Оформление материалов и результатов налогового контроля

Оформление результатов налоговой проверки

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями.

Результаты камеральной проверки

Поскольку налоговые органы вправе в отношении плательщиков проводить проверки, согласно действующему законодательству, о вынесенном решении и о результатах этой проверки плательщики должны быть извещены. Однако в рамках налогового законодательства это не всегда так. Требования к составлению акта налоговой проверки прописаны Приказом ФНС.

Камеральной проверкой называется проверка в отношении достоверности предоставления плательщиком данных, которая проводится независимо от плательщика. То есть налоговые органы проверяют документы, при необходимости запрашивают дополнительные сведения, но не составляют акта о проведенной проверке, если у плательщика не выявлено нарушений. Данная мера не предусмотрена законом – камеральная проверка заканчивается автоматически без оповещения плательщика.

В случаях, если выявлены нарушения, налоговый орган в течение 10 дней (имеется в виду рабочих, а не календарных) составляет акт налоговой проверки, где прописывает все нарушения, требования по устранению и сроки. После составления акта налоговый орган обязан вручить документ плательщику, в отношении которого была проведена проверка, в течение 5 рабочих дней.

Акт налоговой проверки составляется в рамках действующего законодательства, включает в себя три части: вводную, описательную, итоговую.

В каждой из частей должны быть прописаны не только требования по устранению найденных нарушений, но и ссылки на законодательные акты, регулирующие налоговые вопросы. Если акт налоговой проверки составлен с нарушением норм, то плательщик вправе его оспорить сначала в налоговый орган, а при необходимости и в судебные органы.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки не требуется в том случае, если у налоговых органов нет замечаний к плательщику. В том случае, когда у организации, ИП, физического лица имеются нарушения в вопросах соблюдения налогового законодательства, акт составляется и передается в установленный законодательством срок.

Результаты выездной проверки

Под выездной проверкой подразумевается непосредственная проверка налоговыми органами или на территории плательщика, в отношении которого проводится проверка, или, если плательщик не может предоставить помещение для проверки, на территории налогового органа. При этом выездная проверка носит более тщательный характер, нежели камеральная, поскольку налоговые органы досконально изучают всю документацию плательщика, связанную с расходами и доходами. Акт налоговой проверки составляется строго в течение двух месяцев после составления справки о проверке. При этом если проверялась целая консолидированная группа, то срок увеличивается еще на один месяц.

Акт налоговой проверки составляется по всем правилам, имеет вводную, описательную и итоговую часть, где прописываются все аспекты проведенной проверки. На законодательном уровне установлен факт того, что независимо от наличия нарушений, акт о выездной налоговой проверки составляется и вручается плательщику. Даже если никаких нарушений не было, документ составляется налоговым органом, подписывается его руководителем, а также плательщиком, в отношении которого проводилась проверка.

Примечательно, что, если плательщик отказывается подписать акт о выездной налоговой проверки, документ все равно имеет силу. Налоговый орган обязан внести соответствующую метку в нем, где прописывается отказ плательщика в подписи.

Если плательщик всеми возможными способами уклоняется от получения акта, то налоговый орган вносит соответствующую запись, а затем отправляет документы с приложениями почтовым сообщением. При этом формат отправления имеет формат заказного письма, поскольку так есть возможность отследить, получил ли плательщик документы, и какого числа это произошло.

Отправление осуществляется исключительно на адрес плательщика. Например, на адрес организации или ее обособленного подразделения, но не на адрес представителя или руководителя организации.

Законом установлено, что днем получения документов считается шестой день с момента отправки. Поэтому все сроки исчисления по обжалованию акта или выражения претензий по нему начинают исчислять именно с шестого дня после отправления документа (имеется в виду шестой рабочий день). Для остальных случаев срок передачи акта составляет 5 рабочих дней.

При условии, что плательщиком, в отношении которого проводилась проверка, является ИП, физическое лицо или российская организация.

Если плательщик – это консолидированная группа плательщиков, то составленный акт выездной налоговой проверки передается в течение 10 рабочих дней ответственному участнику или его представителю.

Если плательщик – иностранная организация, то акт отправляется почтой, а днем вручения считается 20 рабочий день. Формат отправления – заказное письмо на адрес организации, а также на адрес обособленного подразделения, через которое осуществляется деятельность на территории РФ.

Порядок составления акта выездной налоговой проверки регламентируется как статьей 100 Налогового кодекса, так и Приказом ФНС.

Что указывается в акте

В вводной части акта указываются такие данные, как:

  • дата составления (следует понимать, как дату подписания акта, а не прямого составления);
  • наименование плательщика (в случае с организациями – название организации, ИП – наименование ИП, физического лица – ФИО);
  • документы, которые были проверены в ходе проверки;
  • перечень налогов и сборов, которые предписаны плательщику;
  • данные о мероприятиях, которые были проведены в рамках проверки;
  • период, в который проводилась проверка;
  • период начала и окончания проверки.

При необходимости в вводной части дополнительно указываются реквизиты плательщика или налогового органа, проводившего проверку, а также любые другие реквизиты, необходимые для проверки.

В описательной части акта прописываются все аспекты нарушений, которые были найдены в ходе проверки, а также ссылки на нормативно-правовые документы, по которым проводилась проверка, были обнаружены несоответствия.

Кроме того, именно в описательной части указываются возможные отягчающие обстоятельства для плательщика или же, наоборот, смягчающие. Если в ходе выездной проверки нарушений не было обнаружено, то это указывается в описательной части.

В заключительной части акта налоговым органом прописывается то, кем именно была проведена проверка (следует понимать, как ФИО конкретных должностных лиц), способы и сроки устранения нарушений, ссылки на нормативно-правовые документы, предусматривающие ответственность за нарушения, возможность возражения акту, список приложенных документов.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки подразумевает составления документа, как в бумажном формате, так и в электронном. При этом если акт направляется плательщику путем телекоммуникационных средств, то это не отменяет его составления на бумажном носителе, который так же направляется плательщику одним из законных способов.

К акту дополнительно могут быть приложены документы, которые подтверждают факт нарушения.

Законодательством установлена невозможность приобщения к акту, по которому проводилась проверка, документов, предоставленных лично плательщиком.

Если документы, которые прилагаются к акту, содержат заведомо неправильную информацию, то такие документы не могут быть рассмотрены в качестве доказательства совершения правонарушения в налоговой сфере. Все документы, которые касаются скрытой информации или персональных данных, могут быть представлены исключительно в форме выписок, заверяемых налоговыми органами.

Возражения

Плательщик, несогласный с составленным актом о проверке, имеет право оспорить этот акт. Законодательством предусмотрен срок в размере одного месяца на оспаривание. Плательщик имеет право выразить возражение как непосредственно налоговому органу, который проводил проверку, с предоставлением документов-доказательств, так и в судебные органы.

Налоговый орган обязан рассмотреть письменное возражение, изучить представленные документы, проверить их подлинность, а затем вынести новое решение в отношении плательщика, которое подтверждается письменным документом.

Оформление материалов и результатов налогового контроля

Оформление документации по налоговым проверкам осуществляется по формам, утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Оформление результатов процессуальных действий, проводимых в ходе налоговых проверок

Результаты отдельных процессуальных действий, проводимых при осуществлении налоговых проверок должны быть зафиксированы в документальном виде. Только после фиксации соответствующих фактов и действий результаты налогового контроля приобретают доказательственное значение. Результаты отдельных процессуальных действий могут быть зафиксированы в различных документах: актах, протоколах, экспертных заключениях, фото- и кино-документах и др. Впервые на должном законодательном уровне устанавливаются требования к оформлению указанных документов.

Протоколы процессуальных действий составляются при проведении осмотра, выемки документов и предметов, получении показаний свидетелей в соответствии со статьей 99 НК РФ.

Формы протоколов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. К протоколу прилагаются фото- и кино- материалы, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве того или иного действия.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Однако, Налоговый кодекс не устанавливает обязанности должностных лиц налоговых органов вручить копию протокола лицу, в отношении которого осуществляется данное действие. Налогоплательщику без наличия у него протокола значительно труднее обжаловать неправомерные действия должностных лиц налоговых органов, что снижает гарантии защиты прав налогоплательщиков.

Нарушение требований и порядка составления указанных выше документов, предусмотренные Налоговым кодексом, могут привести к недопустимости использования данных документов в качестве судебных доказательств о совершении тех или иных действий или о наличии тех или иных фактов.

Оформление результатов налоговых проверок

Если в результате проведения камеральной налоговой проверки выявляется факт совершения налогового правонарушения (иного нарушения законодательства о налогах и сборах), то должностные лица налогового органа, проводящие проверку, в течение 10 дней после окончания камеральной проверки обязаны составить акт налоговой проверки по установленной форме (абз.2 п.1 ст.100 НК РФ).

Налогоплательщики вправе снимать копии с материалов налоговой проверки. Такой вывод сделала ФНС в письме от 07.08.2015 N ЕД-4-2/13890.

В пункте 2 статьи 101 НК РФ прописано, что налогоплательщик «до вынесения решения по итогам проверки компания вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля».

Порядок такого «ознакомления» в НК РФ

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Читать еще:  Оформление американской визы пони экспресс

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена, обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на spp@cntd.ru, мы разберемся.

Метод оплаты:

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Оформление результатов налогового контроля;

quest16Оформление результатов процессуальных действий, проводимых в ходе налоговых проверок.Результаты отдельных процессуальных действий, проводимых при осуществлении налоговых проверок, должны быть зафиксированы в документальном виде. Только после фиксации соответствующих фактов и действий результаты налогового контроля приобретают доказательственное значение. Результаты отдельных процессуальных действий могут быть зафиксированы в различных документах: актах, протоколах, экспертных заключениях, фото- и кино-документах и др.

Протоколы составляются при проведении осмотра, выемки документов и предметов, получении показаний свидетелей. В протоколе, который составляется на русском языке, обязательно указываются место и дата производства конкретного действия; время начала и окончания действия, фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении; содержание действия, последовательность его проведения; выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (ст. 99 НК РФ). Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. К протоколу прилагаются фото- и киноматериалы, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве того или иного действия.

Кроме протоколов в ходе налоговых проверок могут составляться акты, например, акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов (ст. 91 НК РФ), а также заключение эксперта (ст. 95 НК РФ).

Нарушение порядка составления указанных выше документов может привести к недопустимости использования данных документов в качестве судебных доказательств, подтверждающих совершение тех или иных действий или наличие тех или иных фактов.

Оформление результатов налоговых проверок.Результаты налоговых проверок так же как и результаты процессуальных действий должны быть зафиксированы для того, чтобы налоговые органы на основании выявленных фактов несоблюдения налогового законодательства могли осуществить взыскание неуплаченных сумм налогов, сборов, пеней и привлечь налогоплательщика к ответственности.

По результатам выездной налоговой проверки составляются: во-первых, справка о проведении проверки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения и, во-вторых, акт выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день проведения проверки и вручается налогоплательщику или его представителю, либо может быть отправлена заказным письмом по почте в случае уклонения от ее получения.

Основным итоговым документом выездной налоговой проверки является акт установленной формы (приказ ФНС РФ от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 20 февраля 2007 г. N 8991) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки»), который составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке.

quest17В акте налоговой проверки наряду с другими реквизитами должны быть обязательно указаны:

· документально подтвержденные факты налоговых и административных правонарушений, а также других нарушений законодательства (например, нарушения валютного законодательства и др.), выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также обстоятельства, приведшие к совершению правонарушения;

· ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений;

· выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Акт выездной налоговой проверки состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Вводная часть акта выездной налоговой проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, включая дату акта проверки — дата подписания акта лицами, проводившими проверку; фамилии, имена, отчества, должности, классные чины (при их наличии) лиц, проводивших проверку, с указанием наименования налогового органа, который они представляют; указание на вопросы проверки (проводится налоговая правильности исчисления, удержания, уплаты и (или) перечисления всех видов налогов или отдельных видов налогов); период деятельности организации (физического лица), за который проведена проверка; даты начала и окончания проверки; сведения о наличии лицензируемых видов деятельности и другие необходимые сведения.

Описательная часть акта выездной налоговой проверки содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими фактами обстоятельствах, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

Содержание описательной части акта выездной налоговой проверки должно соответствовать требованиям объективности, обоснованности, полноты, комплексности, четкости, лаконичности, доступности и системности изложения фактов и выводов.

По каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения должны быть четко указаны вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится; оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях организацией (индивидуальным предпринимателем) данными, связанными с исчислением и уплатой налогов, и фактическими данными, установленными в ходе проверки (соответствующие расчеты должны быть включены в акт выездной налоговой проверки или приведены в составе приложений к нему); ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения; квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы Налогового кодекса РФ и актов налогового законодательства, которые нарушены налогоплательщиком и т. д.

В случае, если до момента вручения акта налоговой проверки налогоплательщик внес в установленном порядке дополнения и изменения в налоговую декларацию, а также уплатил недостающую сумму налога и пеней, то указанные дополнения и изменения должны быть учтены налоговым органом при подготовке акта выездной налоговой проверки. При этом в акте проверки следует указать дату представления в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации, суть внесенных дополнений и изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и пеней.

Выявленные в процессе проверки нарушения должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов, на неуплату (неполную уплату) которых данные нарушения повлияли в течение соответствующих налоговых периодов. Выявленные факты однородных массовых нарушений могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства и др.), указанные факты также подлежат отражению в описательной части акта выездной налоговой проверки.

Итоговая часть акта выездной налоговой проверки (заключение) содержит:

1. сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода или исчисленных в завышенных размерах налогов с разбивкой по видам налогов и налоговым периодам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений;

2. предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений (перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений — взыскание недоимки, пеней и т. д.);

3. выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика (его представителей) признаков налогового правонарушения и предложения по привлечению налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Обязательными приложениями к акту выездной налоговой проверки являются:

1. решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику, прилагается копия указанного постановления);

2. копия требования налогоплательщику о представлении документов, необходимых для проверки документов;

3. уточненные расчеты по видам налогов, составленные проверяющими в связи с выявлением налоговых правонарушений (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта). Расчеты должны быть подписаны проверяющим, руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) организации или индивидуальным предпринимателем;

4. акты инвентаризации имущества организации (индивидуального предпринимателя) — в случае проведения инвентаризации;

5. материалы встречных проверок — в случае их проведения;

6. заключение эксперта — в случае проведения экспертизы;

7. постановление о производстве выемки документов и предметов — в случае проведения;

8. протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т. д., а также протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля — в случае производства соответствующих действий;

9. справка о проведенной проверке, составленная должностными лицами налогового органа по окончании проверки.

К акту выездной налоговой проверки также могут прилагаться копии (в случаях производства выемки или изъятия у налогоплательщика документов — подлинники) документов, подтверждающих наличие фактов нарушения налогового законодательства; справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках (других кредитных учреждениях), подписанная проверяющим и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем; справка о месте нахождения филиалов и иных обособленных подразделений, представительств, подписанная проверяющим и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем, а также иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов налоговых правонарушений и для принятия правильного решения (постановления) по результатам проверки.

Читать еще:  Оформление содержания по ГОСТу пример

Акт выездной налоговой проверки, составленный по установленной форме, должен быть подписан уполномоченными должностными лицами налогового органа и лицом (его представителем), в отношении которого проверка проводилась эта проверка. При отказе представителя налогоплательщика от подписания акта должностным лицом налогового органа делается отметка в акте.

quest18Подписанный уполномоченными должностными лицами налогового органа акт выездной налоговой проверки со всеми приложениями к нему вручается лично руководителю организации — налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (либо их представителям) под расписку или может быть направлен почте заказным письмом (в этом случае датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки). Акт проверки может передаваться иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае, когда руководитель организации — налогоплательщика либо индивидуальный предприниматель уклоняются от получения акта налоговой проверки, данный факт должен быть отражен в акте налоговой проверки.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

Оформление материалов и результатов налогового контроля

Нарушения требований и порядка составления указанных выше документов, предусмотренные Налоговым кодексом, могут привести к недопустимости использования данных документов в качестве судебных доказательств о совершении тех или иных дей­ствий или о наличии тех или иных фактов.

Оформление результатов налоговых проверок

Результаты налоговых проверок, так же как и результаты про­цессуальных действий, должны быть зафиксированы, для того чтобы налоговые органы на основании выявленных фактов несо­блюдения налогового законодательства могли осуществить взыс­кание неуплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов.

По результатам выездной налоговой проверки составляются:

— справка о проведении проверки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка призвана за­фиксировать факт проведения выездной налоговой проверки в от­ношении данного налогоплательщика за определенные налоговые периоды;

— акт налоговой проверки.

Основным итоговым документом выездной налоговой провер­ки является акт установленной формы, который составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее 2 месяцев после составления справки о проведенной про­верке.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть обязательно указаны:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок

Содержащиеся в акте налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению нало­говыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы.

Акт налоговой проверки составляется в двух эк­земплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой вручается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю либо их представителям.

При выявлении нало­говым органом обстоятельств, позволяющих предполагать со­вершение нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экзем­плярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в 10-дневный срок в следственные органы дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела 2 См. п. 3 ст. 32 НК РФ.

Акт налоговой проверки, составленный по установ­ленной форме, должен быть подписан уполномоченными долж­ностными лицами налогового органа и руководителем проверяе­мой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. При отказе руководителя (лица, исполняю­щего его обязанности) организации-налогоплательщика (индиви­дуального предпринимателя) от подписания акта должностным лицом налогового органа на последней странице акта производит­ся запись: «Налогоплательщик от подписи отказался», заверенная подписью указанного должностного лица.

Подписанный уполномоченными должностными лицами нало­гового органа акт налоговой проверки со всеми прило­жениями к нему вручается:

1) в течении 5-ти дней со дня составления лично или иным способом, свидетельствующим о дате его получения руководителю организации-налогоплательщика ли­бо индивидуальному предпринимателю (либо их представителям) под расписку;

2) в случае направления акта налоговой проверки по почте за­казным письмом датой вручения акта считается 6-й день, начиная с даты его отправки. В этом случае к экземпляру акта, остающе­муся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления;

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, из­ложенными в акте проверки, а также с выводами и предложения­ми проверяющих в течении 1 месяца со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган пись­менное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом иди по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому ор­гану документы (их заверенные копии), подтверждающие обосно­ванность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

В результате освоения материала главы 5 студент должен:

  • • порядок составления акта камеральной налоговой проверки;
  • • порядок составления акта выездной налоговой проверки;
  • • порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • • организовывать рассмотрение материалов налоговой проверки;
  • • применять на практике полномочия должностных лиц налоговых органов в ходе реализации дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • • основными навыками организации процедуры вынесения решений, принимаемых руководителем налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • • навыками оформления документов, составляемых по результатам мероприятий налогового контроля.

Составление акта налоговой проверки

По окончании налоговой проверки должно быть произведено соответствующее оформление ее результатов. Первым документом, который необходимо рассмотреть в связи с этим, является акт налоговой проверки.

Акты камеральных налоговых проверок составляются только в случае выявления в ходе их проведения нарушений законодательства о налогах и сборах. Составляют указанные акты должностные лица налогового органа, которые такую проверку проводили. Акт камеральной налоговой проверки должен быть составлен в течение 10 рабочих дней после окончания таковой.

В случае же выездной налоговой проверки акт составляется в любом случае, независимо от ее результатов. Акт выездной налоговой проверки составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.

Акт налоговой проверки должен быть подписан проверяющими и налогоплательщиком (его представителем), в отношении которого проводилась проверка. Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт в нем делается соответствующая запись.

К акту налоговой проверки в качестве приложений должны быть приобщены документы, подтверждающие факты выявленных в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Форма акта налоговой проверки утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Также данным приказом установлены общие требования к составлению актов налоговых проверок.

Акт налоговой проверки составляется на бумажном носителе или в электронной форме.

Акт составляется на русском языке. В случае необходимости использования в тексте акта налоговой проверки сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту. Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в акте с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю.

Акт на бумажном носителе составляется только в виде утвержденной формы, заполненной от руки либо с использованием программного обеспечения и распечатанной на принтере.

Читать еще:  Можно ли заниматься бизнесом без оформления ИП

Листы акта, в случае составления на бумажном носителе, и приложений к нему должны быть пронумерованы, документ с приложениями прошнурован и заверен подписью руководителя налогового органа или его заместителя. Допускается формирование приложений к акту в виде отдельных сшитых листов. Не допускается скрепление листов акта и приложений, приводящее к порче бумажного носителя.

В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады)) и проверяемого лица или его представителя. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

Форма акта налоговой проверки утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015№ ММВ-7-2/189@ (приложение 23).

Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

В вводной части акта указываются:

  • • дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
  • • полное и сокращенное наименования организации либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого лица (участников КГН). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения, адрес места нахождения организации (участников КГН) или места жительства физического лица;
  • • дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
  • • дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки). При проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщика — контролирующего лица организации указывается срок представления налоговой декларации (расчета), установленный законодательством о налогах и сборах, которая указанным лицом не представлена;
  • • перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
  • • период, за который проведена проверка;
  • • наименования налогов, сборов, по которым проводилась налоговая проверка;
  • • даты начала и окончания налоговой проверки;
  • • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
  • • иные необходимые реквизиты.

В описательной части акта указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Содержание описательной части акта должно соответствовать следующим требованиям.

1. Объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной налоговой проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных проверяемым лицом деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены:

  • • вид нарушения законодательства о налогах и сборах, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение законодательства о налогах и сборах относится;
  • • ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского, налогового учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;
  • • ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы допроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий);
  • • оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными и (или) данными в иных документах, связанными с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки (при выявлении непредставления в налоговый орган указанных документов указываются фактические данные, установленные в ходе проверки). Соответствующие расчеты должны быть включены в акт или приведены в составе приложений к нему;
  • • квалификация совершенного нарушения законодательства о налогах и сборах со ссылками на соответствующие нормы НК РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены проверяемым лицом.

Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

2. Полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.

Каждый установленный в ходе налоговой проверки факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям, в том числе сведений: о непредставленных в налоговый орган налоговых декларациях (расчетах); о несвоевременном или неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком нарушения, и т.д.

В случае если проверяемое лицо внесло в установленном порядке изменения в налоговую декларацию (расчет), а также уплатило недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента назначения выездной (повторной выездной) налоговой проверки по названному налогу за указанный период, то указанные изменения должны быть учтены налоговым органом при подготовке акта. При представлении уточненных налоговых деклараций (расчетов) после назначения выездной (повторной выездной) налоговой проверки в акте следует указать дату представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации (расчета), ее регистрационный номер, суть внесенных изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и пени.

  • 3. Четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, но возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета.
  • 4. Системность изложения. При составлении акта по результатам выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проведенной по нескольким или по всем налогам и сборам, необходимо, чтобы порядок изложения документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах отвечал последовательности глав части второй НК РФ, регулирующих вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов. Нумерация структурных единиц текста в описательной части акта должна соответствовать числу проверяемых налогов и сборов (при необходимости в разрезе кодов бюджетной классификации) и количеству выявленных эпизодов документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах.

Информация в описательной части акта может излагаться с применением табличных форм, ведомостей, иных материалов, в том числе приложенных к акту. При вынесении в приложения описания выявленных фактов однородных массовых нарушений в тексте акта приводится изложение существа этих нарушений, со ссылкой на конкретные нормы НК РФ или иные нормативные правовые акты, нарушенные проверенным лицом, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений, и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений с указанием: периода, к которому они относятся; наименования и реквизитов документа, но которому совершена соответствующая операция; сущности операции; количественное (суммовое) выражение последствий нарушения. Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим его проверяющим должностным лицом налогового органа либо руководителем проверяющей группы (бригады).

Итоговая часть акта содержит:

  • • выводы и предложения проверяющих должностных лиц налогового органа по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусматривает ответственность за такие нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • • фамилии, имена, отчества лиц, проводивших налоговую проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • • указание на право представления возражений по результатам налоговой проверки;
  • • ссылку на количество листов приложений к акту. Это могут быть документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговой проверки, иные приложения. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, к акту не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Акт подписывается лицами, проводившими соответствующую налоговую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка или его представителем. При проведении налоговой проверки КГН акт подписывается ответственным участником этой группы или его представителем.

В акте при наличии соответствующих фактов отражаются запись об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника КГН) подписать акт, факт вручения под расписку акта и извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на бумажном носителе, факт уклонения лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя от получения акта, факт направления акта и извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки заказным письмом по почте.

При наличии вышеуказанных фактов соответствующие записи проставляются на всех экземплярах акта.

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй — вручается или направляется руководителю организации (ответственному участнику КГН), ИП либо физическому лицу (их представителям). В случае участия в проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки сотрудников ОВД акт составляется в трех экземплярах, один из которых направляется в ОВД, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

При проведении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа проверяющими должностными лицами налогового органа акт составляется в трех экземплярах (при участии сотрудников ОВД — в четырех экземплярах). При этом первый экземпляр акта остается в вышестоящем налоговом органе, второй — передается проверяемому лицу, третий — в инспекцию по месту постановки на учет проверяемого лица, четвертый — в ОВД, сотрудники которого участвовали в налоговой проверке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector