Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции

Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел

Социально-правовая защита сотрудников органов внутренних дел – это гарантированная государством совокупность социально-правовых норм, средств и методов, обеспечивающих стабильные условия функционирования системы органов внутренних дел, права и законные интересы ее сотрудников.

Правовая защита сотрудников, как деятельность государственных органов и должностных лиц системы МВД России охватывает две группы вопросов:

1) правовую защиту сотрудников органов внутренних дел как представителей закона и государства;

2) защиту прав и законных интересов личности сотрудника при прохождении государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел.

Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции закреплены в главе 8 Федерального закона «О полиции», Федеральном законе от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», главе 9 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации.

Правовая защита сотрудника органов внутренних дел как представителя государственной власти включает в себя следующие институты (гарантии):

1. Обязательность исполнения законных требований сотрудника полиции. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Невыполнение законных требований сотрудника полиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

Так, статьей 19.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовно-правовая ответственность граждан за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство сотрудников полиции (ст. ст. 317, 318, 319 УК РФ).

Кроме того, для преодоления противодействия сотрудник полиции вправе применить в установленных законом случаях физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. При этом сотрудники полиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных Федеральным законом «О полиции» случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

2. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции предусмотрены статьей ст. 24 Федерального закона «О полиции». Суть их состоит в следующем:

Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 23 Федерального закона «О полиции» основания для его применения.

Попытки лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют сотруднику полиции право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 23 Федерального закона «О полиции».

3. Распространение на деятельность сотрудника полиции положений законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния сотрудника полиции. На деятельность сотрудника полиции распространяются нормы уголовного законодательства Российской Федерации о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении, об обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения.

4. Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника. Статьей 30 Федерального закона «О полиции» установлено, что сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

5. Оценка показаний сотрудника полиции по делу о преступлении или административном правонарушении наравне с иными доказательствами. Показания сотрудника полиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

Защитаправ и законных интересов личности сотрудника как представителя государственной правоохранительной службы при ее прохождении в органах внутренних дел включает в себя:

1. Государственную защиту жизни, здоровья и имущества сотрудников органов внутренних дел.

Государственной защите в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[36] подлежат: следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров.

Обеспечение государственной защиты состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных указанным Федеральным законом мер безопасности, правовой и социальной защиты (далее – меры государственной защиты), применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;

3) временное помещение в безопасное место;

4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

6) переселение на другое место жительства;

7) замена документов, изменение внешности.

В целях реализации предусмотренных в настоящей статье мер безопасности могут проводиться оперативно-разыскные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности»[37].

Применение и осуществление мер безопасности в отношении должностных лиц органов внутренних дел, а также их близких возлагается на органы внутренних дел.

2. Право сотрудников на разрешение споров реализуется в порядке, установленном статьей 72 закона о службе в органах внутренних дел.

Так, сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд.

Сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Кроме того, в соответствии со ст. 52 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки.

3. Право сотрудника полиции на судебную защиту его прав и свобод.Судебная защита иных, принадлежащих сотрудникам органов внутренних дел прав и свобод, связанных с их служебно-правовым статусом, гарантируется им, как и всем гражданам Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. В частности, обжалование неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права сотрудников органов внутренних дел, осуществляется также в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4867-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[38].

4. Право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) (ст. 31 Федерального закона «О полиции»).

Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации).

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел, по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Им запрещается проводить забастовки сотрудников органов внутренних дел.

Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления в должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, лишения специального звания либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят рекомендательный характер.

5. Восстановление на службе в органах внутренних дел.(ст. 74 закона о службе в ОВД).

Сотрудник органов внутренних дел, признанный в установленном порядке, незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в органах внутренних дел либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.

Основанием для восстановления сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел является решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо вступившее в законную силу решение суда.

Сотрудник органов внутренних дел, подлежащий восстановлению на службе в органах внутренних дел, с его согласия может быть назначен на равнозначную должность в органах внутренних дел.

Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, время вынужденного прогула засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на дополнительный отпуск, ежемесячную надбавку за стаж службы (выслугу лет), пенсию за выслугу лет и на иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания.

Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.

Читать еще:  Халатность ст 293 УК РФ комментарии

Гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел –

это деятельность федеральных и местных органов власти, руководства и служб ОВД (кадровой, финансовой, медицинской, хозяйственно-бытовой) по реализации материальных социальных прав и интересов сотрудников.

Гарантии социальной защиты в соответствии с главой 8 Федерального закона «О полиции» и Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает в себя следующие основные институты:

1. Денежное довольствие сотрудников.

2. Пособия и другие денежные выплаты в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы в органах внутренних дел.

3. Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения.

4. Предоставление жилого помещения в собственность.

5. Предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма.

6. Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений.

7. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.

8. Медицинское и санаторно-курортное обслуживание.

9. Пенсионное обеспечение сотрудников и членов их семей.

Рассмотрим кратко пенсионное обеспечение сотрудников и членов их семей. В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»[39] пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах (ст. 14):

а) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 13 Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел: за общий трудовой стаж 25 лет 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Закона о полиции законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Закона о полиции законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 30 Федерального закона о полиции законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами; воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (части 3, 4).

2.1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).

Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции

1. Оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

2. Обеспечение денежным довольствием сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Сотруднику полиции, имеющему почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации» и (или) «Заслуженный юрист Российской Федерации», выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10 процентов к должностному окладу в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей

1. Жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

2. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

3. Единовременное пособие в размере, равном 120-кратному размеру оклада денежного содержания сотрудника полиции, установленного на день выплаты пособия, выплачивается членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае:

1) гибели (смерти) сотрудника полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

2) смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.

4. Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника полиции (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, считаются:

1) супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим);

2) родители погибшего (умершего);

3) несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читать еще:  Ст 418 ГК РФ с комментариями

5. При получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере, равном 60-кратному размеру оклада денежного содержания, установленного на день выплаты пособия.

6. В случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

7. Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Вред, причиненный имуществу, принадлежащему сотруднику полиции или его близким родственникам, в связи с выполнением служебных обязанностей, возмещается в полном объеме за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с последующим взысканием выплаченной суммы возмещения с виновных лиц.

9. При одновременном возникновении в случаях, предусмотренных настоящей статьей, нескольких оснований для получения выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации выплаты осуществляются по одному из оснований по выбору получателя.

Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение

1. Обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.

Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание

1. Медицинское обслуживание сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Сотрудник полиции имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе на изгоовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения по рецептам на лекарственные препараты в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Члены семьи сотрудника полиции (супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на иждивении сотрудника полиции и проживающие совместно с ним, имеют право на медицинское обслуживание в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При амбулаторном лечении они обеспечиваются лекарственными препаратами за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации плата не взимается.

4. Изготовление и ремонт зубных протезов членам семьи сотрудника полиции, указанным в части 3 настоящей статьи, в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляются на тех же условиях, которые установлены в государственных либо муниципальных организациях здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции

1. Сотрудник полиции в служебных целях обеспечивается проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Сотрудник полиции, следующий к новому месту службы или направленный в служебную командировку, пользуется правом бронирования и внеочередного получения мест в гостиницах, приобретения проездных документов на все виды транспорта по предъявлении служебного удостоверения и документов, подтверждающих факт следования к новому месту службы или нахождения в служебной командировке.

3. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка на железнодорожном, водном или воздушном транспорте имеет право проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах в пределах обслуживаемого им объекта (участка) без приобретения проездных документов только при выполнении указанных обязанностей.

4. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей по пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию и доставлению лица (лиц), подозреваемого (подозреваемых) в совершении преступления, административного правонарушения, пользуется правом проезда и провоза задержанного либо доставляемого им лица (лиц) на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения без приобретения проездных документов, а в сельской местности на попутном транспорте по предъявлении служебного удостоверения.

5. Сотруднику полиции выплачивается пособие на содержание его детей и детей, находящихся на его иждивении, посещающих государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в размерах и порядке, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от формы собственности предоставляются в первоочередном порядке:

1) детям сотрудника полиции;

2) детям сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

3) детям сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

4) детям гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

5) детям гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

6) детям, находящимся (находившимся) на иждивении сотрудника полиции, гражданина Российской Федерации, указанных в пунктах 1 — 5 настоящей части.

Проблемы реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел на современном этапе развития Российской Федерации

Дата публикации: 09.10.2019 2019-10-09

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Миренкова Е. П., Кременов И. Н. Проблемы реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел на современном этапе развития Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №41. — С. 95-98. — URL https://moluch.ru/archive/279/62875/ (дата обращения: 30.12.2019).

Эффективность деятельности правоохранительных органов находится в зависимости от уровня социальной защиты их сотрудников. Значимость роли совершенствования системы социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел увеличивается соразмерно с масштабами современных вызовов и угроз, стоящих перед Российской Федерацией. В том числе это связано с тем, что невысокий уровень доходов сотрудников полиции, назначаемых им пенсий, слабая обеспеченность жильем способствуют усилению социальной напряженности, толкают отдельных сотрудников на путь коррупции. В то же время от эффективности проводимой государственной политики в МВД России во многом зависит результативность правоохранительной деятельности.

В данной статье, проводя анализ некоторых правовых актов, касающихся социальной защиты такой категории граждан, как сотрудники органов внутренних дел, показано, что создание подлинно социального, правового государства — достаточно длительный процесс, требующий значительных усилий, как органов публичного управления, так и институтов гражданского общества.

Нестабильность жизни общества, сложные процессы, которые происходят в России, в значимой мере повлияли на кадровый состав органов внутренних дел. Вместе с тем, наряду с недостаточным уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, увеличивалась и нагрузка на сотрудников. Все это привело, к уходу из органов внутренних дел опытных специалистов. На смену им приходили «случайные люди», не имевшие профессиональной подготовки, морально и психологически не подготовленные к прохождению службы в органах внутренних дел, что привело к резкому падению авторитета правоохранительных структур в глазах населения страны. Слабый кадровый состав подразделения правоохранительного органа, недостаточная квалификация, отсутствие профессионализма и явились причинами нарушения законности и служебной дисциплины в целом [9].

На повестку дня встают вопросы о том, какие специалисты нужны органам внутренних дел в современных условиях, каков должен быть их профессиональный уровень, для того чтобы они были способны эффективно противостоять современным вызовам и угрозам национальной безопасности государства. И, наконец, какие меры следует принять для того, чтобы работа этих специалистов была максимально эффективной.

Особое место в обеспечении экономической безопасности органами внутренних дел принадлежит система социальных гарантий и в целом государственной социальной политике, проводимой в отношении сотрудников ОВД.

В. В. Митрохин утверждает, что «в современный период как никогда необходимо материальное стимулирование государственных служащих, публичное распределение социальных льгот» [8, с. 691–699]. С. П. Матвеев считает, что на современном этапе государственного развития «проведение модернизации правоохранительной службы невозможно без усиления гарантий социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел» [7, с. 18].

Понятие «социально-правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел» (ОВД) активно вошел в правовой лексикон в конце 80-х годов 20 века. Это деятельность государства по выработке и реализации системы мер правового, политического, социального, экономического, материально-технического и организационного характера, гарантированных нормативными актами в целях социальной обеспеченности жизни сотрудников и создания надлежащих условий для осуществления ими служебной деятельности. Исполнение сотрудниками ОВД возложенных на них обязанностей обеспечивается системой гарантий их социально-правовой защищенности и поддержки, представляющих собой соответствующие юридические средства, механизмы и процедуры [1].

Организация наиболее эффективной системы контроля со стороны общества за деятельностью правоохранительных структур было результатом тех реформ, которые начали проводиться. Социальные отношения в сфере внутренних дел регламентируются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и др.

В новых законах и иных нормативных правовых актах получают свое отражение основополагающие вопросы организации и деятельности органов правопорядка. Государству необходимо наряду с моральными стимулами устанавливать ряд стимулов материального характера, который должен непрерывно совершенствоваться и дорабатываться.

Читать еще:  Что делать после открытия ИП пошаговая инструкция

Так, например, в МВД России проводится работа по оптимизации нормативной базы по правовой и социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, понесших травмы при исполнении служебных обязанностей. При непосредственном участии МВД России подготовлены проекты законодательных и других нормативных правовых актов, которые направленны на улучшение правовой и социальной защищенности личного состава, а также ветеранов органов внутренних дел. Прежде всего в области теории мотивации и стимулирования труда, в которых обосновывается вывод о том, что оплата труда, а также социальные гарантии, предоставляемые работникам организаций различных организационно-правовых форм, играют решающую роль в схеме повышения результатов работы. Кроме того, они повышают эффективность деятельности как отдельно взятой организации, так и всего ведомства в целом [4–6]. Соответственно, государственная социальная политика, которая проводится в отношении сотрудников ОВД, также способна оказать влияние на результаты правоохранительной деятельности, улучшение ее эффективности и в итоге — на состояние безопасности в стране. В этой связи очевидно, что для повышения безопасности граждан особое значение имеют дальнейшее развитие системы социальных гарантий сотрудникам ОВД, внедрение новых методов формирования государственной социальной политики в МВД России, повышение эффективности практической реализации положений действующего законодательства о социальных гарантиях. Основная роль в формировании доходов сотрудников ОВД, поддержании достойного уровня их жизни и в обеспечении эффективной работы правоохранительной системы принадлежит оплате труда. Важное место оплата труда занимает и в числе мер по регулированию трудовых отношений государственных служащих и их социальной поддержке.

С момента принятия основополагающих нормативных правовых актов, которые сегодня регламентируют деятельность органов внутренних дел и определяют в том числе режим социальной защиты сотрудников органов внутренних дел [1; 2; 3], проблемы его реализации, которые ранее были характерны для системы органов внутренних дел, значительно снижены [9].

Тем не менее, организация социальной работы кадровыми подразделениями усложняется частыми изменениями и дополнениями в нормативно-правовой базе, приводит к пробелам и противоречиям в работе кадровых подразделений. Как уже говорилось ранее, одной из важных составляющих социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел является их денежное довольствие, которое включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; надбавки за работу с секретными сведеньями, а также квалификационные звания по физической подготовке. Стоить отметить, что денежное содержание сотрудников полиции имеет большое значение, как для повышения престижа службы, социально-правового статуса сотрудников, так и укрепления законности и дисциплины полицейских [9].

Национальные интересы: приоритеты и безопасность которых являются медицинское, жилищное и пенсионное обеспечение, социальное страхование и профессиональное образование. Охрана здоровья сотрудников ОВД. Важная роль в проведении государственной социальной политики в МВД России отводится медицинскому обеспечению сотрудников. Это связано с тем, что служба в правоохранительных органах связана с повышенными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам, — крепким здоровьем, физической выносливостью, психологической устойчивостью в стрессовых ситуациях. Более того, в связи с профессиональной деятельностью нередко подвергаются риску и опасности жизнь и здоровье сотрудников ОВД [10].

Неотъемлемой частью системы социальной защиты сотрудников ОВД является обязательное государственное страхование жизни и здоровья. Как показывает статистика в этой области, число ежегодно травмированных и погибших сотрудников достигает нескольких тысяч человек. Смысл института обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции заключается в создании нового способа дополнительной социальной гарантии или специфического способа возмещения вреда, причиненного в процессе выполнения служебных обязанностей, а страховые выплаты помогут пройти сотруднику полиции более полную реабилитацию, и приступить к исполнению своих профессиональных обязанностей. В случае гибели сотрудника полиции государственное страхование призвано в материальной форме «возместить» понесенную утрату его родственникам [3].

После принятия Федерального закона РФ от 28 марта 1998г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» сложилась ясная структура, которая регулирует отношения в данной сфере.

Давая определение обязательного государственного страхования, следует обратиться к статьям 927 и 969 ГК РФ. В соответствии с ними под обязательным государственным страхованием следует понимать -установленное законом обязательное страхование жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета. Данный вид страхования — единственный вид обязательного страхования, особо выделенный в ГК РФ. Неотъемлемое государственное страхование является одним из самых сложных видов страхования с юридической стороны. Основан он на гражданско-правовом договоре и допускает участие в страховании коммерческих организаций. Данные организации должны иметь лицензию, опыт в работе более одного года, отличаться финансовой стабильностью, а уставной капитал должен быть без участия иностранных инвестиций.

В соответствии со ст. 43 Закона «О полиции» все сотрудники полиции подлежат обязательному государственному личному страхованию. Заключая договор обязательного государственного страхования между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица — застрахованного лица (выгодоприобретателя), необходимо знать, что содержание договора включает в себя перечень обязательств, страховых случаев, и способы выплаты страховых сумм. Срок действия договора об обязательном страховании один календарный год. На практике очень часто возникает вопрос, подлежат ли обязательному государственному страхованию стажеры, поскольку им специальные звания присваиваются только после истечения испытательного срока, да подлежат. Действительно, на время испытательного срока, на стажера распространяется законодательство Российской Федерации о труде. Однако, соответствии со ст. 24 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», на стажеров распространяется действие ст. 68 указанного закона, то есть стажеры наравне с сотрудниками органов внутренних дел подлежат обязательному государственному личному страхованию, и имеют полное право на выплату страховых сумм, при наступлении страхового случая [9].

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что крайне важными являются разработка и принятие концепции развития государственной социальной политики в МВД России на долгосрочную перспективу. В основу данной концепции должен быть положен методологический подход, основанный на определении комплекса мероприятий при проведении государственной социальной политики в МВД России, а также механизмов, институтов и инструментов, обеспечивающих ее эффективное функционирование.

Социальные гарантии сотрудника полиции

Полицейские в России имеют особый правовой статус. Они наделены большими обязанностями по сравнению с рядовыми гражданами, и за это им полагаются повышенные социальные гарантии.

Социальные гарантии сотрудников полиции отражены в Федеральном законе от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На них распространяются также все социальные гарантии, предусмотренные для граждан РФ.

Закон о социальных гарантиях сотрудника полиции

Статья 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отражает различные пособия и выплаты для работающих и увольняющихся полицейских. По закону сотрудникам органов внутренних дел полагаются:

  • командировочные;
  • материальная помощь не менее 1 оклада в год;
  • при переезде – подъёмное пособие (1 оклад на полицейского и по четверти оклада на каждого члена семьи), суточные за каждый день пути и оплата проезда и провоза багажа до 20 тонн;
  • оплата стоимости проезда до места лечения, долечивания, медико-психологической реабилитации, отдыха (для работников Крайнего Севера);
  • пособие при увольнении (от 20 лет стажа – 7 окладов, менее 20 лет стажа – 2 оклада, за почётные звания и государственные награды – плюс 1 оклад);
  • выплаты в 1 оклад ежемесячно в течение года после увольнения (по здоровью, по сокращения, после нарушений условий контракта руководством, из-за невозможности переезда) при отсутствии права на пенсию при стаже менее 20 лет;
  • компенсация неиспользованного отпуска при увольнении;
  • оплата транспортных расходов на проезд к выбранному месту жительства после увольнения (билеты на каждого члена семьи и оплата провоза имущества до 20 тонн) для сотрудников, служивших на Крайнем Севере.

Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции после расторжения контракта не распространяются на сотрудников, уволенных за виновные действия (нарушение дисциплины, разглашение секретной информации).

Право полицейского на получение жилья

Стаж службы от 10 лет даёт полицейскому право получить единовременную выплату на покупку или строительство жилья. Для этого гражданин должен быть признан нуждающимся в улучшении условий проживания и не иметь социального жилья. Намеренное ухудшение жилищных условий (обмен жилья на меньшее или худшее, передача жилого помещения в дар, вселение посторонних) приводит к потере права на выплату.

В некоторых случаях вместо выплаты предоставляется готовое жильё. Получить его могут семьи погибших на службе полицейских и инвалиды I и II групп, если инвалидность стала последствием службы. Вдовы имеют право получить жильё до повторного вступления в брак.

По статье 10 Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» семьи погибших полицейских имеют право также на денежную компенсацию оплаты:

  • коммунальных услуг;
  • установки телефона в квартире;
  • топлива при отсутствии отопления в жилье;
  • ремонта частного дома;
  • общей площади в многоквартирных домах.

Эти компенсации жёны погибших сотрудников органов внутренних дел также сохраняют до повторного брака.

Помощь юриста по вопросам социальных гарантий полицейским

Социально-правовые гарантии сотрудника полиции теряются при неправомерном или неправильно оформленном увольнении. Например, увольнение за нарушение дисциплины приводит к потере выходных пособий и ежемесячных выплат. Компания «Правовое решение» поможет восстановить справедливость и вернуть соцгарантии. Мы обжалуем порядок увольнения, докажем отсутствие вины полицейского, обеспечим получение выплат.

Если Вам отказывают в единовременной выплате на приобретение жилья, мы защитим Ваши интересы в суде, поможем купить недвижимость и зарегистрировать её в Росреестре. В случае иных нарушений мы подскажем, какая статья Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гарантирует Ваши требования, и поможем реализовать защиту права.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector