Административно правовой статус сотрудника полиции

Конспекты юриста

Административно-правовой статус полиции

План курсовой работы

1. Понятие административно-правового статуса полиции.

2. Особенности административно-правового статуса полиции в РФ.

3. Основные направления деятельности полиции. Основные функции полиции РФ.

Иные субъекты права имеют общий административно-правовой статус с полицией, однако следует отметить ряд особенностей, которые отличают административно-правовой статус полиции от иных статусов субъектов права. Рассмотрев данные особенности можно понять сущность административно-правового статуса полиции; закономерности его образования.

Полнoмочия полиции достаточно широки, они определяются и строгой дисциплиной для сотрудников полиции и определенными ограничениями которые притерпевают сотрудники. Сотрудник полиции должен защищать народ от преступлений, в связи с этим его административно — правовой статус будет кардинально отличатся от обычных государственных служащих.

Правовой статус полиции обладает характерными чертами, которые помогают отличить его от иных государственных статусов, данные отличия можно выделить в несколько групп. В первую группу можно отнести , что все сотрудники полиции обладают специальной правосубьектностью. Вторую группу составляют особенности, характеризующие лишь такие элементы статуса как обязанности и права. В деятельности сотрудников полиции преобладают властные полномочия, которые связанны с применением мер принуждения; реализация обязанностей и прав не только в служебное, но и во внеслужебное время, независимо от места нахождения сотрудника; при особых условиях происходит возложение дополнительных полномочий; административно-правовое регулирование и уголовное регулирование.

Содержание административно-правового статуса полиции находит свое назначение, в задачах деятельности формах и методах с помощью которых достигается поставленная цель.

Данная тема является достаточно актуальной, потому что права и свободы гражданина всегда имели наивысшую ценность, что подтверждает Конституция РФ, однако для обеспечение этих прав и свобод необходимы специальные органы с определенными правами и обязанностями, которые будут способствовать защите граждан. Существование полиции без определенного административно-правового статуса сотрудников не возможно в силу задач которые стоят перед правоохранительными органами. Полиция занимает очень важное место в системе правоохранительных органов . В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.

Процесс реформирование милиции в полицию предусматривал изменение законодательных и организационно-правовых основ функционирования милиции, изменение статуса ее органов и служащих, произошли изменения функций, полномочий направленных на решение стоящих задач по охране правопорядка, были изменены права и обязанности сотрудников полиции.

Реформирование милиции и создание полиции произошло с одной очень важной целью получить доверие народа, выработать новые системы взаимодействия с обществом , учитывать общественное мнение при оценки эффективности работы полиции, изменить систему отчетности и разработать современные показатели эффективности работы правоохранительных органов. В связи с реформированием полиции произошло изменение ее места и роли в системе правоохранительных органов Российской Федерации, внесло коррективы в организационно-правовые формы ее деятельности и взаимодействия с правоохранительными органами и гражданским обществом. Отчасти в создании современного правоохранительного института — полиции нашли отражение процессы интеграции сил правопорядка России в мировое полицейское сообщество.

Предмет курсовой работы — это законодательство, которое действует в настоящий момент в РФ и определяет административно-правовой статус полиции.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу содержания административно-правового статуса полиции.

Целью курсовой работы является изучение содержания и особенностей административно-правового статуса полиции в РФ.

Задачи данной работы:

  • — рассмотреть основы организации полиции в Российской Федерации;
  • — рассмотреть административно-правовой статус полиции.

В процессе исследования темы данной работы применялись общенаучные методы (системный метод, анализ, синтез, наблюдение) и методы научного познания (сравнительно-правовой, историко-правовой), способствующие реализации и достижению поставленной цели.

Административно-правовой статус российского полицейского

Дата публикации: 03.04.2014 2014-04-03

Статья просмотрена: 3354 раза

Библиографическое описание:

Карих Т. С. Административно-правовой статус российского полицейского // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 847-850. — URL https://moluch.ru/archive/63/9696/ (дата обращения: 30.12.2019).

С 2011 года вся российская милиция переименована в полицию, однако её предназначение кардинально не изменилось: как была, так и существует основная цель самого многочисленного правоохранительного ведомства, которая заключается в обеспечении удовлетворяющего потребностям общества необходимого уровня правопорядка и общественной безопасности.

Актуальность данной статьи заключается в том, что в ходе проведённого реформирования системы МВД России и создания полиции, кардинально изменился административно-правовой статус как сотрудника органов внутренних дел, так и сотрудника полиции, что требует его дополнительного изучения и осмысления.

Цель настоящей статьи состоит в определении административно-правового статуса российского полицейского, а также изменений его полномочий и компетенции в ходе проведённого реформирования системы МВД России.

27 октября 2010 года, на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, был внесён законопроект о реформе МВД. Цель данной реформы состояла не только в том, чтобы просто переименовать милицию в полицию и сократить штат, но сделать органы внутренних дел открытыми для гражданского общества, установить над ней гражданский контроль, а также очистить её ряды от недостойного элемента путём проведения переаттестации сотрудников. Данный законопроект был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, и 7 февраля 2011 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил федеральный закон «О полиции». [1]

Таким образом, изменилась не только правовая основа деятельности органов внутренних дел, но и его организационная структура, а также вопросы её финансового и другого ресурсного обеспечения. В результате, кардинально изменился административно-правовой статус как сотрудника органа внутренних дел, так и полицейского. Данные изменения коснулись не только полномочий и компетенций полицейского, но и порядка приёма и прохождения им службы, а также вопросов его социальной защищённости.

Новый закон увеличил срок испытания для граждан Российской федерации, поступающих на службу в полицию. Раньше максимальный срок составлял полгода, теперь 1 год.

Рассмотрим задачи, которые стояли перед милицией. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 N 1026–1 статья 2. [2ст.2] задачами милиции определял обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрану общественного порядка, защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также оказание помощи физическим и юридическим лицам. В Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», [2] данные задачи более конкретизированы, а также определены дополнительно ряд новых направлений деятельности. Направлениями деятельности полиции определены: обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Так же по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Сравнительный анализ нормативно-правовых актов показал, что главной задачей как милиции, так и полиции, остается соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Однако, новаторство нового законодательства заключается в том, что Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» утвердил постулат об открытости и публичности деятельности полиции. [1,ст.8]

В соответствии с новым законодательством, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. [1,ст.1]

Полиция обязана, в пределах своих полномочий, оказывать содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Сравнительный анализ административно-правового статуса сотрудника милиции и полиции позволил нам установить, что как сотрудник милиции, так и сотрудник полиции является гражданином Российской Федерации, осуществляющий свою служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел. [1, гл.6 ст.25] Однако, в отличии от правого положения сотрудника милиции, новое законодательство устанавливает, что сотрудник должен соответствовать определённым квалификационным требованиям, не должен иметь судимость и вид на жительства за рубежом, обязан отчитываться о своих доходах и расходах, а также специально оговариваются требования к его поведению. [3]

Что касается специальных званий сотрудников внутренних дел, то после реформы, они остаются прежними (изменения произошли лишь в категории высшего начальствующего состава: появилось специальное звание генерал полиции), что свидетельствует о преемственности в табеле о рангах.

В части определения обязанностей сотрудника полиции, новое законодательство устанавливает, прежде всего он обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение, и проходить регулярные проверки знаний Конституции и иных нормативно правовых актов, выполнять свои обязанности в соответствии со своей должностной инструкцией, выполнять распоряжения и приказы руководителей, не противоречащие федеральному законодательству и другие. [1;3]

Читать еще:  Закон о неразглашении конфиденциальной информации

Новаторством в законодательстве, внесшим коррективы в административно-правовой статус сотрудника полиции явилось что, что оно установило ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции. Основными среди них является то, что сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Изменения коснулись и вопросов платы труда сотрудников полиции. Если ранее оплата труда сотрудников милиции происходила из бюджетов разного уровня, а оплата труда сотрудников милиции вневедомственной охраны за счёт внебюджетных источников, то сейчас источником оплаты труда сотрудников полиции является только федеральный бюджет Российской Федерации. Увеличился не только размер должностных окладов сотрудников полиции и окладов по специальному званию, но и установлены различные поощрительные выплаты. Например, сотруднику полиции, имеющему почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации» и (или) «Заслуженный юрист Российской Федерации», выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10 процентов к должностному окладу в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию также за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год, которое осуществляется на условиях и в порядке, установленном федеральным законодательством. [5]

Итак, очевидно, что проведённое реформирование системы МВД России кардинально изменили административно-правовой статус сотрудника полиции, что послужило базой для создания эффективной правоохранительной системы, служащей на благо обществу и государству. В настоящее реформа всё ещё продолжается, и структурные преобразования также происходят и внутри самого ведомства. Конечно, сейчас, на первоначальных этапах реформирования сложно говорить о результатах переименования из «милиции» в «полицию», однако уже можно сделать, что изменения административно-правового статуса сотрудника полиции заключаются не только в конкретизации его полномочий и компетенции, но и в ужесточении требований к порядку приёма на службу, прохождения службы, а также к его служебному поведению.

В целом, исходя из известного в науке постулата о том, что административно-правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей, [6;7;8 и другие] можно отметить, что административно-правовой статус российского полицейского представляет собой совокупность определённых нормами законодательства Российской Федерации комплекс прав, обязанностей, гарантий и ответственности сотрудника полиции.

1. Федеральный закон Российской Федерации “О полиции” от 07.02.2011 N 3-ФЗ принят ГД ФС РФ 28.01.2011. «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900.

2. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.04.1991, N 16, ст. 503. (утратил силу)

3. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

4. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

5. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

6. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. Первая часть: Учебник. Зерцало-М, 2011 г.

7. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. 3-е изд. Учебник. 2008. 816с.

8. Дмитриев Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. ––М.: Эксмо, 2009. –– 928 с.

Особенности административно-правового статуса полиции в РФ

Существует различная классификация обязанностей полиции, это обусловлено различными компетенциями ее органов и сферой их деятельности. Можно выделить такие виды как: нормотворческие, организационные и правоприменительные.

Особенности механизма реализации прав сотрудников полиции в Российской Федерации проявляются в том, что сотрудники полиции являются должностными лицами, обладающими властной компетенцией в сфере право охраны, от имени государства они могут применять специальные правовые средства, осуществлять применение юридической ответственности в отношении лиц, совершивших правонарушения. Сотрудники полиции не обладают суверенитетом и, в случаях если сотрудник сам нарушает законодательство, то в отношение него так же начинается действие законов РФ.

Повышению авторитета и доверия населения будет способствовать улучшению взаимодействия полиции и обществе, что в свою очередь окажет положительное влияние на преступность в стране . В рамках реформы полиции необходимо законодательно закрепить и обеспечить на практике участие граждан в постановке целей и задач работы полиции, формировании приоритетов ее деятельности и оценки результатов.

Взаимодействие полиции и граждан должно осуществляться на основе соблюдения следующих принципов: консолидация усилий и согласованность действий по решению конкретных задач в сфере обеспечения безопасности и поддержания правопорядка; -подотчетность обществу за качество оказанных полицией государственных и социальных услуг населению; — доступность и прозрачность нормативно-правовых и организационно управленческих основ деятельности полиции; — необходимо так же и участия граждан в профилактике преступности и повышения уровня общественной безопасности; -обеспечение прав и законных интересов граждан.

Приоритетами взаимодействия полиции со структурами гражданского общества являются: развитие института гражданского контроля над деятельностью полиции; — гласный и равноправный характер взаимодействия полиции с некоммерческими организациями, занимающимися повышением уровня защищенности граждан; — организация и осуществление общественной экспертизы нормативных актов с точки зрения их вклада в обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан; — совершенствование работы по обучению и подготовке сотрудников полиции, в том числе, с участием неправительственных организаций, включая разработку учебных программ, экспертизу методических и иных материалов, оказание методической поддержки специалистам образовательных учреждений системы МВД и преподавание отдельных учебных курсов; — выявление и профилактика нарушений со стороны сотрудников полиции; — повышение уровня защиты прав сотрудников полиции.

В целях совершенствования управления и повышения функциональной эффективности органов полиции необходимым представляется реализация комплекса мер, направленного на совершенствование системы управления органами и подразделениями посредством усиления ведомственного контроля, повышения уровня ответственности их руководителей за конечные результаты, уточнение организационного построения и перераспределения штатной численности органов полиции, позволяющего более гибко и оперативно реагировать на изменения криминальной ситуации и обеспечить незамедлительное реагирование на противоправные посягательства; — необходимо доведение системы контроля и оценки деятельности органов внутренних дел до требуемого уровня объективности; — осуществлять взаимодействие с институтами гражданского общества по формированию широкого слоя лиц, заинтересованных в оказании содействия правоохранительным органам в противодействии преступности, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Подчиненность полиции Министерству внутренних дел Российской Федерации – важнейший принцип ее организационно—правового статуса. Руководство полицией со стороны МВД России и его территориальных органов, подконтрольность и подотчетность полиции руководителям данных органов определяет институциональное место полиции в системе правоохранительных органов как структуры и составной части органов внутренних дел Российской Федерации. Служба в полиции представляет собой вид профессиональной служебной деятельности граждан на соответствующих должностях в МВД России, входящих в его систему территориальных органах и организациях. Служба в полиции это особая разновидность федеральной государственной службы. Наряду с общими признаками, свойственными всей государственной службе, она обладает специфическими чертами, которые характеризуют ее как самостоятельную часть в общей системе государственной службы Российской Федерации. Данная специфика обусловлена выполнением особых функций по обеспечению законности, правопорядка, общественной и личной безопасности, а так же по противодействию преступности и правонарушениям18. Являясь представителями власти, эта категория государственных служащих способна совершать властные действия, влекущие юридические последствия в отношении субъектов, не связанных с ними служебными отношениями. Сотрудникам полиции предоставлено право по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Говоря об Особенности административно-правового статуса полиции в РФ следует отметить, что в силу различных компетенций органов полиции существуют различные классификации обязанностей: нормотворческие, организационные и правоприменительные.

Читать еще:  Права многодетной матери в трудовом кодексе

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛИЦИИ

2.1 Современный правовой статус полиции

Изучив научную литературу можно встретить много восторженных отзывов о новом ФЗ “О полиции” , который является основным в определение административно-правового статуса полиции. Так, по мнению В.В. Черникова, «данный закон является достаточно большим шагом вперед, положившим начало преобразованию, милиции в полицию. Именно с момента вступления его в силу начинается отсчет, пишется биография новой российской полиции…». Данную позицию поддерживает С.П. Булавин: «Можно отметить, что Закон о полиции — без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства России, но и для всей ее правовой системы. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопросы, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях».

Существует и другие позиции, Закон «О полиции» как нормативный правовой акт, отражающий суть реформы органов внутренних дел, вызвал весьма критические суждения. «Это какая-то странная реформа, мало похожая на реформу… Кардинальные вопросы реформирования МВД там не решаются. Где сама концепция реформы: что реформировать, во имя чего и зачем?.

Не маловажное значение имеет мнение общественности которая считает, что принятие Закона «О полиции» — это всего лишь «ловкий ход», позволяющий создать видимость реформирования МВД, однако избежать полноценной перестройки старого механизма. Встречаются довольно резкие высказывания, суть которых сводится к следующему: принятый Закон «О полиции» — это всего лишь «декларация о намерениях», пустая демагогия, «набор красивых слов», которая в действительности только развязывает руки полицейским и существенно увеличивает количество и их прав и полномочий.

. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности по поводу данного закона отметил следующее , «принципиальных изменений в законе немного… в большей степени — это сохранение старой системы. Законопроект, который готовился в недрах МВД, отражает позицию самого МВД» . Критически настроен и С.И. Балабкин: «Отсутствует решительность в проведении реформирования, цели и намерения которого сами по себе надлежащим образом не сформулированы и не взаимоувязаны) — властные структуры действуют, преимущественно реагируя на возмущение населения и пытаясь снизить значительные финансовые издержки по поддержанию функционирования системы МВД»2.

Основным в реформе МВД призвано стать достижение приемлемого для общества качества исполнения государством правоохранительной и, в частности, «полицейской» функции. При этом изменение статуса и порядка работы полиции должны быть не только провозглашены, но и реально выполняться.

Однако при всем многообразии точек зрения на суть и значимость рассматриваемого нормативного правового акта нельзя не признать, что Закон «О полиции» содержит ряд инновационных идей, воплощающих современные политические и законодательные реалии, которые предопределяют дальнейшее развитие статусного законодательства о правоохранительных органах и специальных службах.

Анализируя Закон «О полиции», можно увидеть, что нормы, устанавливающие основные моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6. В этом заключается существенное отличие нового закона от Закона «О милиции», где положения, раскрывающие правовой статус сотрудника милиции, были рассредоточены по разным разделам, что было менее удобно.

В ФЗ «О полиции» присутствуют новые три статьи: ст. 27 «Основные обязанности сотрудника полиции» , ст. 28 «Основные права сотрудника полиции» и ст. 29 «Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции», это значительное отличие от Закона «О милиции»

Положения, закрепленные в этих статьях, образуют нормативную базу нового статуса сотрудника полиции. Как отмечают С.П. Булавин и В.В. Черников, в свое время их отсутствие в законе сильно затрудняло полноту и точность восприятия правового положения сотрудника милиции в системе государственной службы, порождало проблемы в правоприменении. Изучение нормативных предписаний Закона «О полиции» позволяет сделать вывод, что практически все права и обязанности полиции наконец-то урегулированы официально, на уровне закона, причем достаточно подробно, более того, установлены четкие юридические предпосылки и условия их осуществления2.

Значимость Закона «О полиции» заключена не только в его содержании, но и в процедуре принятия. Закон «О полиции» стал первым нормативным правовым актом, вынесенным на обсуждение в масштабах всей страны. Проект Закона был размещен в Интернете и получил более 25000 откликов и замечаний. Процедура сетевого форума, а также количество граждан, принявших участие в обсуждении, обеспечили адекватное отражение общественного мнения относительно проекта, способствовали его легитимации и улучшению его качества в целом. По результатам дискуссий большинство статей законопроекта подверглись той или иной правке.

Особенности административно-правового статуса полиции в РФ

Существует различная классификация обязанностей полиции, это обусловлено различными компетенциями ее органов и сферой их деятельности. Можно выделить такие виды как: нормотворческие, организационные и правоприменительные.

Особенности механизма реализации прав сотрудников полиции в Российской Федерации проявляются в том, что сотрудники полиции являются должностными лицами, обладающими властной компетенцией в сфере право охраны, от имени государства они могут применять специальные правовые средства, осуществлять применение юридической ответственности в отношении лиц, совершивших правонарушения. Сотрудники полиции не обладают суверенитетом и, в случаях если сотрудник сам нарушает законодательство, то в отношение него так же начинается действие законов РФ.

Повышению авторитета и доверия населения будет способствовать улучшению взаимодействия полиции и обществе, что в свою очередь окажет положительное влияние на преступность в стране . В рамках реформы полиции необходимо законодательно закрепить и обеспечить на практике участие граждан в постановке целей и задач работы полиции, формировании приоритетов ее деятельности и оценки результатов.

Взаимодействие полиции и граждан должно осуществляться на основе соблюдения следующих принципов: консолидация усилий и согласованность действий по решению конкретных задач в сфере обеспечения безопасности и поддержания правопорядка; -подотчетность обществу за качество оказанных полицией государственных и социальных услуг населению; — доступность и прозрачность нормативно-правовых и организационно управленческих основ деятельности полиции; — необходимо так же и участия граждан в профилактике преступности и повышения уровня общественной безопасности; -обеспечение прав и законных интересов граждан.

Приоритетами взаимодействия полиции со структурами гражданского общества являются: развитие института гражданского контроля над деятельностью полиции; — гласный и равноправный характер взаимодействия полиции с некоммерческими организациями, занимающимися повышением уровня защищенности граждан; — организация и осуществление общественной экспертизы нормативных актов с точки зрения их вклада в обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан; — совершенствование работы по обучению и подготовке сотрудников полиции, в том числе, с участием неправительственных организаций, включая разработку учебных программ, экспертизу методических и иных материалов, оказание методической поддержки специалистам образовательных учреждений системы МВД и преподавание отдельных учебных курсов; — выявление и профилактика нарушений со стороны сотрудников полиции; — повышение уровня защиты прав сотрудников полиции.

В целях совершенствования управления и повышения функциональной эффективности органов полиции необходимым представляется реализация комплекса мер, направленного на совершенствование системы управления органами и подразделениями посредством усиления ведомственного контроля, повышения уровня ответственности их руководителей за конечные результаты, уточнение организационного построения и перераспределения штатной численности органов полиции, позволяющего более гибко и оперативно реагировать на изменения криминальной ситуации и обеспечить незамедлительное реагирование на противоправные посягательства; — необходимо доведение системы контроля и оценки деятельности органов внутренних дел до требуемого уровня объективности; — осуществлять взаимодействие с институтами гражданского общества по формированию широкого слоя лиц, заинтересованных в оказании содействия правоохранительным органам в противодействии преступности, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Подчиненность полиции Министерству внутренних дел Российской Федерации – важнейший принцип ее организационно—правового статуса. Руководство полицией со стороны МВД России и его территориальных органов, подконтрольность и подотчетность полиции руководителям данных органов определяет институциональное место полиции в системе правоохранительных органов как структуры и составной части органов внутренних дел Российской Федерации. Служба в полиции представляет собой вид профессиональной служебной деятельности граждан на соответствующих должностях в МВД России, входящих в его систему территориальных органах и организациях. Служба в полиции это особая разновидность федеральной государственной службы. Наряду с общими признаками, свойственными всей государственной службе, она обладает специфическими чертами, которые характеризуют ее как самостоятельную часть в общей системе государственной службы Российской Федерации. Данная специфика обусловлена выполнением особых функций по обеспечению законности, правопорядка, общественной и личной безопасности, а так же по противодействию преступности и правонарушениям18. Являясь представителями власти, эта категория государственных служащих способна совершать властные действия, влекущие юридические последствия в отношении субъектов, не связанных с ними служебными отношениями. Сотрудникам полиции предоставлено право по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Говоря об Особенности административно-правового статуса полиции в РФ следует отметить, что в силу различных компетенций органов полиции существуют различные классификации обязанностей: нормотворческие, организационные и правоприменительные.

Читать еще:  Понятие коррупции ее признаки и виды

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛИЦИИ

2.1 Современный правовой статус полиции

Изучив научную литературу можно встретить много восторженных отзывов о новом ФЗ “О полиции” , который является основным в определение административно-правового статуса полиции. Так, по мнению В.В. Черникова, «данный закон является достаточно большим шагом вперед, положившим начало преобразованию, милиции в полицию. Именно с момента вступления его в силу начинается отсчет, пишется биография новой российской полиции…». Данную позицию поддерживает С.П. Булавин: «Можно отметить, что Закон о полиции — без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства России, но и для всей ее правовой системы. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопросы, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях».

Существует и другие позиции, Закон «О полиции» как нормативный правовой акт, отражающий суть реформы органов внутренних дел, вызвал весьма критические суждения. «Это какая-то странная реформа, мало похожая на реформу… Кардинальные вопросы реформирования МВД там не решаются. Где сама концепция реформы: что реформировать, во имя чего и зачем?.

Не маловажное значение имеет мнение общественности которая считает, что принятие Закона «О полиции» — это всего лишь «ловкий ход», позволяющий создать видимость реформирования МВД, однако избежать полноценной перестройки старого механизма. Встречаются довольно резкие высказывания, суть которых сводится к следующему: принятый Закон «О полиции» — это всего лишь «декларация о намерениях», пустая демагогия, «набор красивых слов», которая в действительности только развязывает руки полицейским и существенно увеличивает количество и их прав и полномочий.

. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности по поводу данного закона отметил следующее , «принципиальных изменений в законе немного… в большей степени — это сохранение старой системы. Законопроект, который готовился в недрах МВД, отражает позицию самого МВД» . Критически настроен и С.И. Балабкин: «Отсутствует решительность в проведении реформирования, цели и намерения которого сами по себе надлежащим образом не сформулированы и не взаимоувязаны) — властные структуры действуют, преимущественно реагируя на возмущение населения и пытаясь снизить значительные финансовые издержки по поддержанию функционирования системы МВД»2.

Основным в реформе МВД призвано стать достижение приемлемого для общества качества исполнения государством правоохранительной и, в частности, «полицейской» функции. При этом изменение статуса и порядка работы полиции должны быть не только провозглашены, но и реально выполняться.

Однако при всем многообразии точек зрения на суть и значимость рассматриваемого нормативного правового акта нельзя не признать, что Закон «О полиции» содержит ряд инновационных идей, воплощающих современные политические и законодательные реалии, которые предопределяют дальнейшее развитие статусного законодательства о правоохранительных органах и специальных службах.

Анализируя Закон «О полиции», можно увидеть, что нормы, устанавливающие основные моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6. В этом заключается существенное отличие нового закона от Закона «О милиции», где положения, раскрывающие правовой статус сотрудника милиции, были рассредоточены по разным разделам, что было менее удобно.

В ФЗ «О полиции» присутствуют новые три статьи: ст. 27 «Основные обязанности сотрудника полиции» , ст. 28 «Основные права сотрудника полиции» и ст. 29 «Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции», это значительное отличие от Закона «О милиции»

Положения, закрепленные в этих статьях, образуют нормативную базу нового статуса сотрудника полиции. Как отмечают С.П. Булавин и В.В. Черников, в свое время их отсутствие в законе сильно затрудняло полноту и точность восприятия правового положения сотрудника милиции в системе государственной службы, порождало проблемы в правоприменении. Изучение нормативных предписаний Закона «О полиции» позволяет сделать вывод, что практически все права и обязанности полиции наконец-то урегулированы официально, на уровне закона, причем достаточно подробно, более того, установлены четкие юридические предпосылки и условия их осуществления2.

Значимость Закона «О полиции» заключена не только в его содержании, но и в процедуре принятия. Закон «О полиции» стал первым нормативным правовым актом, вынесенным на обсуждение в масштабах всей страны. Проект Закона был размещен в Интернете и получил более 25000 откликов и замечаний. Процедура сетевого форума, а также количество граждан, принявших участие в обсуждении, обеспечили адекватное отражение общественного мнения относительно проекта, способствовали его легитимации и улучшению его качества в целом. По результатам дискуссий большинство статей законопроекта подверглись той или иной правке.

Понятие административно-правового статуса полиции

Под системой нормативно-правовых основ статуса полиции понимается совокупность нормативно-правовых актов властного характера, устанавливающих функции, полномочия и компетенцию структурированных органов полиции и полицейских в сфере обеспечения защиты прав и свобод граждан, законности, охраны собственности, общественного порядка и противодействия преступности, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов федерации, Президентом РФ иными уполномоченными органами государственной власти для реализации стоящих перед полицией целей и задач.

Сотрудниками полиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава полиции.

Сотрудникам полиции выдаются служебные удостоверения установленного Министерством внутренних дел Российской Федерации образца и специальные жетоны с личным номером. Сотрудники полиции имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Сотрудники полиции имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения указанных оружия и специальных средств определяется министром внутренних дел Российской Федерации13. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации форменная одежда полиции общественной безопасности субъектов Российской Федерации может иметь дополнительную отличительную нагрудную и нарукавную символику. Обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников полиции устанавливаются федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями. полиция административный правовой обязанность

Устанавливаются следующие специальные звания сотрудников полиции:

а) рядовой состав:

б) младший начальствующий состав:

младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции;

в) средний, начальствующий состав:

младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции;

г) старший начальствующий состав:

майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции;

д) высший начальствующий состав:

генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции

Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными. При прекращении службы к имеющимся специальным званиям сотрудников полиции добавляются слова «в отставке». Порядок присвоения и лишения специальных званий сотрудников полиции определяется федеральным законом.

Законные требования сотрудника полиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Невыполнение законных требований сотрудника полиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке. Сотрудники полиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных настоящим Законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

Сотрудник полиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственному и прямым начальникам. Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Никто не имеет права понуждать сотрудника полиции выполнять обязанности, которые настоящим Законом на полицию не возложены. При получении приказа или указаний, которые не противоречат закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

Показания сотрудника полиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в установленном законом порядке. Сотруднику полиции гарантируется судебная защита его прав и свобод. В случае несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты сотрудника полиции, предусмотренных настоящим Законом, виновные в этом должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Контроль за деятельностью полиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

Надзор за законностью деятельности полиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector