуждение уголовного дела, называют достаточными основаниями.

    Основания к возбуждению уголовного дела – фактические данные о признаках преступления в том событии, о котором речь идет в поводе. Эти основания включают в себя 2 стороны : фактическую (фактические данные) и юридическую (признаки преступления).

    Для возбуждения уголовного дела достаточно сведений о признаках того или иного конкретного состава преступления. Под признаками преступления понимаются такие элементы события, которые указывают на общественную опасность последствий и хотя бы в общих чертах раскрывают их характер ( направленность). При возбуждении уголовного дела признаки конкретного события преступления указываются не окончательно и не точно, а только ориентировочно, с определенной степенью вероятности, поэтому норму уголовного закона необходимо указывать максимально вероятную, то есть ту, которая в наибольшей степени подтверждается данными.

    Предположения, догадки, необоснованные выводы и заключения не могут быть основанием для возбуждения уголовного дела. Анализируя и оценивая фактические данные, содержащиеся в поводе, следователь должен прежде всего установить : имело ли место само деяние ; имелись ли в этом деянии признаки преступления ; достаточно ли фактических данных для возбуждения уголовного дела.

    Прокурорский надзор в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования

    Процесс осуществления тщательного прокурорского надзора за тем, насколько точно приводятся в действие законодательные акты органами расследования, являет собой базовое содержание деятельности прокуратуры в досудебном производстве. Как правило, прокурор выполняет роль надзирателя в механизме стабилизирования уголовных и процессуальных отношений в целях выявления и устранения нарушений, которые могли быть допущены следователем, либо дознавателем в ходе самого расследования уголовного дела. Последний момент имеет место с целью абсолютной защиты прав всех тех, кто участвует в уголовном процессе, а также, в целях формирования целостной системы применения действующего законодательства.

    Сущность надзора, исходящего от прокурора

    Понятие прокурорского надзора на стадиях возбуждения уголовного дела, а также, предварительное расследование, заключается в том, что прокурор обязан обнаружить грубые нарушения со стороны граждан на этапах проверки заявлений о преступлении, производстве предварительного расследования, формулирования требований прокурора, которые направлены лично главному руководящему лицу органа следствия.

    Данные формулирования гласят о срочной необходимости проработки нарушений федеральных законодательных актов, отмены самим прокурором неправомерных решений органа дознания и полного восстановления прав граждан.

    Предмет надзора прокурора

    Под предметом прокурорского надзора, обычно, подразумевают следующие пункты:

    • единообразное и абсолютное исполнение норм УПК, всех федеральных законов, ведомственных актов органов, которые отвечают за предварительное расследование по регистрации, детальному рассмотрению и разрешению моментов сообщений о преступлениях;
    • установление и разоблачение всех лиц, которые совершали преступление;
    • обеспечение системы прав и законных гражданских интересов, тех лиц, которые вовлечены в досудебное производство.

    Субъекты прокурорского надзора

    Субъекты, которые относятся к надзору прокура вмещают:

    • генерального прокурора Российской Федерации;
    • прокуроров, которые пребывают в прямом подчинении генерального прокурора РФ;
    • абсолютно всех заместителей вышеуказанных лиц;
    • другие должностные лица органов прокуратуры, которые участвуют в уголовном расследовании и имеют полномочия, указанные в законе о прокуратуре (и.31 ст.5 УПК).

    Полномочия, предусмотренные для прокуроров

    Юридическая литература предлагает рассматривать правовые формы прокурорского надзора как комплекс прав и полномочий прокуроров во время осуществления надзора за работой органов, которые отвечают за предварительное следствие и допрос. Также, данное понятие подразумевает порядок и реализацию вышеуказанных форм. Обычно, момент применения средств права надзора приводит к появлению уголовно-процессуальных отношений между прокурором и органами дознания, предварительного следствия и должностными лицами, которые имеют право участвовать в расследовании уголовного дела.

    Под полномочиями подразумеваются закрепленные в законе права и обязанности прокурора.

    К слову, идентичным с понятием надзорного права прокурора, считают понятие рассмотрения руководителем следственного органа поступившие от прокурора требование устранить нарушение федерального закона. Если речь идет об органе дознания, либо о начальнике самого подразделения дознания, здесь вступает в роль понятие исполнения письменного указания прокурора.

    Права прокурора при ведении надзора на этапе возбуждения уголовного дела

    Учитывая условия, которые описывает часть 2 статьи 21 УПК, в момент, когда признаки преступления стают абсолютно явными, следователь, орган дознания и сам дознаватель должны строго соблюдать правила по предусмотрения мер, устанавливающих события и абсолютное изобличение виновного в содеянном.

    Опираясь на п.1 ч.2 ст.37 УПК прокурор полноправно может проверять как исполняется федеральный закон при приеме, регистрации и разрешении сообщений о содеянных преступлений.

    В случае, когда преступление было обнаружено самим прокурором, он обязан внести изменения в вопросах о переходе материальной базы, которая касается подследственности, в орган дознания, либо в орган первоначального следствия. Основательная передача всех материалов прокурорской проверки делается на основании конкретного постановления прокурора.

    Действия прокурора в случае распространения информации о преступлении в СМИ

    Именно по поручению прокурора специальный орган дознания проверяет сообщение о преступлении, которое попало в средства массовой информации. В таком случае, редакция обязана передать органу дознания по требованию прокурора документы и материалы, которые подтверждают факт сообщения о преступлении, а также данные о лицах, которые эту информацию предоставили.

    Только случаи, когда лицо поставило условие неразглашения данной информации, предполагают отказ в предоставлении даных. Если проводятся документальные проверки, либо ревизии при проверке сообщений о преступлении, прокурор имеет право продлить срок проверки до 30 дней (ч.3 ст. 223 УПК)

    Когда первоначальная проверка завершена, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, а также следователь, вправе возбудить уголовное дело (ч. 1 ст.146 УПК). Идентичная версия постановления должна быть направлена прокурору. В таком случае, согласие прокурора на первоначальное возбуждение уголовного дела вовсе не требуется.

    В вышеуказанном моменте, исключение составляют случаи, когда дела уголовного характера возбуждаются главой подразделения дознания, либо лицом, которое проводит допрос, когда человек находится в психическом состоянии при котором защита своих прав является невозможной. Тут уголовное дело возбуждается начальником подразделения дознания или дознавателем по согласию прокурора.

    Действия прокурора в случае дел частно-публичного характера

    Дознание не проводится по делам, которые напрямую касаются частно-публичного обвинения. Дела такого сегмента, как правило, относятся к деятельности следователя Следственного комитета РФ.

    Предусматриваются случаи, когда лицо находится в состоянии, которое предполагает невозможность защищать свои права и интересы, орган дознания вправе возбудить уголовное дело и провести следственные действия, которые не терпят отложения. Закон не требует согласия прокурора на возбуждения уголовного дела частно-публичного характера начальником определенного органа дознания.

    Действия прокурора в случае отказа открывать уголовное дело

    Когда имеет место категоричное нежелание заводить уголовное дело, копия документа, в котором помещено постановление следователя или дознавателя должна быть доставлена прокурору в течении суток с момента его фиксирования.

    После признания незаконным следовательского постановления, либо постановления руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, в обязанности прокурора входит внесение правок в соответствующее постановление. Последнее вместе со всеми материалами проверки отсылается главному руководящему лицу органа следствия для последующего решения вопроса об отмене незаконного постановления, которое вынес следователь.

    К слову, незаконное постановление, которое создал орган дознания, об отказе возбуждать уголовное дело, подлежит самостоятельной отмене прокурором. Вынесенное прокурором постановление, а также все материалы предварительной проверки, в обязательном порядке, направляются начальнику органа подразделения для подальшего строго исполнения.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector